0
1690
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

Смутный образ

Лариса Паутова

Об авторе: Лариса Александровна Паутова - доктор социологических наук, директор проекта "Новое поколение", фонд "Общественное мнение".

Тэги: жизнь, изучение, человек, потребитель


Чувствительные к трендам и модным направлениям маркетологи все чаще обращаются к изучению образа жизни (lifestyle, socio-style): традиционные социально-демографические характеристики человека – возраст, пол, доход и место жительства – не позволяют описать новые практики, которые реализуются в современной жизни. То, что мы становимся потребителями тех или иных товаров и услуг, определяется не столько перечисленными характеристиками, сколько тем самым плохо уловимым, с трудом поддающимся описанию «образом». Сегодня, в эпоху стабильности, появляется все больше занятий и увлечений, которые могут объединять самых разных людей, – вегетарианство, туризм, музыкальные увлечения, распродажи, общение в сети...

Социология стиля

Разнообразие образа жизни говорит о позитивном развитии общества, об ослаблении установки на выживание. (Впрочем, в 90-е годы социологи любили приводить в пример профессора, который утром читает лекции, то есть ведет образ жизни интеллигента, а вечером «бомбит» – в течение дня переходя из одной социальной прослойки в другую, с другим стилем жизни. Нынче стилевой плюрализм носит менее экстремальный характер.)

Социологи в разговоре об образе жизни стремятся к максимальной точности и аккуратности. В обыденной речи – это всего лишь расхожее словосочетание; в социологии – одновременно мощный аналитический инструмент и метафора. Метафоричность придает новое измерение строгим данным опросов; а аналитическая сила термина состоит в том, что он вмещает очень много социологически значимых смыслов. Это экономическое положение человека, установка на получение образования, бытовые и телесные привычки, особенности мышления, жизненное целеполагание, особенности поведения и многое другое. Описывая образ жизни той или иной группы людей (социологи работают, конечно, прежде всего с группами), мы оперируем множеством данных. Чем разнообразнее части этой мозаики, тем более ярким и объемным получается описание образа жизни.

Определение ключевого фактора

Одна из интриг социологии образа жизни – вопрос о том, какой из перечисленных факторов является ключевым, определяющим для других сфер человеческого существования. Сфера занятости? Доход? Культура? Образование? Можно предположить, например, что один и тот же образ жизни ведут миллионер, студент, рабочий и домохозяйка – при условии, что они разделяют отношение к собственному телу (это будет так называемый здоровый образ жизни или противоположный ему, не имеющий общепринятого обозначения) или, к примеру, все любят животных.

Конца этому спору не предвидится. Сегодня специалисты нередко утверждают, что экономические различия между людьми в пестром мире постмодерна отходят на второй план (роль экономики начинает играть культура); но значимость такого фактора, как уровень дохода, подтверждается вновь и вновь. Какие бы современные практики образа жизни мы ни рассматривали – пользование мобильным телефоном, компьютером, интернетом; услугами няни и домработницы; вождение автомобиля, поездки за границу, воздушные перелеты; посещение салонов красоты, занятия фитнесом – везде фиксируется связь с доходом.

Связь эта устанавливается и при изучении гораздо более сложных категорий образа жизни. Один из факторов, его определяющих, – стремление к саморазвитию. В декабре 2007 года ФОМ по заказу Общественной палаты РФ проводил исследование «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике». Выяснилось, что желание выявить и развить какие-либо способности у себя или своего ребенка прежде всего свойственно россиянам с высоким материальным статусом – не испытывающим финансовых проблем, образованным жителям крупных городов.

О том, что образ жизни жестко обусловлен материальными факторами и уровнем образования, говорят и данные молодежного опроса ФОМа, который проводился в феврале с.г. в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации и охватил 1500 респондентов в возрасте 16–25 лет. В ходе опроса было выделено пять ярких молодежных типажей: «госрезерв» («чиновники»), «предприниматели» («яппи»), «офисный планктон» («клерки»), «бюджетники», «пролетарии». Образ жизни представителя каждой из этих групп, как выяснилось, в сильной степени зависит от дохода семьи, а также от образования и статусного положения родителей. Жизненные цели, представления о желаемой сфере занятости, структура досуга сильно отличаются. Что касается, например, досуга, то будущие «чиновники», как оказалось, отдают предпочтение пению и музыке, «яппи» – спорту, туризму и тусовкам, «офисный планктон» – общению в интернете, «бюджетники» – чтению, а «пролетарии»┘ рыбалке и охоте.

Вместе с тем множество исследований демонстрирует, что доход как таковой не является цементообразующим фактором образа жизни. Это относится, например, к социальной группе геймеров. Вовлеченность в компьютерные игры сегодня – важная характеристика образа жизни. При этом, в соответствии с данными того же молодежного опроса ФОМа, геймеры – это молодые люди, у которых денег либо «ни на что не хватает», либо, напротив, «хватает на все». Другой показательный пример – алкоголизм, фактор также, вне всякого сомнения, важнейший. Аналогично геймерству алкоголизм встречается как в высших, так и в низших социальных группах.

Однако в целом необходимо отметить, что нынешняя дифференцированность общества и мозаичность жизненных стилей совмещаются с усугублением социального и даже сословного неравенства. Именно поэтому с фактором дохода в большинстве случаев приходится считаться как с важнейшим. В условиях намеченного конфликта смоделировать дальнейшее развитие стилей жизни не представляется возможным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1025
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1002
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1262
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1025

Другие новости