0
6696
Газета Наука и технологии Интернет-версия

26.09.2007 00:00:00

Глобальный этнококтейль

Семен Козлов

Об авторе: Сергей Александрович Арутюнов - член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН; Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Тэги: глобализация, этнос


глобализация, этнос Во времена былинные на земном шаре смешивались не только человеческие расы, но и человеческие существа разных видов.
Сандро Боттичелли. «Афина и кентавр»

В общем-то глобализация началась не «позавчера», а десятки тысяч лет назад, когда наши прапредки – первоначальные группы Homo sapiens – вышли из очага своего формирования (Восточная Африка, прилегающие к ней регионы Передней Азии и, возможно, Южной Европы) и начали расселяться по «глобусу». По мере продвижения и удаления отдельных популяций друг от друга во времени и пространстве у них сформировались (под влиянием генетических факторов и природных условий) особенности (и внешние: цвет кожи, форма носа, волос, и иные), на основании которых ученые-антропологи выделяют в едином виде Человека разумного несколько больших групп – рас: европеоидную, монголоидную, негроидную и австралоидную (последние две иногда объединяют в единую негро-австралоидную). В каждой большой расе есть свои подразделения, малые расы и расовые типы.

32 оттенка кожи

Этнос (народ) и раса – категории разных наук: этнологии и физической антропологии. Первая – наука социальная, вторая – биологическая. Многие ученые и общественные деятели на Западе боятся слова «раса», и причина этого – страх обвинения в расизме. Но расизм – это не признание существования рас как биологических категорий, а провозглашение превосходства людей одной расы над людьми других рас. Гитлеровские расисты утверждали превосходство «арийской» расы над «неарийскими», особенно над «семитской», белые расисты – «белой расы» над «цветными»; а черные расисты (есть и такие, и их немало) – «черной (негрской) расы» над светлыми. Такой подход к расе не только ненаучен, но лжив и преступен.

При этом следует отметить, что ни арийских, ни семитских рас нет и никогда не существовало. Есть только языковые группы – семитическая, включающая языки иврит, арабский и ряд языков Эфиопии; арийская (индо-иранская), включающая языки осетинский, курдский, персидский, таджикский и так называемые индоарийские языки Северного Индостана – хинди, бенгали, пенджаби и другие. Германские языки в эту группу не входят, и, кроме того, легко заметить, что среди народов, говорящих на указанных языках, голубоглазые блондины (тип «арийца» по терминологии гитлеровских расистов) практически не встречаются.

То же и насчет «белых»: жители юга Испании и Италии явно смуглее жителей северных районов Китая и Японии. По принятой в антропологии «шкале Лушана» цвет кожи разбит на 32 оттенка. Номера 1 и 2 – это альбиносы, самая светлая нормальная кожа – это № 3, и она встречается, во-первых, в Скандинавии, а во-вторых, у эвенов и эвенков Сибири, которых расисты к «белым людям», однако, не относят. № 32, то есть полностью черный цвет, более или менее чисто наблюдается только среди нилотских народов Южного Судана – шиллуков, нуэров, ануаков...

Настоящие американоиды

Расходясь, «растекаясь» по планете, мало-помалу заселяя, осваивая ее, различные группы «обнаружили», что соседствуют друг с другом. Соседство естественным образом предполагает и более близкие отношения, включая брачные.

Физическое смешение (мисцегенация) разных групп человечества (и расовых, и этнических) началось еще в глубокой древности, продолжается и в наши дни. Бесчисленные миграции и этнорасовые смешения происходили в эпоху первого великого разделения труда (III–II тыс. до н.э.), когда пастушеские племена отделялись от земледельческих. Многочисленные передвижения и смешения народов сопровождали развал великих империй древности и раннего Средневековья (Римской, Сасанидской и др.). Великое переселение народов (IV–VII века) существенным образом изменило всю этнорасовую карту тогдашней Евразии и Северной Африки.

Американские индейцы часто организуют так называемый «пау-вау», большие праздники, отмечаемые круговым танцем и прочими праздничными мероприятиями. Кого там только не увидишь! Родство у многих индейских племен передается по материнской линии, и часто индейцем не только считает себя, но и официально признается человек, у которого «чистой» индеанкой была лишь прабабушка. То есть в нем «индейской крови» лишь 1/8, и внешне он не просто «белый», но часто розовощекий, голубоглазый, блондинистый или рыжий. Тем не менее легко понять, что он «индеец», – по индейскому обычаю у него волосы длинные, нередко заплетаемые в косы, а на шее вместо галстука «фамильная драгоценность» – унаследованные от бабушки старинные бусы из редких раковин, бисера и игл дикобраза, так называемый «вампум».

