0
1043
Газета Учебники Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

Чтобы поняли

Тэги: школа, история, учебник


Среди множества предметов, изучаемых в школе, пожалуй, трудно выделить более сложный или простой. И все-таки очевидных трудностей, которые возникают сегодня с преподаванием истории и с учебниками по этой дисциплине, нет ни в каком другом школьном курсе. Выпускается огромное количество учебных пособий, представляющих различные методологические подходы и школы, методы изучения и интерпретации. Разобраться в этом разнообразии не под силу не только ученику, но часто и учителю. Не говоря уж о профессиональной оценке пособий и методик.

Сегодня в духе времени на смену грубо-материалистическому пониманию истории в школу приходят другие трактовки и подходы - культурологический, антропологический, цивилизационный и др. И авторов новых учебников упрекают теперь или в отсутствии патриотического воспитания, или, напротив, в чрезмерно национальном подходе; в отрицании факта влияния экономики на историю или в остаточном марксизме-ленинизме... К тому же редко в каком учебнике отсутствует метание между излишним академизмом и чрезмерным упрощением.

А что же историки? Современная профессиональная историческая наука или не может, или не стремится оказывать решающее воздействие на формирование исторического сознания общества. Тем сложнее оказывается преподавание истории на начальном этапе, то есть в школе, когда ученики подобны еще "белому листу". Педагог должен помочь им научиться разбираться в исторических событиях, оценивать факты, делать выводы, но при этом он не должен скатываться до уровня агитатора, популиста или навязывать свою собственную точку зрения. Именно поэтому в "Новой концепции школьного исторического образования" сказано, что парадигма исторического образования смещается от принципа ученик-учитель к принципу ученик-учебник. Следовательно, для формирования исторического мышления и исторического сознания нужен новый учебник, основанный на принципах гуманизации школьного исторического образования и гуманистической психологии.

К новому 2000/2001 учебному году издательство "Просвещение" выпустило в свет целый ряд учебников нового поколения по российской и всеобщей истории. Эта серия создана при взаимодействии с сотрудниками Институтов российской и всеобщей истории и выходит под редакцией известных ученых-историков, член-корреспондентов РАН А.Н. Чубарьяна и А.Н. Сахарова. В серию по всеобщей истории вошли: "История древнего мира. 5 класс" В.И. Уколовой, Л.П. Маринович; "История средних веков. 6 класс" В.А. Ведюшкина; "Новая история. 7 класс" А.В. Ревякина, А.П. Черных; "Новая история. 8 класс" А.В. Ревякина; "Новейшая история зарубежных стран. 11 класс" А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева.

Написанные на основе новой концепции, разработанной в упомянутых научных институтах, учебники представляют собой единую линию, подразумевающую непрерывность исторического образования. Разумеется, соблюдены требования Обязательного минимума содержания исторического образования, на основе которых разработаны авторские программы; в соответствии с личностно-ориентированным подходом создан разноуровневый методический аппарат. Но уже в подходе авторов стремление идти в изучении предмета гораздо дальше и глубже минимума.

Смещение предлагаемой в учебниках информации на цивилизационный уровень требует от учащихся большого знания фактического материала. Для этого в учебниках сохранен "разумный академизм". В книгах представлена сбалансированная история, в которой государственно-политическая и экономическая истории взаимодействуют с социальной, гражданской, культурной, религиозной, антропологической историями.

Новый подход предполагает, что учащиеся будут изучать исторические факты и события в диалогической форме. Такой "по-бахтински" интерпретируемый диалог позволит школьникам понять историю, время, а не только "выучить" и "оценить" ее с точки зрения современного человека. В учебниках изучаются проблемы и сюжеты, не потерявшие своей актуальности и в наши дни, создающие объективное представление о направлении и характере исторического процесса; уделяется внимание понятию "историческая случайность", проблеме революций и реформ. Авторский текст подкреплен хронологическими таблицами, схемами, рисунками и чертежами, картами и справочными материалами, среди которых словари исторических понятий и терминов, исторических имен и т.д. Приводятся первоисточники, произведения изобразительного искусства, свидетельства очевидцев, портреты современников. Выбор способов раскрытия знаний (авторского текста, документа, картосхемы, картины и т.д.) определяется в каждом конкретном случае применительно к раскрываемому содержанию.

Еще одно замечание: в этих учебниках устранено неоправданное дублирование информации. Терминология обогащается постепенно, вместе с повышением теоретического уровня преподавания предмета. Во всех учебниках присутствуют единые приемы шрифтового выделения и оформления учебных текстов, преемственность в методическом аппарате.

Наконец, каждый учебник, входящий в новую серию, сопровождают дополнительные учебные материалы и пособия: учебная тетрадь, методическое пособие для учителя, книга "За страницами учебника", атлас по зарубежной истории, наглядные пособия и специальные учебно-игровые материалы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1503
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1712
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1815
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4150

Другие новости