0
999
Газета Учебники Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

Русская школа экспериментов

Евгений Бунимович

Об авторе: Евгений Бунимович - депутат Московской городской Думы, заслуженный учитель России, член президиума Федерального экспертного совета при Министерстве образования РФ и исполкома русского ПЕН-центра.

Тэги: образование, реформа


КОГДА я учился в школе, наш учитель истории Людмила Петровна часто говорила: "А теперь закройте учебники и тетради, и я вам расскажу, как это было на самом деле". В то время недоверие к учебнику, особенно в области общественных дисциплин, было нормой. Хороший учитель (впрочем, не только историк, но и математик, и физик) считал своим долгом "учить не по учебнику", а по собственным разработкам.

Про Фому и про Ерему

Эта специфическая тенденция с приходом перестройки внезапно обрела законодательную базу. Зарплата учителя стала зависеть от разряда, а для получения высших позиций в разрядной сетке учителя обязали разработать собственную "авторскую" программу. Что абсурдно, поскольку учительство и сочинение программ - это разные профессии. Так стиль, сложившийся в советское время как результат презрения к единому, идеологизированному, никак не удовлетворяющему разнообразным образовательным потребностям учебнику, в постсоветское время превратил добросовестного учителя фактически в заложника: коли он хочет получать чуть больше, должен, героически преодолевая трудности, работать не по учебнику.

Хочется надеяться, что страна наша наконец войдет в нормальный, негероический период своей жизни, все займутся своим делом и учителя перестанут считать зазорным преподавать все-таки по учебнику. Но для этого, естественно, нужны учебники современные, качественные - и по содержанию, и по полиграфии, рассчитанные на разные уровни усвоения.

Правда, задавая вопрос, каким должен быть учебник, мы еще до проблем научных и методических сталкиваемся с проблемой законодательной. Нынешний закон об образовании вышел в 1992 году, и с тех пор уже почти десять лет, предусмотренных этим законом, базовых стандартов по школьным предметам все еще нет. Кстати, не утверждены и базовые программы!

В такой ситуации написание учебника превращается в игру без правил. К примеру, на экспертном совете я прочитал изрядное количество учебников по математике для старшеклассников-гуманитариев. Но их невозможно сравнивать - они совершенно разные не только по стилю изложения, что нормально, но и по содержанию, что абсурдно. Один про Фому, то бишь про фракталы, другой про Ерему, то бишь про правильные многогранники. Третий про матлогику, четвертый - тоже про мат-, но уже статистику.

Я не самый главный сторонник Путина в нашей стране, но я с ним полностью солидарен, когда весной в своем президентском Послании он сказал, что стандарты для средней школы в этом году должны быть наконец утверждены. Потому что нельзя в очередной раз ставить телегу впереди лошади: начинать надо не с учебников, а с определения содержания образования. А вот помимо, вне, больше, глубже базовых стандартов - пожалуйста, сколько угодно, и вот тут-то и может проявиться то разнообразие школ, на которое я, ярый поборник вариативности и осмысленных инноваций в образовании, очень надеюсь.

Срока мотали длинные...

Напрямую связан с проблемой учебника и пресловутый переход на 12-летнее среднее образование. Прекрасно это или ужасно - отдельный разговор, но уж точно удивительно: ведь ни в национальной образовательной доктрине, ни в программе правительства о 12-летке нет ни слова! Меж тем создается впечатление, что Министерство образования занимается сейчас только 12-леткой. Радует в этом пока только одно: удалось добиться, чтобы 12-летку не насаждали повсеместно, как при Петре картошку. "Проводится эксперимент". Но при этом, увы, совершенно упускаются из виду проблемы сегодняшней обычной - восьмилетней, девятилетней, одиннадцатилетней школы.

К тому же на штучном, экспериментальном этапе у нас, как известно, вообще всегда и все получается. Всегда умели отдельно взятую блоху подковать, презирая фордовский конвейер! Когда АЗЛК собрал одну машину для Лужкова - все было о"кей. А как перешли к массовому производству, оказалось, что "Князья Владимиры" и "Калиты" ну всем хороши, только вот ехать не могут - все время ломаются...

Так и здесь: когда эксперимент проходит в десятке школ, когда над ними и Академия образования, и соответствующее министерство, когда им помогают, дополнительно финансируют, и вообще это - хорошие школы (потому что какая плохая школа пойдет на эксперимент?), - уверяю, все получится. Я ведь и сам уже 25 лет учительствую в экспериментальной школе Академии образования и знаю, о чем говорю.

И еще - я не понимаю, что такое эксперимент по срокам обучения? Если школа - место, куда ребенку хочется идти, тогда можно и на класс дольше. Если же школа воспринимается учеником как казарма или даже тюрьма, то, как известно, чем меньше срок мотать - тем лучше. И все-таки эксперимент начался - в 1-х и 10-х классах в нескольких регионах России, да и в Москве уже с первого сентября десяток школ пробуют себя на ниве 12-летки.

