0
2778
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.01.2009 00:00:00

Последствия социального оптимизма

Ростислав Туровский

Об авторе: Ростислав Туровский - доктор политических наук, профессор, директор Агентства региональных исследований.

Тэги: регионы, кризис


регионы, кризис Каждый должен учиться возделывать свой антикризисный сад.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Роль регионов в российской политике в связи с кризисом возрастает: на региональные власти ложится сейчас очень существенная и не всегда заметная из Центра нагрузка. Противоречие же в том, что вследствие централизации у региональных властей недостаточно свободы и полномочий, чтобы справляться с ситуацией своими силами.

С этой точки зрения в 98-м году положение регионов было лучше – в 90-х им была предоставлена достаточно высокая степень автономии, и губернаторам удавалось справляться с протестными настроениями на местах и останавливать рост социальной нестабильности. Вообще в 90-е годы именно консервативный характер губернаторской политики, которая характеризовалась в официально-либеральной риторике как препятствующая реформам, помогал сглаживать последствия этих реформ – так называемой шоковой терапии и других.

Громадье планов: болезненное расставание

Сегодня региональные власти ощущают последствия кризиса в полной мере: разработанные и продуманные ранее бюджеты приходится пересматривать и урезать, причем без гарантий того, что будет реализован хотя бы этот сокращенный бюджет. А за цифрами стоят определенные проекты, с которыми связывались перспективы и которые определяли долгосрочное развитие территорий. Амбициозные стратегии, которые разрабатывались в регионах последние годы, реализовать уже не удастся. Отменяются и многие программы, с которыми были связаны краткосрочные перспективы. Например, даже в Петербурге власти отказываются от финансирования таких крупных инфраструктурных проектов, как Орловский туннель и «Надземный экспресс», зависло решение вопроса о реконструкции аэропорта «Пулково» и его передаче в концессию частным инвесторам. Аналогичную политику проводят финансово-промышленные группы, от которых зависит региональная экономика. Останавливаются машиностроительные заводы, сокращают инвестиционные программы и снижают производство металлурги, угольщики, химики и др. От этого сильно страдают «металлургические» и «угольные» регионы – такие как Челябинская, Кемеровская, Липецкая, Вологодская области и др. Вообще - все регионы со слабо диверсифицированной экономикой. Под вопросом реализация инвестиционных программ ОГК и ТГК, созданных на месте РАО «ЕЭС России» и питающих электричеством всю страну. Кстати, иностранные ФПГ также снижают свои расходы, что, например, замедляет создание новых крупных центров российского автомобилестроения в Петербурге, Калуге и Татарстане. Регионам не до грандиозных планов, их засасывает текучка.

Регионы вынуждены идти на сокращение расходов по той причине, что резервов на региональном уровне создано не было. Качество бюджетного планирования у региональных властей низкое. Попав в ситуацию дефицита бюджета после длительного периода, характеризовавшегося профицитом, регионы оказываются не в состоянии справиться с ситуацией и ждут помощи от Центра. Многие губернаторы, которые фактически лишены возможности что-либо предпринять или боятся проявить инициативу, ждут со стороны федерального Центра готовых решений. Об антикризисных программах регионального уровня говорится довольно много. Однако в реальности регионы, которые полностью рассчитывают на административную и финансовую поддержку со стороны Центра, не в состоянии адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, не в состоянии разработать и реализовать полноценную антикризисную программу.

Центр, отдавая себе отчет в том, какую важную роль для его будущего играет стабильный региональный уровень, уже предпринял ряд адекватных мер: повысил региональную ставку налога на прибыль, обеспечив дополнительную прибавку региональным бюджетам, перераспределил акцизы на ГСМ на региональный уровень, обеспечил регионам дополнительную бюджетную помощь.

Что касается стратегического планирования, к внедрению которого региональные власти последние годы активно подталкивались, то оно учитывало исключительно сценарий неуклонного и беспрерывного улучшения ситуации в российской экономике, то есть представляло собой не более чем экстраполяцию существующих тенденций. Изъян этой логики имеет принципиально-методологический характер: в расчет не принимается цикличность экономического развития. Такое игнорирование циклического характера экономики – дань политической моде, законодателем которой был Владимир Путин, пришедший к президентской власти с тезисом об удвоении ВВП. Кризис обнажил несостоятельность подобных построений.

Рост протеста в регионах – еще один непреложный и неизбежный факт. Тенденции эти усиливаются разочарованием – несколько лет населению обещали, что жизнь будет лучше и лучше, приучали его к социальному оптимизму, «кормили» обещаниями светлого будущего. Которое, как стало теперь очевидно, не наступит.

