0
867
Газета Антракт Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Планетарий Уилсона - пусть будет

Галина Митчелл

Об авторе: Галина Митчелл - доктор искусствознания, профессор РГГУ.

Тэги: уилсон, видеопортреты


уилсон, видеопортреты Луи Арагон называл Уилсона последним настоящим сюрреалистом.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Лет двадцать тому назад в гамбургском Талия-театре разыгрывалось (точнее, развертывалось) странное, медленное, но завораживающее действо: мерцание синего цвета, часы – на циферблатах разное время, фигуры, по преимуществу в профиль, слова, звучащие каждое само по себе – с интонацией вопреки правилам немецкой речи. Коллега из США и гамбургский критик очень обиделись, когда я среди прочих определений употребила понятие «инсталляция». А это был «Парсифаль» (в переработке Танкреда Дорста и интерпретации Роберта Уилсона).

С тех пор этот американец (а теперь и уже давно житель Европы и гражданин мира) несколько раз гостил у нас, показывал свои спектакли – мифологемы и медитации, обнаруживая и комплексы, и озарения, и рефлексии. То уводил от реальности в неживое, запредельное пространство, то неожиданно вместе с нами оказывался внутри – во всех современных контекстах. И становились понятны и масштаб, и смыслы, и замыслы, но всегда его называли, а он и не возражал, «визуальным художником».

В Таормине в 1994 году он почти плакал, когда вручали премию драматургу Хайнеру Мюллеру, тоже уводившему зрителя за пределы реальности. Их совместная работа «Квартет» растаскана на цитаты по всему миру: от Японии до Рио-де-Жанейро, от Тель-Авива до Амстердама.

Повсюду знают уилсоновские мизансцены, графичную пластику, синие щиты и свет, играющий то ли с жизнью, то ли со смертью. Но Уилсон все равно один заслужил делать все, что хочет: ездить по миру, ставить оперы и драмы, устраивать видеопоказы, работать в Большом театре в Москве и оформлять моцартовскую выставку в Зальцбурге.

Уилсон и открыл эру видеоспектаклей еще в 70-е годы, а потом заставлял зрителей часами вглядываться в пространство, где ничего не происходит┘ Имеет право.

А теперь вот видеоарт, портреты в темном пространстве, особая технология, скорее всего невероятно сложная. В результате – та самая инсталляция – напрасно ругали меня коллеги в Гамбурге в далеком 86-м году. «Визуальный художник» Уилсон, конечно же, любит пространство и работу с пространственными композициями. Это и есть его ментальность, его собственные игры. И это игровое в нем все-таки главное, а на каком-то далеком месте – поиски смысла, последних истин. Новая игра, и пусть на портретах Брэд Питт и Изабель Юппер, Михаил Барышников и Изабелла Росселини и другие знаменитости, а рядом какие-то диковинные животные, не в монтажном стыке, а просто рядом. Как и актеры, они тоже сняты в технике медленных портретов, и, несмотря на то что какое-то движение заметно, они кажутся менее живыми, чем на обычных, даже черно-белых фотографиях.

На спектаклях Уилсона само пространство, воздух сцены часто оказывается более живым, чем актеры или само действие. И здесь, на выставке, несмотря на пищащие телефоны Nokia (рекламная кампания, без этого никак), большие портреты не оживляют модель, а превращают живую натуру в фантом, более или менее загадочный, а иногда просто в плакат стиля китч. Портреты отчуждают сущность изображенных, реальных, иногда любимых, иногда не очень актеров. Игра в том, что порой знакомые персонажи неузнаваемы. Вероятно, это замысел.

В давнем зальцбургском спектакле, постановке оперы Шенберга «Ожидание», великая Джесси Норман переживала историю потерянной любви в пустом пространстве холодной вселенной, и включение в миф происходило на глазах сытой фестивальной публики. «Медленные портреты» тоже ирреальны и тоже пребывают будто бы вне времени. Так, Барышников предстает в образе святого Себастьяна. Но все же Уилсону захотелось немного гламура, а может, виновата публика – сам же художник погружался в экзистенциальные бездны и хочет нас туда окунуть. Как знать? Некая ирреальность наличествует, но не убеждает и не околдовывает, скорее всего кудеснику надоело колдовать, и он дразнит нас вместе со своими персонажами, а они хотя и движутся в замкнутых прямоугольниках фотографий, но молчат, в прямом и переносном смысле.

В отличие от характерных и для прошлого, и для нынешнего столетий тенденций, связанных с недоверием к слову, Уилсон, когда хочет, слову доверяет, но зачастую будто бы слова игнорирует, погружая публику в стихию (справедливости ради, надо сказать, холодную) цвета и света, линий и форм. И это все заменяет привычный алфавит, и художник создает новую азбуку. Медленные портреты, вероятно, тоже составят некоторую часть нового алфавита культуры.

В 20-е годы театральным людям мешал язык, они верили в пластику, искали истину в телесном диалоге, а те, кто сейчас занят зрелищной культурой, ищут то ли истину, то ли надмирный смысл в конструкциях из нетрадиционных материалов, в видеопроекциях, в компьютерной графике и в «чуде» новых технологий. И пространство у них всегда дышит, с экрана компьютера едва ли не выпрыгивают всякие человечки, крестики и нолики – все трансформируется в необычную, но уже привычную виртуальную реальность. Красивое пространство, большие мерцающие портреты, вполне серьезные посетители┘ Опасаюсь, что кто-то из коллег напишет, что присутствовал на представлении новой мистерии, но все же Уилсон почти наверняка этого не планировал. Пространство выставки – не площадь мистериального действа, а зал нового планетария, где звезды, как им положено быть, искусственные. Пусть этот планетарий живет, пусть будет┘ Но вспоминается яркий и отчаянный «Войцек» в Берлине и зальцбургская постановка «Пеллеаса и Мелисанды».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2263
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5048
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2776
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3203

Другие новости