Встречи Владимира Путина с учеными стали почти традицией. Однако реальная отдача от такого общения пока малозаметна. В президиуме общего собрания РАН: вице-президент РАН Геннадий Месяц (слева) и Владимир Путин.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
В свое время, 3 декабря 2001 года, президент России Владимир Путин на встрече с руководством Российской академии наук сформулировал социальный заказ государства научному сообществу. Одна из двух поставленных президентом задач – отработка сценариев перехода от нынешней «экономики трубы» на инновационный путь развития. В конце февраля этого года прошло совместное заседание Совета безопасности РФ и президиума Госсовета РФ, на котором президент говорил об этом более подробно.
Это политическое решение – принципиально для России. Без «инновационной экономики» не удастся удержать даже нынешний уровень жизни, сохранить территориальную целостность страны, остановить уже начавшийся поток бедствий, аварий, техногенных катастроф.
Россия – страна, находящаяся в экстремальных географических и геоэкономических условиях. 2/3 территории России лежит в зоне вечной мерзлоты, средняя себестоимость барреля российской нефти 14–15 долларов против 4 в Саудовской Аравии. Нетрудно предположить, что рано или поздно цены на энергоносители упадут. Наверное, это не очень трудно устроить в однополярном мире. Не случайно, например, что на открытом сайте ЦРУ США помещен доклад ведущих аналитических центров, содержащий прогноз развития мира до 2015 года. Россия в нем рассматривается как зона нестабильностей, как страна, которая, весьма вероятно, распадется на 6–8 государств.
Первое и главное, что необходимо сделать, – и бизнес, и наука, и власть должны представлять, куда же мы хотим прийти, скажем, лет через 10 или 20.
Второе – стратегию и политику можно строить в современном мире, опираясь на научно обоснованный долговременный прогноз.
Третья наболевшая проблема: какие отрасли экономики мы будем рассматривать как локомотивные. Наверное, прогноз мог бы стать одной из приоритетных задач научного сообщества.
В-четвертых, широко понимаемая современная инфраструктура.
Это «инновационный минимум», без которого рассчитывать на сколько-нибудь широкое участие предпринимателей, ученых и образовательных структур в создании инновационной экономики не приходится.
Почему же дела не идут на лад? Все просто. В России пока нет целостной схемы цикла воспроизводства инноваций. Мы пока все еще находимся на перепутье, на уровне концептуального проектирования. Но этот этап, к счастью, можно пройти довольно быстро. Было бы желание и политическая воля.
Всерьез относясь к экономике, основанной на знаниях, надо выделить крупные блоки инноваций. Первый важнейший блок – жизнеобеспечивающие технологии. Дешевые и качественные продукты, жилье, лекарства, дороги, связь... Можно рассматривать это как борьбу с бедностью, к которой призывает президент. Второй крупный блок – это импортозамещающие технологии. И как бы много ни провозглашалось лозунгов на темы интеграции, международного разделения труда – в любой стране прежде всего поддерживают отечественного производителя. Третья группа связана с теми самыми локомотивными отраслями экономики. С теми макротехнологиями, которые, хочется надеяться, будут выбраны и которые наша страна решит поддерживать на мировом уровне. Четвертая группа нововведений – важнейшая: инновации в военном секторе, в системе управления страной. И, наконец, пятая группа. Там, где есть ниша для малого бизнеса, не связанного ни с технологическими гигантами, ни с социальными задачами государственного масштаба, ни с делами военными.
Переход к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к образованию. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и владеющая организационными навыками, необходимыми для инновационной деятельности. Поэтому очень осторожно необходимо относиться к программам модернизации образования, обращая особое внимание на то, чтобы они были направлены на достижение общественно-значимого результата, а не на второстепенные вопросы процесса получения образования и контроля.
Так нужны ли России инновации? Судя по словам вновь назначенного министра образования и науки Андрея Фурсенко, специалиста в области управления инновациями, нужны. Остается лишь надеяться, что за словами будут следовать дела.
Насколько удачной окажется структура нового правительства, не нам судить. Однако принципиальный шаг, который уже сделан, трудно переоценить. Это объединение науки и образования под эгидой одного министерства. Устранен важнейший барьер, сдерживающий инновационное развитие. Следующий системный шаг – это структурное обеспечение этих инноваций. Во вновь создаваемом министерстве должно быть мощное аналитическое подразделение (возможно, одно из важнейших агентств), своеобразный центр стратегических исследований инноваций со всеми необходимыми государственными атрибутами межотраслевой и междисциплинарной интеграции, в том числе и в системе принятия решений.
Следует признать, что с точки зрения инновационного развития последние 15 лет были потеряны. На наш взгляд, пришло время для инновационного рывка. И важно, чтобы этот шанс не был упущен.
Человеческий капитал, научный, технологический, инновационный потенциал – необходимое условие для рывка – в стране пока есть. За годы смуты и бездарных реформ он сильно уменьшился. И не на проценты, как считали министры предшествующих правительств, а в разы. Он продолжает таять. Лет пять назад академик В.П. Ефремов, один из создателей комплекса С-300, посетовал, что главная проблема его коллектива – «седые и лысые». Беда не только в отсутствии молодежи, еще опасней утрата среднего звена. А сейчас и седых, и лысых не хватает.
Ряд кафедр московских вузов закрылись, потому что ими некому заведовать. Судя по имеющимся моделям динамики профессорско-преподавательского корпуса, процесс утраты научного потенциала неравномерен. Начиная с какого-то уровня, происходит обвал. Когда высококвалифицированных преподавателей станет совсем мало, будет некому учить учителей – тогда с инновационными надеждами придется проститься навсегда.
На наш взгляд, у научно-технического и профессорско-преподавательского корпуса, у руководителей, которым поручено развитие экономики, науки и технологий в нашем отечестве, сейчас пришло время, образно говоря, последней пересдачи экзамена. Экзамена по инновационному развитию России.
Попробуем пересдать?