Особенно сложной ситуация обещает быть в тех регионах, где динамика имела ярко выраженный позитивный характер: с высоты, как известно, падать больнее. Это столичные регионы, мегаполисы, моногорода с крупными предприятиями, то есть городская Россия с населением, амбиции которого сильнее, чем у периферийных жителей.

Эта территория была проблемной для партии власти и в докризисный период, поскольку «Единая Россия» опиралась именно на управляемые периферии. Теперь в городах следует ожидать новых и более сильных всплесков недовольства. Первыми такими всплесками стали акции автомобилистов, которые прошли в крупных городах Дальнего Востока и Сибири. В очередной раз растет и выплескивается на улицы недовольство пенсионеров в связи с отменой в ряде городов, например в Ижевске, транспортных льгот.


С протестом на местах назначенные руководители справляться не умеют.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

У отношений элит и населения появляются новые основания

Региональные власти находятся в ситуации необходимости, с одной стороны, не допустить массового протеста населения и в этой связи – существенного сокращения социальной части бюджета. С другой стороны, перед региональными властями стоит прямо противоположная задача – «спасти» бизнес-группы, которые находятся с этими властями в симбиотических отношениях. Ярким примером такого рода стала политика московских городских властей в отношении «приближенных» строительных компаний.

Подобная ситуация имела место в прошлом десятилетии и была для предшественников нынешних губернаторов менее тяжелой. Многие из региональных руководителей 2000-х для регионов – «чужие», ставленники госкорпораций вроде «Российских технологий» и прочих подобных групп. У них нет навыка коммуникации и прямой работы с населением, у них низкий рейтинг, это фигуры совершенно не публичные. Таковы на первый взгляд парадоксальные, а в действительности закономерные последствия применения механизма властной вертикали. Позиции назначенных и управляемых из Центра губернаторов-«винтиков» в кризисное время оказались очень уязвимыми. Примечательно в то же время, что их-то как раз Кремль и Белый дом инстинктивно оберегают, в то время как идут активные разговоры о грядущих отставках совсем других – опытных и публичных губернаторов-«долгожителей», многие из которых еще способны удержать ситуацию в своих вотчинах под контролем и могут Центру пригодиться. Впрочем, некоторые опытные и успешные губернаторы тоже проявились в сфере экономической политики не лучшим образом, что показала история Московской области.

При этом продолжение ротации губернаторов неизбежно, и в этом плане президентом должны быть продуманы «антикризисные» меры в кадровой политике, которые, по всей видимости, пока не разработаны. Губернаторские посты должны занять люди, способные ответить на новые вызовы. От этой их способности не в последнюю очередь будет зависеть рейтинг федеральных властей и, в частности, президента, который их назначает.

Вообще вся бюрократическая машина вынуждена будет перестраиваться в соответствии с новыми требованиями недовольного общества. Кризис положил конец действию прежнего социального контракта, заключенного между элитами и населением, – контракта о взаимном невмешательстве во «внутренние дела». Функционирование этого договора было основано на относительной материальной обеспеченности населения, наличии рабочих мест и возможности самореализации. Эти факторы действовали приблизительно последние пять лет, сегодня их действие прекращается. Придется менять подходы в работе с избирателями, в частности, «Единой России», успех избирательных кампаний которой до сих пор был основан на административном ресурсе. Иначе она начнет терять голоса в пользу КПРФ и «Справедливой России» – чего, впрочем, полностью предотвратить не удастся в любом случае, и итоги региональных выборов ближайших лет это продемонстрируют. Региональные выборы в октябре прошлого года уже показали первые, пусть слабые, признаки снижения общественной поддержки «Единой России», например, в Иркутской области.

Под влиянием новых вызовов система должна утратить свой моноцентризм и тем самым приобрести адаптивность, гибкость, устойчивость. Важно, чтобы это направление изменений не вступило в противоречие с политическими установками федерального Центра – от него тоже потребуется проведение более гибкой политики. Потребуются новые управленцы, способные быстро сориентироваться, адаптироваться к новым реалиям. Антикризисный менеджер – настоящий герой сегодняшнего, вернее, уже вчерашнего дня, но это фигура риторическая, а не реальная: специалистов с навыками работы в кризисных условиях в России никогда не готовили. В 90-е годы задача подготовки кадров не ставилась вообще. Кадры, которые будут рекрутироваться в ближайшей перспективе, сложились в 2000-е годы, когда ресурсов было достаточно, а публичность, умение убедительно отстаивать свою позицию перед гражданами не были востребованы. Нынешней бюрократии и единороссам придется осваивать эти навыки в процессе работы на руководящих постах в регионах и на выборах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
605
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
564
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
665
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
587