0
2709
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

31.03.2009 00:00:00

Посредники укрепляют позиции

Елена Васильева

Об авторе: Елена Юрьевна Васильева - старший специалист аналитического отдела фонда "Общественное мнение".

Тэги: биржа труда, кризис, работа


биржа труда, кризис, работа Предоставление информации – это только одна из услуг, которые есть на бирже.
Фото Reuters

По данным опросов фонда «Общественное мнение», сегодня безработные составляют около 10% всего взрослого населения России. Из тех, кто в настоящий момент работает по найму, менее половины (48%) уверены в том, что в ближайшие месяцы не лишатся работы. Почти четверть наемных работников (23%) полагают, что вероятность быть уволенными для них существует, но она невысока, а 16% всерьез опасаются остаться не у дел, еще 12% затрудняются оценить свои перспективы (опрос 28 февраля – 1 марта 2009 года, 2 тыс. респондентов). Работники центров занятости в Москве, Воронеже, Екатеринбурге и Новосибирске, давшие интервью ФОМу, единогласно отмечают значительный рост числа своих соискателей. В сегодняшней ситуации, когда самостоятельный поиск работы становится более сложным, оставшиеся без работы граждане все чаще вынуждены рассчитывать именно на биржи труда.

Последняя надежда

Работники служб занятости, характеризуя «новых безработных» – то есть тех, кто лишился работы в ситуации кризиса, – часто отмечают их растерянность, пессимизм и даже агрессию. Зачастую соискатель возлагает чрезмерные надежды на службу занятости и предъявляет к ней чрезмерные требования, полагая ее долгом обеспечить ему место работы, удовлетворяющее всем требованиям. В то же время работники служб занятости видят себя посредниками между соискателями и работодателями и подчеркивают, что их функция – проконсультировать, обеспечить информацией, оказать содействие, но не «привести за руку» соискателя к идеальному работодателю:

«50% – категория граждан, которые, приходя сюда, говорят: «Вы мне обязаны найти работу», – вплоть до того, что должны договориться со всеми, чтоб меня приняли, чтоб я сразу устроился на работу».

«Нет, это идеальный вариант, что человек пришел к нам и понимает, что мы являемся посредником, это идеальный вариант, и он крайне редкий. Конечно, поиск работы – это обязанность гражданина, наша обязанность – помочь ему в этом, создать какие-то условия, дополнить его образовательный уровень или еще что-то».

«В основном, конечно, считают, что мы обязаны их трудоустроить, хотя мы всем говорим, что мы вообще не в состоянии просто это сделать. Задача службы занятости – это оказать содействие, то есть дать ту информацию, которая поступает к нам. То есть фактически мы посредники между работодателями и соискателями, но бывают такие случаи, когда нет, вы позвоните и заставьте его взять меня к себе на работу! То есть они воспринимают: конечно, я к вам пришел – и вы меня трудоустраивайте. А мы в состоянии дать только информацию, то есть мы не можем и за ручку водить, с ним ходить на предприятиях».

Возможности для обратившихся

Посредническая функция биржи труда вовсе не означает, что ей нечего предложить соискателю в качестве реальной, ощутимой помощи. Направлений деятельности служб занятости достаточно много, и все они могут быть полезны для того, кто желает сориентироваться на рынке труда.

Во-первых, биржи труда ведут обширные базы вакансий, доступ к которым имеют не только зарегистрированные соискатели, но и любой обратившийся, в том числе те работающие, кто хочет рассмотреть альтернативы своей сегодняшней занятости или подстраховаться на случай возможной потери работы.

«Нет, обратиться к нам может любой, то есть получить информацию, информационную услугу, получить вакансии по городу может любой гражданин».

Во-вторых, работники служб занятости осуществляют консультирование, помощь в повышении эффективности самого процесса поиска работы на разных стадиях: от составления резюме, подготовки к собеседованию с работодателем до юридических аспектов подписания трудового договора.

«Всю помощь, которую можем вам оказать, – составление резюме, размещение на web-портале вашего резюме, поиск работы через нашу службу занятости, возможность переобучения, повышения своей квалификации – это все мы можем предоставить в полном объеме».

«<┘>Юридически все мы грамотные и знаем, что соблюдение Трудового кодекса, необходимо заключить трудовой договор. <┘> Если человек соглашается на то, чтобы не составлять такой, это его право. И когда произойдет обман, это будет его уже ошибка, так как он пренебрег Трудовым кодексом».

Одной из наиболее популярных среди соискателей услуг, предоставляемых центрами занятости, является обучение, дающее возможность повысить квалификацию или освоить новую специальность. Компьютерные курсы, делопроизводство, бухучет, дизайн, бизнес-планирование, множество рабочих специальностей – курсы для зарегистрированных безработных бесплатны, им даже выдается скромная стипендия.

