0
7141
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.12.2013 00:01:05

Между земством и туземством

Владимир Рыжков

Об авторе: Владимир Александрович Рыжков – сопредседатель партии «РПР–ПАРНАС»

Тэги: провинция, деревня, общество, народ


провинция, деревня, общество, народ На путь модернизации такая дорожка не выведет. Фото Reuters

В современной России проблема развития регионов и муниципальных образований является одной из самых актуальных и самых сложных. Причем эту сложность можно назвать рукотворной. Она создана у нас за счет того, что в российском политическом словаре стало называться строительством «вертикали власти». За последние 13 лет мы совершенно забыли о том, что российский народ, тот самый человеческий потенциал, на который политикам так нравится возлагать надежды, живет-то в основном в провинции. 

Перевернутая пирамида может упасть 

Если посмотреть на все значительные модернизации в мире последних 50–60 лет, то нетрудно заметить, что эти успешные преобразования в разных странах всегда имели очень сильную регионально-муниципальную компоненту. 

Например, Китай, начавший реформы в конце 70-х годов. Тогда в них огромную роль сыграли провинции, которые демонстрируют динамику развития и по сей день. Можно посмотреть на Бразилию после окончания диктатуры или взять Индию с ее штатами после получения независимости, послевоенную Германию, Испанию после Франко... Всюду реформы проходили после серьезных исторических потрясений. Но как-то каждая из этих разных стран обошлась без разговоров о спасительной властной вертикали, но с опорой на инициативу регионов.
Я же вообще убежден в обратном: без сильной демократической горизонтали, мощной региональной компоненты и учета муниципального фактора модернизация России просто невозможна. Об этом писал и Александр Солженицын в своей работе «Как нам обустроить Россию». Он как раз предлагал поставить в центр развития страны земство. То есть нижний уровень управления. 

В условиях нынешней вертикали и при сохранении тех диспропорций, которые она породила, разговор о движении страны вперед просто теряет смысл. 

Сильные регионы и сильное местное самоуправление определяются двумя факторами – ресурсами и полномочиями. Последние позволяют проявлять инициативу и иметь право на эксперименты. Сегодня ни в регионах, ни в органах местного самоуправления нет таких ресурсов и нет таких полномочий. Региональные и местные уровни власти зажаты вертикалью, регулированием, контролем. Их инициативы скованы Москвой, для которой главным критерием в оценке региона является политическая лояльность, а не развитие и эффективность.
Отсюда бюджетная система России напоминает перевернутую пирамиду. При такой конструкции федерального бюджета это примерно 13 трлн руб. доходов. А 83 региональных бюджета в совокупности составляют 8 трлн. И бюджеты более 20 тыс. российских муниципалитетов – это чуть больше, чем 3 трлн руб. Таким образом, более 60% консолидированного бюджета страны забирает себе федеральный Центр. И только около 8% остается местным сообществам.
Вырастить Ломоносова или заплатить за свет? 

В этом году проблемы регионов и муниципалитетов, по-моему, вообще вышли на первый план. 60% регионов подойдут к новому году с дефицитом бюджетов. Долг регионов уже достиг 2,5 трлн руб. В среднем долги регионов достигают уже четверти их доходной базы. В половине регионов наблюдается сильный спад доходов и экономических показателей. А в целом две трети регионов встретят новый год со спадом либо с нулевым ростом. 

Теперь о ресурсах развития. Какими могут быть эти ресурсы, если две трети расходов региональных бюджетов составляют социальные расходы? Около 30% – расходы на образование. То есть ресурсов на собственное развитие в регионах попросту нет.
Недавно мы отпраздновали 20 лет Конституции РФ, в которой провозглашен институт местного самоуправления. Конституция еще вроде бы есть, а вот о самоуправлении и такого не скажешь. Если взять консолидированный бюджет региона, то в нем 80% – это региональная доля и лишь 20% приходится на самоуправление. А доля, которую занимают в консолидированных бюджетах регионов сельские и городские поселения, составляет в среднем всего лишь 2%.
Это означает, что денег в таких районах хватает лишь на зарплату руководителю поселения и на услуги ЖКХ для его конторы. Разве при таком раскладе сил в борьбе за ресурсы Центр не победил Россию? 

