0
2288
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

29.01.2008 00:00:00

Повелители антиномий

Михаил Ильинский

Об авторе: Михаил Васильевич Ильин - профессор, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО(У) МИД РФ.

Тэги: антиномии, глобализация, политология


антиномии, глобализация, политология Доллар могуч, но не всесилен.
Фото Reuters

Слово глобализация вошло в политический и публицистический лексикон различных стран мира в 90-е годы прошлого века. Появлением этого слова мы обязаны обществоведам Джону Маклину и Рональду Робертсону – именно в их работах 80-х годов оно появилось впервые. И очень скоро было подхвачено другими учеными, политиками и публицистами: во вторую половину десятилетия оно употребляется, по подсчетам британского политолога Нейла Лазаруса, в заглавиях не менее полусотни книг и пятисот статей.

Ускользающий объект

Теперь уже легче подсчитать книги и статьи, в заглавиях которых слово «глобализация» не фигурирует. Как метко заметил известный голландский политолог Ян Схольте, возникает впечатление, будто это модное сленговое словечко (buzzword) новояза эпохи всемирной интеграции (global-speak).

Такое впечатление далеко не случайно. Среди многочисленных интерпретаций глобализации явно доминируют – хотя бы по числу публикаций – всякого рода идеологические и мировоззренческие построения. За каждым из них – собственная правда, зачастую несовместимая с другими. Отсюда впечатление небывалой пестроты мнений, мешающей вычленить в объекте главное и общее, и в конце концов – отсутствия самого этого объекта: нам предлагаются рассуждения, для которых этот объект служит лишь отправной точкой.

В то же время слово «глобализация» прочно вошло в языки мира – а значит, современному человеку оно необходимо. C помощью этого buzzword мы стремимся обозначить нечто крайне для нас важное. Пытаемся – пусть не всегда удачно – уловить, что происходит с нами и с окружающей нас реальностью.

В чем же действительный смысл слова «глобализация»? Еще в середине 90-х Колин Паркинз отмечал, что оно «используется по меньшей мере в четырех смыслах. Оно может обозначать: новое ощущение всемирной взаимосвязи; схему выработки общих хозяйственных стратегий или путь к достижению общей управляемости; процесс перемен, который усиливает общие связи; модель определения общественных отношений через понимание мира как единой социальной системы».

Что же стоит за этими четырьмя новыми направлениями наших размышлений о мире и о себе? Что скрывается за частоколом идеологизированных «правд» о глобализации?

Вызовы и развитие

Чтобы ответить на эти вопросы, политологи попытались разобраться в том, как развивалась концепция глобализации и как соотносятся между собой различные ее трактовки.

Рассмотрев их, мы поймем, что явления и понятия, которыми эти трактовки оперируют, – далеко не новые. Новое – их концентрация и интенсивность. Говоря коротко, в контексте глобализации достигли предельного выражения те процессы, которые начались пять с лишним веков назад, во времена Гуттенберга и Колумба.

Общество эпохи модернизации, в отличие от традиционного, – общество риска. Буквально каждый день оборачивается чем-то новым, непривычным, небывалым – и вместе с рисками появляются новые возможности; поэтому современное общество – это и общество развития. Поскольку возможности многообразны и непредсказуемы, возникает много разных альтернативных моделей развития.

Существовать в эпоху рискованного развития и трудно, и заманчиво. Чтобы в этих условиях выжить и добиться успеха, люди изобрели институты и практики общества модерна и освоили его антиномии. Например, научились совмещать всеобщее участие граждан в политическом процессе с персональной ответственностью и профессионализмом политиков. Так возникает институт представительного правления, который объединяет риск отчуждения власти граждан и возможность сохранения ее в новом, более рациональном и эффективном виде правления подотчетных гражданам политиков-профессионалов. Подобных институтов, в которых возможности сопрягаются с рисками, а риски – с возможностями, – множество: кредит, ипотека, страхование, капиталовложения.

Иерархия vs. самоорганизация

Сама идея развития открывается в эпоху модерна. О нем писали Жан Ламарк и Чарльз Дарвин, потом Карл Маркс и Даниэль Белл, Владимир Вернадский и Пьер Тейяр де Шарден, наконец, нынешние исследователи глобализации. Способность контролировать свое развитие – исправлять ошибки и использовать возникающие возможности – для общества модерна принципиально важна. Поначалу это умение достигается в небольших масштабах корпорации, города, затем – в масштабах отдельных государств или даже их сообществ.

