0
10795
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.09.2013 00:01:15

Идентификация родины

Юрий Борисов

Об авторе: Юрий Васильевич Борисов – журналист, преподаватель.

Тэги: национализм, идентичность, социология


национализм, идентичность, социология Вечный российский выбор. Между храмом и лобным местом. Фото Reuters

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев выступил против объявления в России миграционной амнистии. «Мы разные прежде всего  ментально, – сказал глава региона. – Нам сложно принять их мировоззрение. Ведь, посмотрите, мигранты пытаются задержаться любой ценой. Они незаконно прописываются, заключают фиктивные браки, создают вторые семьи, в то время как на родине у них есть и жены, и дети. Для них это нормально. А для нас – нет. Так мы не просто не решим демографическую проблему, а только обострим ее до предела». 

Амнистия предлагалась как средство для решения проблем с рабочей силой. Ткачев же усмотрел в мигрантах другое: ментальность у них не та – создают вторые семьи у нас, имея на родине жен и детей. 

Сам того не ведая, бдительный губернатор поднял тему национальной идентичности. Действительно, совсем не совпадаем мы ментально с таджикскими дворниками. Мы не размещаем вторых семей ни в Душанбе, ни в Ханое. Другое дело – недвижимость или счета в банках, но опять же – если речь о Европе или США. Там уж наша идентичность, как говорится, гуляй – не хочу. Особенно если ты идентифицируешь себя не с дворником, а хотя бы с депутатом или генералом.
Ткачев прав – проблема трудовых мигрантов болезненно сложна и требует неотложного решения. Но он обозначил проблему с точки зрения идентичности. И вышло, что не в нашей ментальности – сеять многоженство на Руси. В общем, это нам неидентично. 

По словарям, идентификация – установление тождественности неизвестного объекта известному. На основании совпадения признаков. Этим «опознанием» занимаются отдельные люди, общества и государства. Результаты идентификации разнообразны и непредсказуемы. С их помощью можно и войну развязать, и людей объединить – по самым разным совпадающим признакам.
Сказать, что эта тема в России стала актуальной в последнее время – значит обидеть целые века отечественной истории. 

На Руси идентификация всего и вся вправе считаться старинной народной игрой.
Ах, сколько раз, заняв свое суверенное место в вагоне поезда, я на второй или пятой минуте путешествия наталкивался на пытливый взгляд попутчика и слышал от него такое родное, русское, сакраментальное: «Сам откуда будешь?» 

И это не праздное любопытство, а примерка, сравнение, выявление сходства или различия. Причем чем сложнее и драматичнее история общества, тем неожиданнее бывают результаты идентификации. В этом поиске случайно попавшийся земляк («земеля!!!») может стать ближе, чем кровный брат. Или наоборот – абсолютно неприемлемым попутчиком. 

Социолог и философ Лев Гудков, тщательно изучающий характер и особенности русской национальной идентичности, считает, что до сих пор это одна из самых идеологизированных и даже мифологизированных тем, обсуждаемых интеллектуальным сообществом в России.
Это обсуждение активно началось после 1812 года. Просвещенные российские умы стали трактовать Отечественную войну не просто как победу над Наполеоном. Война стала частью национальной мифологии, в которой утверждался подвиг России, одолевшей французского агрессора. Это закрепило в общественном сознании и другой, более ранний миф о том, что Россия когда-то была оборонительным щитом и с огромными жертвами закрыла беспечную Европу от нашествия диких татаро-монгольских орд. 

Так случилось, что именно два этих мифа положили начало появлению в зарождающемся российском обществе исторического спора западников и славянофилов. Последние заговорили об особой миссии России, ее уникальной идентичности. Западники, как можно догадаться, в ответ на это преклонились перед Западом. 

Спор оказался на редкость живучим. Он пронизывал все этапы последующей отечественной истории. «Противоречивость и двусмысленность «Запада» как фокуса, как важнейшего компонента структуры национальной идентификации,– говорит Гудков, – заключалась в том, что, воплощая, с одной стороны, представление о соблазняющем материальном благополучии или даже изобилии, технологическом прогрессе, военной и индустриальной мощи, присущих европейским странам, Запад одновременно представлялся как угроза потери Россией ее «изначальной самости», как неизбежное разрушение традиционного изоляционизма и состояния благой закрытости, в которой пребывала страна». 

