0
4657
Газета Наука Интернет-версия

10.01.2007 00:00:00

Страдивари нахимичил

Владимир Покровский

Об авторе: Анализ проводился с помощью инфракрасного и ЯМР-спектрометров.
У скрипок Страдивари и Гварнери молекулы гемицеллюлозы расщеплены, что бывает при окислении или гидролизе.

Тэги: страдивари, скрипки


страдивари, скрипки Страдивари тестирует, как сказали бы сейчас, одну из своих скрипок.
Гравюра с итальянской почтовой марки

Похоже, трехсотлетняя тайна бесподобного звучания скрипок и виолончелей великого кремонца Антонио Страдивари близка к разрешению – хотя бы частично. В конце минувшего года в журнале Nature появилась статья о биохимике из Техасского университета сельского хозяйства и механики Джозефе Нагивари, утверждающем, что все дело в сложной химической обработке, которой Мастер подвергал древесину, предназначенную для изготовления своих музыкальных инструментов.

Чтобы прийти к такому выводу, Нагивари с коллегами проанализировали химический состав стружек, взятых от различных скрипок – изготовленных как Страдивари и его современником Гварнери в XVIII веке, так и в более поздние времена, вплоть до наших. Анализ проводился с помощью инфракрасного и ЯМР-спектрометров. Выяснилось, что у скрипок Страдивари и Гварнери молекулы гемицеллюлозы (короткие полимерные цепочки сахара, входящие в состав древесины) расщеплены, что обычно происходит при окислении или гидролизе.

По мнению Нагивари, Страдивари кипятил дерево в весьма сложном растворе, причем, по крайней мере сначала, он делал это, главным образом, для того, чтобы не допустить появления в нем грибка и жучков-древоточцев, которые в те времена устроили в Италии настоящую «деревянную» эпидемию. О составе раствора сегодня можно только предполагать, но это была хорошая защита от вредителей. Одновременно проявился и побочный эффект – дерево становилось легче, прочнее и звонче, скрипки из него не старели и с годами, подобно хорошему вину, только улучшали свой звуковой «букет».

«То, что разгадкой творческого гения Страдивари и других великих мастеров могут быть древесные черви, – полная чушь, – полагает профессор Санкт-Петербургской консерватории Семен Бокман. – Свою первую скрипку юный ученик Амати Антонио Страдивари закончил к 1667 году, однако период творческих исканий, в течение которого он искал собственную модель, длился более 30 лет. Его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов. К этому моменту Страдивари сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук необыкновенно обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. Летящий, неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. Как он добился этого чуда – достоверно неизвестно».

Погоня за тайной Страдивари заразительна. Она так же волнует людей, как тайна Атлантиды, тайна египетских пирамид, как еще сравнительно недавно разрешенная Великая теорема Ферма. За секретом скрипок Мастера гонялись и гоняются многие изготовители скрипок, химики, физики, то и дело слышишь – тайна Страдивари раскрыта или вот-вот будет раскрыта┘

Среди всей этой когорты «страдиваристов» 72-летний Джозеф Нагивари выделяется особо – хотя бы уже тем, что он одновременно и ученый, и талантливый изготовитель скрипок. С самого начала Нагивари, бежавший из Венгрии в 1956 году, был убежден, что секрет кроется в химии. Недаром, согласно легенде, этот секрет был сообщен Мастеру в одной из старинных аптек – ведь не будут же в аптеках хранить чертежи, там хранятся лекарства и химикаты. Нагивари экспериментирует. Он сам начинает изготовлять скрипки, придумывает свои лаки, вымачивает древесину в морской воде с добавлением борного порошка против вредителей и различных минеральных солей по своим рецептам. Однажды, вымочив дерево в соляном растворе, а затем┘ в грейпфрутовом соке, а потом, изготовив из него скрипку, Навигари, наконец, добивается какого-то успеха – скрипка звучит почти как средневековый шедевр Страдивари.

Почти, да не совсем. Скрипки Страдивари продаются на аукционах за сотни тысяч, а то и за миллионы долларов, скрипки Нагивари идут по 5–15 тыс. долларов. Но и это уже успех, ведь миллионы долларов платят уже не за качество, а за имя. Главный же успех – скрипкой Нагивари в течение 15 лет пользовался сам Иегуди Менухин.

Сегодня Нагивари пытается восстановить утраченный секрет раствора, которым Страдивари пропитывал древесину для своих скрипок. Для этого он намерен сжечь драгоценную стружку и по спектру огня узнать ее точный химический состав.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
750
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
873
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1231
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
978

Другие новости