А если серьезно – ситуация катастрофическая. Причем она выглядит таковой прежде всего на фоне затратных, коррупционных, неэффективных мегапроектов. В то время как, по оценкам специалистов, 80% жизненно важных услуг населению оказывает именно местное самоуправление. Школы, больницы, детские сады, энергоснабжение, ЖКХ – это все местные дела и проблемы. 

Так может ли страна развиваться при столь абсурдном перекосе в отношениях Центра и регионов? Вопрос, разумеется, риторический. 

Что же можно сделать в такой ситуации? Если мы хотим настоящей модернизации, должна быть кардинально перестроена модель отношений между Центром и регионами. Для этого требуется кардинальное усиление финансовой самостоятельности регионов и органов местного самоуправления. И разумеется, расширение прав и полномочий регионов и органов самоуправления на смелые эксперименты. Это ключевые шаги в повышении эффективности управления страной и ее дальнейшего развития. 
Теперь о трех необходимых и главных направлениях регионализации.

1. Развитие региональных университетов и научных центров.
2. Регионализация промышленного и экономического потенциала.
3. Регионализация налогового потенциала. 

Чтобы эта триада заработала, необходимо передать весь налог на прибыль и все акцизы в региональные бюджеты, 30% НДС распределить между регионами равномерно, пропорционально численности населения. Это позволит увеличить региональные бюджеты на 15%, сократив федеральный бюджет на 10%, и даст регионам ресурсы для развития и улучшения качества жизни людей. 

Также мы предлагаем новую пространственную структуру для России по формуле 25–100–102.
25 – это «новые столицы» России. Имеются в виду не политические столицы, а крупные культурные и экономические центры Федерации от Калининграда до Владивостока, которые должны стать драйверами роста и центрами развития. 

100 – это средние города, где есть вузы, промышленный и человеческий потенциал. Сегодня такие города угасают, но предлагаемая программа, я уверен, способна помочь их возрождению, что, помимо прочего, придаст территориальному развитию страны равномерность и устойчивость. 

И наконец, 10 инноградов. Это города, в которые будут целенаправленно внедряться развитые инновации. 

Нет сомнения, что особую роль в такой программе будет играть развитие Сибири и Дальнего Востока. Примерно 20 млн человек, живущих на этих территориях, дают 57% консолидированных доходов страны. Богатейшие ресурсы, пассионарное население, выход к Великому океану, потенциальные возможности выхода на самый крупный в мире рынок Тихоокеанского региона... Вот преимущества этой части страны. 

Восточный курс 

Сегодня из-за отсутствия специальной стратегии развития Сибирь и Дальний Восток угасают. Что могло бы дать импульс к возрождению этих территорий?
1. Развитие индивидуальной инициативы и частного сектора экономики. Хочу напомнить, что Сибирь начинали осваивать именно частные люди, которые шли туда вначале за пушниной, затем за рудой и т.д. И только потом на Восток пошло государство.
2. Ставка не на вывоз, а на глубокую переработку сибирского сырья и вывоз уже обогащенной, набравшей стоимость продукции.
3. Активная интеграция Сибири и Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион, которой сегодня не происходит.
4. Диверсифицированное привлечение для решения такой глобальной задачи ведущих инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона и ЕС.
5. Создание фондов развития восточных территорий России.
6. Приоритетное улучшение качества жизни жителей Сибири и Дальнего Востока. Сегодня по всем социальным показателям эти регионы отстают. 

Далее. Сегодня существует 100 критериев оценки работы губернаторов. Это, на мой взгляд, никуда не годится и представляет собой чистейшую фикцию. Требуется всего два критерия, которые будут реальными и действенными. Первый – развитие в регионе человеческого потенциала и комфортной среды жизни. Второй – привлечение в регион инвестиций и создание благоприятных условий для предпринимательства.
Вот эти два критерия вбирают в себя проблемы, на которые способны реально влиять региональные власти. И именно по ним надо оценивать эффективность работы губернаторов, мэров и т.д. 

Мой общий вывод таков: в условиях гиперцентрализации, продолжения откачки человеческих, финансовых, материальных и иных ресурсов из регионов в Центр дальнейшее развитие страны невозможно. Понимаю, что фраза «Сильные регионы – сильная Россия» звучит пафосно. Но поверьте, это не лозунг, а всего лишь главное условие, при котором можно еще избежать того сценария, о котором даже не хочется напоминать.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
379
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
475
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
417
Пять книг недели

Пять книг недели

0
165

Другие новости