Получалось, что человек мог понимать и признавать многие преимущества и даже пользоваться некоторыми его завоеваниями. Но одновременно его принуждали к участию в борьбе с этим же Западом. Такое раздвоение сознания в конце следующего века назовут плюрализмом в одной, отдельной взятой голове. В годы правления Сталина данный недуг лечили радикально. В истории болезни, оформляемой в виде уголовного дела, могли записать и такое: «Находясь в командировке в Бельгии, был завербован японской разведкой…» или «Был замечен вблизи американского посольства». 

На разных этапах истории «благая закрытость» родины обеспечивалась разными средствами. Как это делалось в годы террора – понятно. Но и тогда над образом и подобием державы работали с выдумкой. Достаточно вспомнить плавание по Беломорканалу парохода с западными писателями на борту. Эту феерическую поездку по просьбе Сталина организовал Максим Горький. Роскошное меню плавучего ресторана и красиво задекорированные лагеря заключенных не дали иностранцам увидеть подлинных строителей социализма. Многие из писателей разразились одами не только в адрес социализма, но и мудрого вождя. 

Но времена менялись и вынуждали менять способы защиты и сохранения этой небывалой в истории российско-советской идентичности. Поэтому на смену прямому террору приходили абсурдные обвинения людей, скажем, в преклонении перед Западом. На этой волне комсомольские дружины занимались тем, что разрезали ножницами узкие брюки стилягам, подражавшим западной моде, а девушкам стригли волосы, чтобы неповадно было косить под голливудских актрис. 

Естественно, что эти меры принимались от бессилия – «иное», «нерусское», «западное», «капиталистическое» «бесчеловечное» проникало в массовое сознание новых поколений со все большим успехом. Поэтому к спасению российской самобытности постоянно привлекались глубокие аналитические умы, сосредоточенные на русской национальной идее. Когда теоретиков великой державной миссии заносило слишком далеко, партия их поправляла. Однако, несмотря на плакаты о пролетарском интернационализме и нерушимой дружбе народов, для руководства КПСС борцы с жидомасонами, «настоящие русские патриоты» были ближе и понятнее. Но молодежь в массе своей все больше тянулась в большой мир, который уже не просто менялся, а становился глобальным. Тут и Интернет сделал свое черное дело, и высокие технологии привели к тому, что наше российское отставание уже было не спрятать. Мы оказались «не в тренде» развитых стран. 

Причем эти страны не кричат – кто не с нами, тот против нас. Им наша исключительность неинтересна. Мы ее строили, что говорится, на свою голову. Так что выбираться придется самим.
А работа предстоит совершенно непривычная. Самоидентификация страны и общества. Сегодня уже должно быть ясно, что без болезненного, смелого самоосознания того, кто мы есть, что делаем, куда идем, в чем ошибались и были не правы – движение вперед невозможно.
Да, врагов у нас вдоволь. Только я уверен, что многие из них внутри нас. Не хочу впадать в беглое перечисление. Знаю, что в этом номере есть более глубокие оценки нынешней российской идентичности, которую можно и нужно изменять. 

Так, например, считает когда-то высланный в Сибирь российский немец, писатель Гуго Густавович Вормсбехер: «Идентичность, как можно заметить, не является чем-то неподвижно-постоянным. К тому же как явление, протяженное во времени, она предстает и субъектом (в действиях, интересах, целях народа, его различных групп и отдельных представителей), и объектом (воздействия различных исторических, политических, экономических процессов и сил), и одновременно сама является непрерывным «четырехмерным» (3D+вектор времени) процессом. Так что говорить о ней – значит говорить о постоянно движущемся-меняющемся субъекте-объекте-процессе. В этом она схожа с летящей стрелой, которая «неподвижна» только в условной отдельно взятой точке своей траектории». 

Так что пока мы лишь в неподвижной точке. Но от того, как она себя поведет, зависит дальнейшая траектория полета.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1517
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3426
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2021

Другие новости