0
11247
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.01.2018 00:01:05

Американцев ждет бесправная жизнь

Скоро в США экзамены на вождение будут сдавать только роботы

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – преподаватель университета Вашингтона и Ли, штат Виргиния.

Тэги: сша, экономика, автомобиль, авто, водительские права, общество


сша, экономика, автомобиль, авто, водительские права, общество «Беспилотник, до Свиблова за 200 поедешь?» Фото с сайта gm.com

Американские рекламы машин демонстрируют, в сущности, привлекательность водителя – элегантного мужчину, любителя быстрой езды, стройную красавицу с таинственной улыбкой, для которой форма авто превыше всего, заботливого отца, ценящего безопасность своего мини-автобуса, симпатичную мать-домохозяйку, для которой в машине важен хороший багажник. Будьте как они – уговаривает реклама.

Но на днях включаю телевизор и вижу: на экране салон машины с гладким интерьером без руля и педалей, под ветровым стеклом только небольшой компьютерный экран, по бокам которого маленькие кнопки. За окном машины виднеется город, но внутри никого – привычно красивый водитель отсутствует. Оказалось, что соль именно в этом отсутствии – это машина-беспилотник, не нуждающаяся в шофере. Компания «Дженерал Моторс» собирается выпустить такую машину в 2019 году, и это, возможно, промелькнула их реклама.

На фоне царящей в стране ностальгии по старым временам реклама беспилотной машины показалась утопией. Ведь машина без водителя – это робот, а роботы лишают американский рабочий класс хорошо оплачиваемых мест на заводах. И именно людям, потерявшим таким образом работу, Трамп обещал вернуть традиционную индустрию и отчасти поэтому победил на выборах.

«Да и отнять у американца руль еще радикальней, чем запретить ему носить оружие», – отозвался на увиденное мой приятель и университетский коллега – коренной американец, получивший водительские права в далекие семидесятые годы.

Автомобиль давным-давно стал в Америке символом свободы, силы и индивидуализма – неотъемлемым атрибутом американского самосознания.

И это не удивительно, ведь первое массовое производство машин началось именно в Америке в самом начале XX века. Выкатившись из первых цехов, автомобили немедленно превратились в символ статуса, мощи и независимости.

Начиная с послевоенных времен сороковых годов, получение водительских прав значило стать взрослым. На протяжении всей второй половины ХХ века молодой американец, не имевший машину, пусть старую и захудалую, чувствовал себя ущербно, потому что машина была не только средством передвижения, но и средством соблазна противоположного пола – признаком мужского достоинства.

Прекрасные дороги Северной Америки, щедрая максимально допустимая скорость и приемлемый по ценам бензин десятилетиями призывали американских граждан размять колеса, даже когда ехать было особенно некуда и незачем. Немало песен в ХХ веке были написаны о лихом очаровании романтических автомобильных прогулок и сексапильности машины. «Еду без всякой цели в авто, моя бэби склонилась мне на плечо», – пел Чак Берри. «Бэби, я люблю тебя за твой розовый кадиллак», – признавался Брус Спрингстийн.

«Бэби, у тебя хватит бензина?» – она спросила. «О да!» – ответил я», – стонал Принс в песне «Маленький красный корвет».

Главное – не спутать свою косметику с автомобильной.	Фото Александра Саенко/PhotoXPress.ru
Главное – не спутать свою косметику с автомобильной. Фото Александра Саенко/PhotoXPress.ru

Но в XXI веке мироощущение американцев стало меняться. Автомобиль перестал вызывать восторг у чуткого к переменам молодого поколения, открытого новшествам и, кстати, голосовавшего в подавляющем большинстве против смотрящего в прошлое Трампа.

Подростки, согласно статистическим данным, стали получать водительские права все позже и позже. Автомобиль для нового поколения перестал быть символом зрелости или мужского достоинства, и сегодня в США за рулем больше женщин, чем мужчин.

Вплоть до середины 90-х экономический рост в стране соответствовал количеству миль, проделанных американцами за рулем. Но на данном этапе между экономическим ростом и ездой на машине наметилось противоречие. Экономика США находится на  подъеме, количество же миль, проделанное американцами за рулем, упало в последнее время на 10%.