Пять с лишним столетий накапливались подобные институты и практики, распространяясь из маленького западноевропейского очага – так называемого пояса городов, протянувшегося вдоль Рейна через Альпы в долину По, от Амстердама до Венеции, – сначала на остальную Европу, потом в зоны европейской экспансии и, наконец, к концу XIX столетия – на весь мир. Завершился процесс, начатый Колумбом и Магелланом. Мир «замкнулся» в своей сфере. Именно этот образ – «мир, который свернулся» – использовал Пьер Тейяр де Шарден, объясняя развитие человечества. Архаика живет в линейном, одномерном континууме воспроизведения состояний, заданных заветами предков. Традиционные уклады связаны с формированием двухмерных плоскостей исторического маневрирования, где доминантный имперский центр цивилизует всю остальную, варварскую периферию. В течение веков и тысячелетий преобладало, соединяясь с простейшими формами самоорганизации, иерархическое управление, а фактически – господство одного субъекта над другим. Модернизация позволила культивировать эти формы, делать их менее спонтанными и более сознательными. Постепенно рефлексивное по природе самоуправление стало обгонять в своем развитии, «теснить» прямое и одномерное управление, включать его структуры в свою ткань. Современность, как мы начинаем понимать только сейчас, сопряжена с созданием сферического пространства, где ни одна точка не может быть постоянным центром, но каждая способна в том или ином отношении, в течение того или иного времени выступать в роли эквивалента центра для всех других.

Планетарное регулирование

В результате замыкания земной сферы (или, по выражению Вернадского, «планетизации человечества») возникла необходимость в институтах и практиках контроля над развитием уже во всемирных масштабах. К созданию этих институтов и практик человечество оказалось не готово. XX век стал эволюционной паузой, которую заполнили неадекватные реакции на глобализационные вызовы. Результатами этих реакций стали «сбои» в виде мировых войн, тоталитарных экспериментов, насильственного навязывания тех или иных порядков. Однако одновременно накапливался опыт, а с ним постепенно все-таки находились способы воздействовать на развитие в новых условиях. Этот опыт воплотился в «волнах демократизации», планировании, социальном страховании и многом другом.

К концу 80-х годов стали появляться первые признаки того, что эволюционная пауза завершается. Появляется идея устойчивого, «поддерживаемого» и потому контролируемого развития, которая была сформулирована в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», опубликованном в 1987 году. Возникает идея перестройки – не только у нас, но и во всем мире. Именно тогда в научной литературе, как уже отмечалось, появляется слово «глобализация». В отдельных частях мира и сферах деятельности формируются гибкие и многообразные возможности целостной управляемости. Глобализация становится той категорией, которая выявляет смысл и направленность этих процессов. Ее можно понимать и определить как постепенное укрепление взаимодействия между нациями, цивилизациями и этнокультурами, ведущее к обретению взаимосвязанности и образованию структур глобальной управляемости, которые не только скрепляют прежде разъединенные фрагменты мира, но и оказывают на них преобразующее воздействие, интегрируют их и тем самым позволяют эффективно соучаствовать в глобальной управляемости.

Два последних десятилетия еще раз показали бесперспективность навязывания единых жизненных порядков всему миру. Большим достижением, однако, можно считать то, что обошлось без мировых войн и тоталитарных дисфункций – и все больше стран, народов, целых регионов доказывают, что они способны не только сами контролировать свою судьбу, но и дать достойный пример другим. Для нашей страны этот период стал завершением тренда системной деградации, приведшего к распаду Советского Союза. К концу 90-х оказались исчерпаны возможности политики простого реагирования на меняющиеся обстоятельства. Замаячила перспектива перехода к новому типу политики – к политике проактивной, то есть предполагающей формирование обстоятельств и вместе с ними – потенциала развития.

В нашей стране периодом такого перехода должно было стать президентство Путина. Сейчас можно констатировать, что в чем-то этот переход оказался удачным, в чем-то нет. Как бы то ни было, Россия стала активным участником решения всемирных проблем контроля над развитием. Однако мы сможем добиться существенных результатов только в том случае, если сумеем соотнести собственные усилия с общими вызовами глобализации и с долгосрочными трендами мирового развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
778
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2533
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1715
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1336

Другие новости