Ф.А. Бруни. Эскиз антиминса «Положение во гроб». Середина XIX века. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
Музей имени Андрея Рублева
Андроньевская пл., 10
До 24 ноября
Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а впоследствии – кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс (вместопрестолие), стал обязательным для совершения литургии. На Руси антиминсы известны с XII века – на протяжении нескольких столетий их изготавливали рукописным способом. На выставке представлены несколько таких ранних образцов с изображением креста.
Выставка посвящена печатным антиминсам, история которых связана с реформами патриарха Никона. Экспозиция представит практически все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати. Среди экспонируемых произведений – редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами иерархов из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.