Машина всегда была дорогим удовольствием (сегодня средняя стоимость нового автомобиля 30 тыс. долл.), но это не мешало молодежи залезать в долги, покупая машину в рассрочку. Сегодняшнее все растущее безразличие к автомобилю связано не столько с бережливостью молодого поколения, сколько с изменяющимися ценностями общества.

«Хороший телефон важнее машины», – сказал мне 20-летний студент университета в штате Вирджиния. «С телефоном ты вышел в Интернет, и весь мир на твоей ладони. С помощью телефона можно общаться с кем хочешь, можно купить все, что тебе нужно, нажав на кнопку, можно вызвать Убер-такси, если тебе надо куда-то поехать», – пояснил его приятель. Ни у того, ни у другого молодого человека нет машины. «У моего соседа по комнате в университетском общежитии есть машина. Если очень нужно, он всегда предлагает», – сказал один. «А я прошу свою девушку. У нее есть машина. А у меня даже прав водительских нет», – сказал его приятель без тени сожаления.

Согласно последним исследованиям, безразличие к автомобильным радостям связано у молодого поколения с рядом факторов. Прежде всего молодежь больше беспокоится об окружающей среде, чем старшее поколение, и предпочитает менее зловредный для атмосферы общественный транспорт или даже велосипед. И действительно, общественный транспорт стал пользоваться в США беспрецедентной для Америки популярностью, а в больших городах появились на улицах полосы, отведенные для велосипедистов.

Кроме того, машина требует нераздельного внимания, а молодое поколение, по наблюдению многих, любит делать несколько вещей сразу – писать эсэмэску, что-то читать, с кем-то в этот же момент разговаривать.

Согласно опросу Харриса (Harris Poll), графу со словами «Я никогда не куплю и никогда не возьму напрокат беспилотную машину» отметили больше половины немолодых американцев. Но только 20% людей от 18 до 37 лет согласились со старшим поколением. В целом молодежь к беспилотным машинам относится с энтузиазмом.

На сегодня машины без водителя используются в США в сельском хозяйстве. Тракторы, веялки, сеялки разъезжают по полям без фермера за рулем. Во многих аэропортах мира беспилотные поезда развозят пассажиров по терминалам.

В поле и по рельсам беспилотные машины ездят по заданным правилам. Но на дороге одними правилами не обойдешься, так как  то и дело возникают так называемые угловые ситуации – на дорогу упала ветка дерева, водитель другой машины сделал знак рукой, пропуская свою очередь на повороте, и т.д.

Проблема эта оказалась разрешимой. В 2012 году появился новый тип программного обеспечения, называющийся «глубокое познание» (deep learning). Это новое программное обеспечение позволяет машине классифицировать случайные предметы с точностью человеческого интеллекта. «Умение» правильно классифицировать предметы совершенно необходимо в свободной среде с непредсказуемыми факторами. Новшество заключается в том, что это программное обеспечение является продуктом работы не человека, а другой программы, скармливающей программе «глубокое познание» целые ведра гигабайтов со зрительной информацией, полученной от видеокамер с движущихся машин. Ход Липсон и Мельба Курман в книге «Без водителя. Умные машины, и дорога в будущее» (Driverless. Intelligent Cars and Road Ahead), объясняя работу новой системы, приводят такой пример: «Традиционная система программного обеспечения, построенная на системе заданных правил, увидев кошку на велосипеде, не будет знать, как классифицировать этот образ. Новая система сосредоточится на элементах, определяющих, что это за зверь, – острые ушки, длинный хвост. Несмотря на необычность ситуации, новая система справится с классификацией и поймет, что хотя это существо на велосипеде – это все равно кошка».

По мнению фирмы HIS, занимающейся статистикой автомобильного рынка, – будущее на пороге. Массовая продажа беспилотных машин начнется в 2025 году.

Эксперты сходятся во мнении, что пользы человечеству от беспилотных машин может быть немало. Прежде всего увеличится безопасность на дорогах. Согласно Всемирной организации здравоохранения, смерть в автомобильных авариях – это причина номер один смерти людей от 16 до 29 лет и причина номер два смерти людей всех остальных возрастных групп. Каждый год на дорогах мира погибает больше миллиона человек.

