0
984
Газета Антракт Интернет-версия

16.03.2007 00:00:00

Игра в классики

Тэги: биеннале, купер, плавинский, хамдамов, бербер


16.03–02.04. Выставка «Мастера┘ Сила воли и воображения». Залы Московского музея современного искусства на Петровке.

22.03–14.04. Выставка «Мыслящий реализм». Государственная Третьяковская галерея.

В рамках II Московской биеннале современного искусства Московский музей современного искусства открывает спецпроект под пышным названием «Мастера┘ Сила воли и воображения». Из коллекции London Contemporary Art и его московского филиала для выставки отобраны работы Юрия Купера, Дмитрия Плавинского, Рустама Хамдамова и Мерсада Бербера.

Объединяет эту четверку художников не только то, что все они практически одногодки (Купер и Бербер 1940 года рождения, Плавинский ≈ 1937-го, Хамдамов ≈ 1944-го), но и то, что все они вдоволь поскитались по миру в поисках признания.

Купер, родившийся в Москве и ныне перебравшийся в Нормандию, вернулся в родной город в качестве автора декораций для постановки «Бориса Годунова» в Большом театре. Эстетский кинорежиссер Хамдамов увлекся живописью в Париже. Москвич Плавинский, известный в 1950–1960-е годы как нон-конформист, 14 лет плодотворно работал в Нью-Йорке. Бербер, уроженец боснийского городка Петровак, получив академическое образование в Люблянах и Сараево, ныне живет в Загребе.

Художники не похожи друг на друга ни по манере письма, ни по темпераменту, да и живут, наконец, в разных городах, но на выставке представлены как некий ансамбль, где голоса каждого из участников дополняют друг друга.

Сюжеты и детали, зорко подмеченные в реальной жизни, у них превращаются почти в символы ≈ будь это воздушные старомодные барышни Хамдамова, после фильма «Нечаянные радости» ставшие визитной карточкой его визуальных образов, или же лаконичные работы Купера, которые безошибочно узнаются по характерному серому цвету и мерцающему свечению, словно это свет тусклой лампочки в коммунальной квартире, где художник провел свое детство.

Замечено, что сегодня художник не может творить просто так, обязательно нужен повод, а лучше концепт. Проект Екатерины Деготь «Мыслящий реализм», стартующий 22 марта в рамках все той же биеннале, по-своему, но также посвящен некому полю, где сходятся вместе творческие потенции разных художников.

Сам проект задуман как осмысление эпохи русской живописи поколением современных художников и как диалог между ними. Пространство Третьяковки выбрано не случайно: по замыслу куратора в постоянную экспозицию будет вкраплено около 20 работ художников сегодняшнего дня (фотография, графика, видео, эскизы инсталляций, литературные проекты), которым отведена роль современного комментария к конкретным произведениям как в эстетическом, так и в социальном контексте.

По мнению самой Екатерины Деготь, современное русское искусство заново решает те задачи, которые были поставлены еще 150 лет назад. Сложилась странная ситуация: то, что сейчас творчество передвижников и вообще русский реализм XIX века воспринимается обывателем как скучная классика, картинка из букваря, для обывателей того времени было не чем иным, как актуальным искусством, формой саморефлексии и критикой искусства (в частности, станковой живописи времен академизма).

Современные же «передвижники», которые станут участниками проекта, в каком-то смысле уже классики своего дела: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Юрий Альберт, Сергей Братков, Гор Чахал, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пригов, Павел Пепперштейн и многие другие. Для массового зрителя весь месяц будут проводиться экскурсии «Русский реализм глазами сегодняшнего дня».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
935
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
938
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1197
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
970

Другие новости