0
4513
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

31.03.2009 00:00:00

Особенности национальной экономики

Юрий Попов

Об авторе: Юрий Николаевич Попов - профессор Академии труда и социальных отношений, д.э.н., заслуженный деятель науки РФ.

Тэги: кризис, экономика, долги


кризис, экономика, долги Православие влияет на бизнес в России. Если присмотреться, сложно не заметить.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

C наступлением финансового кризиса люди начинают обвинять всех и вся в непорядочности и недобросовестности. То есть вспоминают о морально-нравственных устоях. Иными словами – начинают яснее осознавать обусловленность своего материального статуса этическими факторами.

В этой связи было бы полезно напомнить о соотношении «материального» и «нематериального» в истории рыночного хозяйства и в новейшей истории рыночной экономики.

От Аристотеля до ХСС

Через призму морально-нравственных критериев рыночная экономика рассматривалась с момента своего зарождения. Уже Аристотель (364–422 до н.э.) ввел понятие хрематистики как искусства сколачивать состояние. Этим искусством владеют, по Аристотелю, люди, целью которых является «беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». Хрематистике Аристотель противопоставляет экономику, определяемую как естественная и необходимая хозяйственная деятельность, преследующая иную цель – удовлетворение человеческих потребностей.

Христианство и ислам категорически осуждают ростовщичество и стяжательство. Резко отрицательно к этим явлениям, неотделимым от рыночной экономики, относился Фома Аквинский (XIII век), которого называют учителем христианской церкви. Поиск идеалов высокоморального и нравственного общества привел Томаса Мора и Томаззо Кампанелла, ревностных католиков, к утопическим теориям. А первым трудом Адама Смита, основателя либеральной экономической школы, стала «Теории нравственных чувств» (1759).

Кризисные периоды в истории Римско-католической церкви – подрыв авторитета католицизма, раскол в период Реформации – во многом стали реакцией на практику продажи индульгенций, грабежи, которыми сопровождались крестовые походы, и т.п.

Специфика экономических моделей в различных странах во многом определилась особенностями конфессий, в частности христианских. Так, англосаксонская модель построена преимущественно на принципах протестантской этики. Бизнес – это промысел Божий, а прибыль – знак благоволения Всевышнего. Упорный труд, экономическая рациональность, законопослушание, приоритет личного интереса – таковы нравственные ориентиры протестанта. С точки зрения протестантской этики, спекулятивная стихия, потребительский ажиотаж – это продукт алчности и гордыни, а сам кризис – кара за игнорирование принципов протестантского аскетизма. В континентальной европейской модели отражается влияние социальной доктрины католиков и, в частности, таких ее категорий, как общественное благо, социальная ответственность государства, субсидиарность, промежуточные социальные структуры, дикий капитализм и др. Можно утверждать, что социальные государства на Европейском континенте появились, в частности, под морально-нравственным воздействием христианского социального учения.

Комплекс вины как причина инвестировать

На формирование отечественной рыночной модели оказали влияние традиции и ценности православной культуры. Можно констатировать, что для российской рыночной культуры характерны правовой нигилизм, пассивность (надежда на авось), развившиеся как результат многовековой зависимости от расположения властей. В то же время нельзя отрицать, что в те периоды российской истории, которые характеризовались социально-политической устойчивостью, этический фактор (прежде всего заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя») играл в экономическом процессе очень важную роль. Этическое «измерение» экономической деятельности принимало вполне конкретные формы благотворительной деятельности и меценатства купцов и промышленников. Девизом деловой газеты «Биржевые ведомости» в начале ХХ века было: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». К 1900 году только в Москве пожертвований производилось больше, чем в немецкой, австрийской или французской столице. Федор Шаляпин писал об этом времени: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут». Это тем более важно, что в России в отличие от Западной Европы благотворительность не имела правовых (социальные обязательства) и собственно экономических (освобождение от налогов) обоснований. Можно утверждать, что расцвет благотворительности в пореформенной России стал результатом сознательного нравственного выбора предпринимателей, для мироощущения которых было характерно чувство вины перед Богом за то, что богатство, ниспосланное свыше, не употребляется в помощь ближним. Заметим, что этот комплекс вины характерен именно для православной культуры, в рамках которой богатство вообще считается чем-то постыдным.

Наконец, и коммунистический режим, пропагандируя общественно необходимый и обязательный характер труда, взял на вооружение слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).

Почва и кризис

В условиях глобализации материальное и духовное также тесно переплетаются.

Концепции и практика неолиберальной экономики привели к образованию гигантского финансового пузыря, который должен был лопнуть – и лопнул, что и стало одной из причин международного финансового кризиса. Нематериальный фактор, который также сыграл в наступлении кризиса решающую роль, – усиленно насаждавшаяся идеология потребления и противоречие, которое возникло между психологией сверхпотребления и реальными возможностями потребителя.

С другой стороны, масштабы и глубина кризиса для каждой отдельной страны будут во многом определяться как раз не факторами глобализации, а этической составляющей национальной модели рыночной экономики. Применительно к России речь идет прежде всего о борьбе с коррупцией и недопущении социальной безответственности со стороны власти и бизнеса. Об этом, в частности, недавно упомянул президент Медведев, отметив, что в России, где бизнес развивался быстрее, чем в какой-либо другой стране, для него настало время отдавать «моральные долги».

В нынешней ситуации многие представители бизнеса обращаются к государству с просьбой о поддержке бюджетными средствами, но в то же время не намереваются, по всей видимости, снижать личные запросы к уровню жизни (речь о пресловутых яхтах, островах и Куршевеле) – моральные долги отдавать необходимо, тут не поспоришь. В то же время и властью за «тучные годы» не были обеспечены условия построения инновационной конкурентоспособной экономики, развития малого и среднего бизнеса. Так что не только у бизнеса накопились долги.

Очевидно, что и морально-нравственное состояние общества, которое находится с властью и бизнесом «в одной связке», характеризуется очень низким уровнем. Как и всякий кризис, нынешний говорит нам о том, что необходимость оздоровления назрела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1409
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1349
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1573
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1297

Другие новости