«Респондент: Это пользователь ПЭВМ, это компьютерные технологии, это дизайн, это бухгалтерский учет с изучением программы 1С или «Парус», менеджмент по продажам со знанием программы 1С, это может быть дизайн, оформление интерьера даже. Это сметное дело может быть, это предпринимательское, ну и так далее, логистика.

Интервьюер: Это соискатель должен платить?

Респондент: Нет, эти курсы, которые по направлению службы занятости, период обучения оплачивает служба занятости, и в этот же период платится еще и стипендия соискателю».

При центрах занятости часто есть службы психологической помощи, где безработный, чрезмерно эмоционально воспринимающий сложившуюся жизненную ситуацию, может адаптироваться к ней при поддержке специалистов:

«Респондент: Вот они, мне кажется, да, но большие опять же там какие-то психологические проблемы, они такие. Женщины очень много приходят в таком выведенном пограничном состоянии, когда слезы без конца, и там взрываются и начинают кричать и ругаться, ну женщины вот такие. Им тоже, конечно, нужна психологическая помощь, но я говорю, они как-то успокаиваются.

Интервьюер: И вы им оказываете ее?

Респондент: Мы конкретно нет, у нас психологов нет.

Интервьюер: Нет, не вы, а вот там?

Респондент: Да, мы направляем в те отделы, где есть специалисты, которые могут этим заниматься».

Немаловажным аспектом работы бирж труда является материальная помощь зарегистрированным безработным. Размеры пособия сегодня крайне невысоки, но в связи с ростом числа незанятых и ухудшением их перспектив ожидается небольшое увеличение старых и введение новых выплат: например, в Москве будут осуществляться выплаты на транспорт.

«Максимальное пособие с 1 января 2009 года – 4900, минимальное пособие – 850 рублей на сейчас».

«Ясно, что 850 рублей – это не те деньги, на которые можно жить <┘>. Но с 1 января 2009 года вот сейчас уже практически, в ближайшие дни, будет реализован закон о занятости города Москвы, который будет производить еще дополнительные доплаты тем, кто стоит на учете. Это будут транспортные выплаты и материальная помощь дополнительно в размере минимального пособия, будет материальная помощь и в размере половинной стоимости единого проездного билета, это выплаты на транспорт».

Отдельно следует упомянуть о специальных программах помощи наиболее уязвимым на рынке труда соискателям – инвалидам, пожилым людям, молодежи без опыта работы, некоторым другим категориям безработных.

«У нас очень много спецпрограмм, которые поддерживают именно граждан, которые относятся к категории испытывающих трудности при поиске работы. Сюда входят молодежь, предпенсионный возраст, инвалиды – ну то есть те категории, кого с нежеланием берут работодатели. И мы за то, что, как правило, вначале им платят невысокую зарплату, и мы делаем материальную поддержку тем гражданам, которые работают, то есть служба занятости доплачивает к их заработку еще, в том году это было около шести тысяч┘»


Бескрайнее бездорожье для общественных работ. Люди нужны всегда.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Кадровые агентства

Именно в силу многоплановости деятельности бирж труда, а также того, что предоставляемые ими услуги финансируются из бюджета, назвать кадровые агентства их реальными конкурентами нельзя. Большинство участников интервью сказали, что агентства не могут «тягаться» с ними, поскольку:

услуги кадровых агентств платные, а бирж труда – бесплатные;

биржи труда оказывают больше видов услуг;

кадровые агентства работают в основном с высококвалифицированными работниками и работниками редких специальностей, а биржи труда – и с рабочими, и с людьми массовых профессий;

соискатель, зарегистрированный на бирже труда, получает социальные выплаты.

Преимущества бирж труда стали более заметны именно в период кризиса, когда произошел принципиальный сдвиг на рынке труда и стороной, заинтересованной в посреднических услугах, стали не работодатели (ранее платившие агентствам за поиск сотрудников), а соискатели (не имеющие возможности платить, а сами нуждающиеся в материальной помощи).

«Респондент: <┘>Никакое кадровое агентство не оказывает государственную услугу по социальным выплатам, по профессиональному обучению, по психологической поддержке бесплатно, никакое кадровое агентство не оказывает таких услуг.

Интервьюер: И все-таки они какую-то конкуренцию составляют вам?

Респондент: Ну минимальную. Тем более в данный период времени».

«А рекрутинговое агентство, которое также продолжает брать, и непомерные деньги до сих пор берут за предоставление рабочего места, еще чего-то, и возможности у человека такой нет, да. Тем более тенденция поменялась еще в чем: если люди не могут найти работу по прежнему месту, здесь единственное – переобучение бесплатно, которое им предоставляет государственное учреждение – служба занятости населения. И из-за этого народ надеется на то, что ему могут здесь оказать существенную помощь в поиске работы».