В основном автокатастрофы происходят из-за ошибки водителя. В отличие от человека машины-беспилотники не будут напиваться пьяными, не будут уставать, отвлекаться, задремывать на дороге. По подсчетам, когда в США 90% машин на дорогах будут беспилотники, количество несчастных случаев в год уменьшится более чем в три раза.

В положительную сторону изменится и жизнь в городах. На улицах будет тише. Не будет тревожных сирен и яростного гуденья, рассчитанных на реакцию других водителей.

Специалисты предполагают, что машин в городе будет на 90% меньше, так как большинство городского населения предпочтет, вероятно, коммунальное пользование беспилотниками. В любом случае исчезнут машины, загромождающие парковки и обочины тротуаров во всех городах мира. Доставив хозяина до места назначения, машина без шофера сможет спокойно вернуться домой и никому не мозолить глаза в центре города.

Улучшится и ситуация на шоссе. Машины смогут ехать близко друг к другу, как караван гусей, чей полет облегчается разрезающим воздух вожаком. Движение в потоке воздуха, созданного первой машиной, даст возможность автомобилям, и особенно грузовикам, более экономно расходовать топливо.

Кроме того, уменьшенное расстояние между движущимися машинами, по некоторым подсчетам, создаст на 60% больше места на дороге – до свидания, пробки!

Но вслед технологическому прогрессу всегда слезы. Транспорт без водителей уничтожит целые профессии. Все более усовершенствующиеся роботы будут неизбежно вытеснять одну группу рабочих и служащих за другой.

О том, как будет выглядеть мир с беспилотными машинами, я расспросила молодого специалиста по искусственному интеллекту и главу нью-йоркской фирмы HyperScience Питера Бродски:

«Машина без водителя – это огромный технологический скачок именно потому, что компьютерные программы пишет теперь не человек, а другой компьютер. Значение такого технологического скачка можно сравнить только с изобретением двигателя. Но если двигатель заменял работу человеческих мускулов, то новая система искусственного интеллекта заменяет собой работу человеческого мозга. Так же как мускулы не могут сравниться с мотором, никакой человеческий интеллект не сможет проделать работу компьютера».

Как и большинство людей его поколения, Бродски обеспокоен состоянием окружающей среды и считает, что с машинами-беспилотниками воздух станет чище:

«Скорее всего большинство беспилотных машин будут работать на электричестве. Машины, работающие на электричестве, сейчас существуют, но проблема в инфраструктуре. Машины долго заправляются, и мест на дорогах, где можно подключить машину к сети, мало. Беспилотные машины, отвезя пассажира, не обязательно должны заправляться на заправках вдоль дороги. Для беспилотных машин проблемы с инфраструктурой будет решать гораздо проще».

Когда речь идет о движении на дорогах, Бродски, как и большинство его сверстников, испытывает совершенное доверие к искусственному интеллекту:

«Все это не утопия – будущее уже здесь. Совсем недавно компания «Дженерал Моторс» подала прошение разрешить в этом году тестирование беспилотных машин в Нью-Йорке. На данном этапе в машине будут сидеть два пассажира – инженер, который будет давать оценку работе беспилотника, и еще один наблюдатель. Но эти пассажиры – дело временное. Программа, руководящая машиной, уже работает намного лучше человека».

По мнению Бродски: «Очень важно, чтобы новая транспортная система не оказалась во власти какой-нибудь монополии. Потому что контроль такой монополии над гражданами может быть безграничен. Чтобы этого не случилось, нужно соответствующее государственное законодательство.

Кроме того, история технологий – это история массовых увольнений. Смысл техники в том, чтобы упразднять труд. В США 3,5 млн водителей-дальнобойщиков. В некоторых штатах это самая массовая профессия. С появлением беспилотных грузовиков дальнобойщики неизбежно потеряют работу. Потеряют работу и водители такси, и водители общественного транспорта.

Нужно, чтобы государство могло конструктивно разрешить проблему таких людей. Вместо того чтобы заниматься собственной популярностью, обещая возврат к прошлому, правительство должно быть готово помогать людям переквалифицироваться и оказывать им финансовую поддержку. Без разумного подхода прогресс науки и технологии может обернуться для миллионов людей трагедией».

Вашингтон

NEZG_02.jpg
























NEZG_01.jpg
























Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
745
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
776
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
631
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
543

Другие новости