На «пау-вау» отчетливо видно, что настоящих американоидов (иногда даже скорее похожих на монголоидов) среди американских индейцев сегодня меньше половины (хотя в резервациях их процент выше), а большинство их, встретив на улице, мы наверняка назвали бы «белыми», а некоторых скорее отнесли бы к афроамериканцам (неграм). Впрочем, и среди последних сплошь и рядом можно встретить людей, которых мы, не колеблясь, сочли бы южными европеоидами, но сами себя они принципиально называют «черными американцами».

От мала до велика

В итоге многотысячелетнего смешения в современном мире практически нет однородных («чистых») в расовом отношении этносов. Это относится и к крупнейшим народам (скажем, северные китайцы по внешним признакам легко отличимы от южных), и к сравнительно небольшим (например, ханты, манси, хакасы, алтайцы и другие народы Приуралья, Поволжья, Сибири, которые формировались в процессе взаимодействия европеоидных и монголоидных групп). То же можно сказать и о всех тюркоязычных народах Средней Азии и Казахстана.

Среди современных башкир можно встретить вполне типичных представителей по меньшей мере трех малых (локальных) рас: западносибирской (в целом монголоидной), северо-восточноевропейской (европеоидной, к тому же довольно светловолосой), индосредиземноморской (европеоидной, но довольно смуглой и темноволосой), плюс еще множество смешанных, переходных форм. Однако эти люди, нередко знающие свою генеалогию до седьмого колена и более, уверенно скажут, что все их предки по национальности были башкирами.

Конечно, в этногенезе башкир приняли участие разные народы из разных языковых групп – не только тюркской, но и финно-угорской, и индоиранской. Но это смешение происходило в довольно глубокой древности.

С другой стороны, значительная часть, если не большинство азербайджанцев могут указать, что среди их предков были и представители тюркских племен, пришедших в Азербайджан в Средние века из Туркмении, и иранцы, и грузины, и армяне, и представители самых разных дагестанских и северокавказских народностей. Но все они принадлежали к одному и тому же расовому типу – индосредиземноморскому, и, как следствие, по своему физическому облику азербайджанцы очень однородны – практически все они южные европеоиды.

В этногенезе русских приняли участие народы разных языковых групп – славянской, финно-угорской, балтийской, тюркской, иранской (прежде всего скифо-сармато-аланы). В семьях, где интересуются своей генеалогией, очень часто знают о своих греческих, кавказских, еврейских, татарских, волжско-финских (мордовских, марийских, удмуртских) предках. Что же касается русских дворянских семей, то у истоков очень многих из них находятся либо выходцы из Европы – Литвы, Польши, Германии, Скандинавии, либо принявшие православие тюрки – в X–XIII веках половцы и печенеги, а в более позднее время – татары и другие народы Поволжья и Приуралья.

Отношения между терскими казаками и чеченцами никогда не были особо дружественными; те и другие нередко устраивали набеги на селения друг друга. Главной целью был угон скота, отчасти другие формы грабежа, но нередко при таких набегах похищали и девушек, которые потом становились женами похитителей. В результате среди казаков множество людей с вполне «кавказской» внешностью, прекрасно знающих, что их прабабушкой или бабушкой была чеченка или черкешенка. А среди чеченцев не только множество людей светловолосых и светлоглазых, но есть целые роды и фамилии, о которых достоверно известно, что их основатели происходили от пленных славянских мужчин и женщин, и даже известно, из каких фамилий, так что некоторые казачьи и чеченские роды считают друг друга как бы дальними родственниками.

Как брахман брахману

Народы Южной и Юго-Восточной Азии и Океании характеризуются более или менее интенсивным смешением европеоидных, монголоидных и австралоидных компонентов.

Южная Индия – это регион, где рядом и чересполосно проживает множество субэтнических групп (каст, племен, подразделений народностей), минимально смешивающихся между собой. Но абсолютных барьеров между разными группами людей не бывает, и смешение идет и тут, хотя и в небольших масштабах.