«Видите, рекрутинговые агентства – они занимались и продолжают заниматься только высококвалифицированными кадрами. Они не занимаются с людьми со специальным образованием, они не ищут рабочих профессий. То есть они занимаются, что называется, только белыми воротничками. <┘> Поэтому в данный момент мы особой конкуренции с их стороны не замечаем, потому что у нас приходит от простого рабочего, заканчивая директором банка. Поиск работы все равно осуществляется за счет государственной службы занятости».

Таким образом, на сегодняшний день биржи труда и кадровые агентства – скорее партнеры, чем конкуренты.

«По-разному бывает, услуги у них платные, потом они не могут охватить вот такую огромную массу людей, которые обращаются к нам. Они очень с удовольствием с нами работают, они всегда присутствуют на наших ярмарках вакансий, они призывают к совместной работе, но в основном конкуренцию они не могут составить».

Местная власть

Практически в каждом интервью звучало, что биржи труда тесно взаимодействуют с районными и городскими властями, причем это взаимодействие носит не только формально-отчетный характер – в его ходе происходит обсуждение актуальных проблем, связанных с рынком труда и безработицей, а также принимаются конкретные решения. Часто в это взаимодействие вступают крупные предприятия города или района, а также учебные заведения. Судя по высказываниям интервьюируемых, в ситуации кризиса масштабы взаимодействия служб занятости и местных властей существенно возросли, и это уже на сегодняшний момент имеет свои результаты: например, в виде принятия решений об увеличении социальных выплат и создания реальных рабочих мест.

«Интервьюер: Скажите, пожалуйста, предпринимают ли власти города какие-либо шаги для борьбы с ростом безработицы?

Респондент: Во-первых, создан координационный совет при главе города Екатеринбурга, в каждом районе создана антикризисная комиссия, участником которой являемся и мы тоже. <┘> И вот создание новых рабочих мест – это, конечно, проблема, потому нужно повернуться к этому, чтобы каким-то образом снизить <уровень безработицы>, это создание новых рабочих мест, создание временной работы. Про общественные работы мы уже и с замглавой собирались два раза, меня два раза вызывали. Это создание временных рабочих мест для безработных граждан, чтобы они временно могли работать и зарабатывать средства для существования».

«Респондент: В связи с кризисом у нас только увеличилось количество денег, которое сейчас будет выплачено обращающимся к нам гражданам. Это все благодаря опять же и нашему┘

Интервьюер: Это правительство Москвы?

Респондент: У нас совместное сейчас финансирование и правительства Москвы, вот то, что я вам рассказывала, это доплата на транспорт, на дополнительную материальную поддержку, это как раз из фонда московского идет. А пособие – это идет из федерального бюджета».

«Респондент: Сейчас идет разработка целой программы общественных работ, оплачиваемых на уровне города и области. Туда войдут предприятия, она будет защищена в Москве, на которую будут выделены средства и из федерального бюджета, и из местного для поддержания безработных граждан и тех предприятий, чтобы они не производили сокращения.

Интервьюер: То есть поддержка┘

Респондент: И работодателей, и безработных однозначно».

«И на городе это тоже происходило – это создание мест для общественных работ. временные рабочие места. Общественно-полезный труд, чтобы хотя бы, пока человек не может найти себе постоянное место, его можно было привлечь на общественно-полезный труд, чтобы он мог получать заработную плату, чтобы у нас всплеска такого не было» (Екатеринбург).

Влияние растет, ресурсов не хватает

В ситуации кризиса рынок труда переживает серьезные изменения, и роль социальных институтов, выполняющих на нем посреднические функции, сильно возрастает. Более того, меняется не только степень, но и сама суть участия бирж труда в процессе самоорганизации этого рынка. Ранее службы занятости находились «на периферии» и осуществляли помощь прежде всего тем гражданам, кто по тем или иным причинам сам оказался на периферии, в маргинальном положении (инвалиды, пенсионеры, молодежь без опыта работы). Сейчас же они оказались в гуще событий, и их функции по сбору оперативной информации о положении дел с занятостью, помощи увеличившемуся потоку безработных и посредничеству между работодателями, соискателями, органами власти и предприятиями сложно переоценить. Возникает вопрос, справятся ли биржи труда с возрастающей нагрузкой, ведь уже на момент проведения интервью некоторые их представители жаловались на нехватку ресурсов и выражали пожелания по поводу расширения штата. А поскольку ничто пока не предвещает скорого окончания кризиса и стабилизации обстановки на рынке труда, сами сотрудники служб занятости в ближайшее время без работы точно не останутся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1096
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
990
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1516
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1481

Другие новости