Профилирует жизнь

Я всю жизнь работаю в старших классах и убежден, что здесь уже сегодня нужен не просто эксперимент, а самые глубокие реальные изменения. Нынешних старшеклассников не стоит и пробовать стричь под одну гребенку - два часа физики в неделю, два часа истории, два часа биологии - понемногу ни о чем. Да они и сами уже давно голосуют ногами против такого одного на всех образования, уходят в экстернат или отсиживают пустые часы, торопясь на курсы подготовки в вуз, к репетиторам, да куда угодно... Сегодня старшеклассник думает о профессии, о материальном достатке, это человек, которого наш жесткий рынок заставил рано начинать заботиться о своем будущем. Его профилирует сама жизнь - и это, наверное, не так уж плохо.

Но, если выпускники разнонаправлены, классы разнонаправлены, нужны и разнонаправленные учебники. Скажем, в 10-11-х классах нужен и базовый 3 часовой курс математики, и более глубокий 5-часовой, нужен и профильный курс - на 8-9 часов в неделю. Как строить систему учебников? Один - с тремя уровнями (или с соответствующими вкладками), или три разных? И еще - какой из этих трех уровней усвоения станет базой для вступительного экзамена в вуз? Возможны разные пути решения - тут есть поле для эксперимента.

Форсированная 12-летка

Но процесс эксперимента "двенадцатилетка" уже запущен, он исходит и от заинтересованных издателей, и от Министерства образования, особенность которого как органа исполнительной власти в том, что ему надо побыстрее что-нибудь исполнить и отчитаться!

Наша школа, как известно, состоит из трех ступеней - начальной (1-4 классы), основной (5-9) и старшей (10-11). Поэтому еще как-то можно понять, когда эксперимент начинается в начале каждой ступени - в этом году в 1-х и 10-х классах. Но вот объявлено, что на следующий год начнется эксперимент в 5-х и 7-х классах. В 5-х - логика и здесь понятна, а вот в 7-х? Зачем начинать где-то по дороге, причем одно дело 7-й класс в системе 5-9, другое дело 7-й класс в 12-летке, когда основная школа будет с 5-го по 10-й класс. Этот "новый" 7-й уже плохо стыкуется с нынешним 7-м классом, значит, будут новые программы и учебники? Написанные за год? При отсутствии программы хотя бы 6-го класса? Или, как уже прикидывают издатели, они просто опять наспех, на коленке, перекроят старые учебники? Надеюсь, удастся все-таки переубедить чиновников не доходить до абсурда ┘

Издательствам, разумеется, выгодно форсировать все эти процессы. Новые эксперименты - это новые учебники, новые гарантированные заказы, новые тиражи, которые в перспективе могут стать массовыми. Но мы уже наплодили огромное количество разнообразных учебников, и не все они, мягко говоря, убедительны. Кроме того, современный учебный комплект - вещь синтетическая, это не только книга сама по себе, это еще и методика в книге для учителя, дидактические материалы и, в зависимости от предмета, хрестоматии, контурные карты, раздаточные материалы, может, и дискеты для компьютера┘ И это норма для нового века, норма, которая не выполняется, потому что "поднять" такой комплект по силам только очень солидным издательствам и сильным авторским коллективам.

Маленькие издательства, издательства-однодневки могут сегодня выпускать лишь отдельные учебники, которые сами по себе всегда выгодны - из-за большого тиража, гарантированного ежегодного сбыта и т.д. Но книга для учителя или дидактика уже не так выгодна в производстве, а часто и убыточна, потому что тираж уж точно раз в 50, а то и в 100 меньше, к тому же - на учебник-то еще деньги найдутся, он должен поступать в школы бесперебойно и бесплатно, чего никак не скажешь о методичке и обо всем остальном...

Конкурировать всерьез и надолго

Но раз издание стабильного, допущенного Министерством образования учебника - дело очевидно выгодное, и на него, как известно, худо-бедно, но все же гарантированно выделяются средства из бюджетов разного уровня, значит, государство вполне может разговаривать с издателями с позиций заказчика, дающего деньги, а значит - диктующего свою волю. Хочешь издавать рекомендованный министерством учебник - одновременно обязан издавать и книгу для учителя, и все то, что положено. Сегодня же многочисленные учебные издательства активны в основном в лоббировании своих интересов. Иногда довольно жестко, и часто - в ущерб качеству учебника.

И в заключение. Все-таки, не дай бог, чтобы у нас остался один образцовый учебник по одному предмету одного издательства - как это было в недалеком прошлом. Необходимо несколько больших, солидных издательских домов, восприимчивых ко всему новому, но и, если угодно, респектабельных, которые бы гарантировали горизонталь (не просто учебник, но комплект) и вертикаль (линии учебных комплектов с 1-го по 11-й класс) и всерьез конкурировали бы между собою. Тогда не понадобится безостановочно объявлять конкурсы на все новые и новые учебники. Ведь реально авторских коллективов не так уж много - тех, кто может выстроить линию учебников, да еще и поддержать ее всеми необходимыми методическими и иными материалами.

┘Может, тогда и учителю, наконец, станет комфортно работать на уроке и не нужно будет морщиться и говорить: "Закройте учебники! Я расскажу вам, как это было на самом деле".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
553
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
795
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
622
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
766

Другие новости