Брахманы-намбудири Кералы очень светлокожи (по индийским меркам, естественно), почти как южные европеоиды, у них нередки глаза светлых, смешанных оттенков. Брахманы-айянгары Тамилнада заметно темнее. Несмотря на одинаково высокий статус, смешанных браков между этими группами не бывает, хотя в прошлом они не исключались.

У намбудири только старшие сыновья женятся на женщинах из своей касты, нередко полигамным браком. Младшие сыновья чаще всего вступают в брачные отношения с женщинами из многочисленной среднестатусной касты наяров. Мужчины-наяры всегда наследуют касту и родовую фамилию матери, а не отца. В прошлом они нередко служили наемными солдатами, а сейчас их можно встретить по всей Индии работающими сторожами, прислугой в гостиницах и на других «среднего статуса» вполне «чистых» работах. Здесь, вдали от родины, они нередко могут вступать в неформальные брачные связи с женщинами более низкостатусных каст. Таким образом, гены брахманов-намбудири, самой высокостатусной группы Кералы, могут попадать к потомству низкостатусных групп других районов Индии и вносить в них часть соответствующего физического типа.

Мулатка-шоколадка

Открытие европейцами Америки и последующее ее заселение привели к формированию чрезвычайно разнообразных смешанных групп. Наиболее общее их название – метисы и мулаты. Но в разных регионах и странах для таких групп имеются свои традиционные названия – глубоко укоренившиеся в языке, ментальности, общественной жизни.

Обычно метисами в Америке называют потомков «белых» и индейцев (как почти 100-процентное правило, белых мужчин и индейских женщин); однако в испаноязычных странах Нового Света индейских метисов очень часто называют ладино (исп. ladino, от лат. latino).

Мулатами называют потомков «белых» и привезенных в века работорговли (XVII–XIX) африканцев, притом часто лишь тех, в жилах которых 1/2 негритянской крови; если таковой 1/4, то это – квартероны, если 1/8 – октороны. В отдельных странах имелись (а порой и сейчас употребляются) местные названия тех или иных мулатских групп. Так, на Гаити человек с 1/2 негритянской крови называется мюлатр, с 3/4 – гриф, с 1/8 – мюстиф, с 7/8 – марабу. Эта цифирь часто жестко определяла место человека в социальной структуре, возможности его продвижения в ней и т.п.

Крупные мулатские группы – существенная часть населения США, Колумбии, Венесуэлы и других стран Южной и Центральной Америки, всех стран Вест-Индии. Некоторые латиноамериканские этносы (пуэрториканцы, доминиканцы) состоят преимущественно из мулатов; очень много их в составе бразильцев. В Рио-де-Жанейро стоит величественная скульптура черной мадонны – негритянки с ребенком, символизирующая одну из важных основ бразильской нации. Среди афроамериканцев (негров) США мулатов на конец XX века было более 90%.

Уместно, думается, вспомнить здесь, что одной из бабушек великого французского писателя Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров» и десятков других известных и популярных романов, была негритянка из Вест-Индии; а прадедом нашего Пушкина был Абрам Ганнибал, родом из Северо-Восточной Африки, где большая часть населения относится к переходной эфиопской расе.

«Весь трепет жизни»

У одних народов это межрасовое смешение происходило главным образом в древности и в Средние века, у других наиболее интенсивно происходит именно сегодня. Расы – это прежде всего научные конструкты, отражающие средние характеристики той или иной локальной популяции. Даже к какой-либо большой расе отнести человека однозначно можно далеко не всегда – мулаты бывают самых разных оттенков, и множество людей в нашей стране несут на своем лице разнообразные, иногда довольно противоречивые сочетания черт монголоидности и европеоидности. Что же касается малых, локальных рас, то они определяются прежде всего статистически, средними данными выборки. Среди конкретных людей, вполне типичных представителей данной локальной расы, их, как правило, меньшинство.

В общем же большинство народов мира – результат разнообразных (в течение многих тысячелетий) контактов, смешений, взаимовлияний. Соответственно, то же самое можно сказать о большинстве из живших, живущих на нашей планете людей. Замечательно выразил эту мысль русский поэт Максимилиан Волошин: «Весь трепет жизни – всех веков и рас/ Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
886
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
847
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
712
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
802

Другие новости