08.11.2006 00:00:00

Керамический след Адама и Евы

Тэги: жизнь, белки, глина

Ученые из Калифорнийского университета обнародовали результаты своих исследований: основа белковой жизни на нашей планете – обыкновенная глина. «Как известно, развитие животного мира было спровоцировано увеличением процентного содержания кислорода в нашей атмосфере, – поясняет в беседе с корреспондентом «НГ» значение работы американских исследователей доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физики Земли им. Шмидта Валерий Рудаков. – Но долгое время не было точно известно, благодаря какому фактору произошли процессы, в результате которых появились необходимые объемы этого газа».

Последние исследования показали: начало бурного развития жизни на Земле по времени совпадает с формированием значительных запасов глины в недрах планеты. Геохимические процессы отложения глины сопровождаются выделением значительных объемов кислорода.

«Ученые смогли даже подсчитать, сколько могло бы выделиться живительного газа в процессе отложения глины, и эти цифры практически совпали с реальной картиной, – продолжает профессор Рудаков. – Исследование, таким образом, доказывает: юную Голубую планету изначально покрывали другие почвы, в которых почти не присутствовала глина. Начальные почвы, покрывавшие земную поверхность, увеличили производство полезных ископаемых, глины и обеспечили критические геохимические процессы, необходимые для того, чтобы окислить атмосферу и поддержать многоклеточную жизнь. В результате ученые приходят к выводу: если бы не формирование глины, нас бы просто не существовало».

Знаменитый библейский сюжет о том, что первый человек был слеплен из глины по образу и подобию Божьему, представляется в новом свете. Но если первая часть утверждения верна, то почему бы не предположить, что верна и вторая – а вдруг Господь на самом деле «лепил» нас, глядя в зеркало?

«Справедливости ради надо сказать, что все эти исследования возникли не на пустом месте, – подчеркивает Рудаков. – Еще в 70-х годах прошлого века американский биохимик Л.Коэн и английский химик-органик Г.Смит выдвинули гипотезу, согласно которой жизнь в виде первичной протоплазмы зародилась не в белковом бульоне теплых лагун древних морей, а в полужидких пластах глины на суше. Как оказалось, глина может служить превосходным катализатором сложных органических реакций».

Несколько лет спустя было открыто, что глина ускоряет процесс формирования полостей жирными кислотами – пузырьками и внедряет в эти пузырьки РНК (рибонуклеиновую кислоту). Именно РНК на данный момент признана основой биологической жизни... «Мы не утверждаем, что именно так зародилась жизнь, – подчеркнул в своем отчете, опубликованном в журнале Science, руководитель этих работ, профессор биологии Р.Сзостак. – Мы продемонстрировали рост и деление клеток без какого-либо биохимического оборудования. В конечном счете, если мы сможем продемонстрировать более естественные способы, какими это могло произойти, это может дать нам ключ к тому, как же все-таки зародилась жизнь на первобытной Земле».

А там, глядишь, удастся напасть на след Адама и Евы┘