0
151814
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

21.12.2020 19:15:00

«Войнушка» была настоящей

На парламентских выборах в 1919 году имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях

Леонид Матвеев

Об авторе: Леонид Васильевич Матвеев – инженер, любитель классического искусства.

Тэги: поэзия, история, италия, маринетти


10-12-9480.jpg
Филиппо Маринетти желал «утвердить
абсолютное право четырех миллионов солдат
на управление новой Италией». 
Фото из журнала «Штурм». 1913
«Истребитель Паралича и Подагры, поэт-фейерверк, поэт-пулемет!» – так отрекомендовал итальянца Филиппо Маринетти Корней Чуковский, критикуя своих отечественных футуристов в альманахе «Шиповник». Наш детский поэт не заметил, что в русском футуризме милитаризма нет в отличие от того, кем восхищался автор «Мойдодыра».

Между тем 22 декабря 1876 года на свет появился отец итальянского футуризма Филлиппо Томмазо Маринетти. Это случилось в египетской Александрии в семье богатого адвоката. Его детство прошло в Париже, там же он основал свой первый литературный журнал «Папирус», а впоследствии был исключен из колледжа за подпольное распространение запрещенных книг.

Получив в генуэзском университете юридическое образование, Маринетти предпочел ему литературное творчество, и в начале 1909 года не где-нибудь, а в «Фигаро» он публикует не прозу или поэзию, а сразу футуристический манифест («Le Futurisme»).

Сочинение наполнено радикализмом, направленным против всего консервативного и догматичного в культуре: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огонь к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!».

Так Маринетти обозначил свои футуристические взгляды, эстетику и этику, воспевающие такие ценности, как риск, смелость, право на бунт, захват и т.д. Этими и другими подобными качествами должен, на его взгляд, обладать «человек длинной воли».

Поэтому и война была названа футуристами единственной очистительной силой, «гигиеной человечества». Маринетти это нравилось. Первая мировая началась летом 1914 года, но наш эстет и охотник до острых ощущений уже в 1911–1912 годах отличился тем, что в качестве военного журналиста принял участие в итало-ливийской войне. Но это бы ладно, все-таки итальянец. Но что его толкнуло в конфликт болгар с турками?

В 1914 году он в Москве и Петербурге делился опытом с русскими футуристами. А в августе Маринетти уже вступил добровольцем в Ломбардийский батальон, где затеял пропагандировать вступление Италии уже в мировую войну. Для этого он использовал футуристическое издание «Лачерба», в котором вдруг появились политические публикации. Руководство футуристического движения в Милане через некоторое время превратилось в военный штаб. Но когда дело дошло до манифестаций с публичным сожжением австрийского флага, это событие привело Маринетти в тюрьму.

Весной 1915 года Италия вступила в войну на стороне стран Антанты. И Маринетти вместе с другими футуристами добровольно ушел на фронт. Там он отличился в качестве командира броневика. Футуристы и боевая техника, как выяснилось, друг друга поняли быстро. Тогда Филлиппо был награжден медалью.

А после окончания Первой мировой произошло организационное оформление политического крыла футуризма. Так возникла партия футуристов во главе с Маринетти: с соответствующим манифестом, разделившим функции партии и одноименного направления в искусстве. «Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», – говорил наш герой еще в сентябре 1918 года.

Политическую партию стала представлять газета «Футуристический Рим», основанная Маринетти. И, может быть, на этом перекрестке судьбы начались выступления Маринетти с радикально-националистических позиций, и уже в 1919 году он вступает в фашистскую партию.

А какая партия на пути к власти не говорит того, что хочет слышать народ? Писатель Юрий Трифонов как-то заметил, что фашизм – это «приход худших людей».

Исторически известно, что ранний итальянский фашизм вышел из активности двух национальных литераторов того времени – Маринетти и Д’Аннунцио. Причем это проявилось не только в формировании идеологии и сочинении лозунгов, но и в прямых реальных действиях: Маринетти сам азартно организовывал фашистские боевые группы, участвовал в разгоне демонстраций и нападении, скажем, на редакцию газеты «Аванти», «желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией».

Добровольцы во главе с Габриэле Д’Аннунцио осенью 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем футуристический вечер. Может быть, поэтому через два месяца на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях. Но в парламент этот политический дуэт пройти не смог. Их обвинили в незаконном хранении огнестрельного оружия. Правда, вскоре их освободили.

А в мае 1920 года Маринетти с соратниками пошли на очередное провокационное выступление. Это были протесты против сближения Муссолини с клерикалами и монархистами. Не добившись успеха, протестанты вышли из фашистской партии.

Правда, художественная натура Маринетти подсказала ему остаться «беспартийным фашистом». Более того, в 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он пишет о победителе статью под верноподданническим названием «Итальянская Империя – в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!».

В 1942 году Маринетти появляется в СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса, где тяжело заболевает. И 2 декабря 1944 года после сердечного приступа он умирает в отеле на озере Комо.

Но это, как мне кажется, уже не итальянская история.

Футуризм пригодился в России, взявшей у Маринетти и культ машины, и культ революционного насилия. Недаром опубликованный в 1910 году текст Маринетти назывался «Война, единственная гигиена мира». Да и сам творец нового течения был хорошим стрелком, писал восторженные репортажи с военных фронтов и не испытывал трепета перед насильственной смертью. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3025
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2660
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1634
У нас

У нас

0
1596

Другие новости