0
3759
Газета Наука Интернет-версия

24.06.2009 00:00:00

Художественные игры в катализ

Тэги: наука, творчество, художники


наука, творчество, художники Художница Анна Желудь. "Установка должна быть красивой". Рисунок вдохновлен посещением Аней химической лаборатории в НИФХИ имени Л.Я.Карпова.
Фото предоставлено Laboratoria Art&Science Space

В бывшей столовой Научно-исследовательского физико-химического института им. Л.Я. Карпова (знаменитая до недавних пор в узких научных кругах Карповка; впрочем, после самого большого за послевоенную историю пожара, уничтожившего одну из лабораторий Карповки на западе Москвы, институт стал известен и интересен вполне нейтральным по отношению к науке народным массам) уже около года работает Laboratoria Art&Science Space. Как утверждают некоторые арт-критики, чуть ли не единственная и уж точно самая продвинутая площадка в Москве, которая «задумана как пространство для установления нового типа взаимоотношений между искусством, наукой и обществом, перенаправления разных форм и видов творческой энергии».

В обществах, где наука выполняет роль – если это можно назвать «выполнением роли» – непонятного, инородного тела по отношению к промышленному и, шире, экономическому развитию, эту самую науку очень часто пытаются скрестить с другими, чуждыми ей принципиально, социальными практиками. Для пользы науки, конечно! Так, в России уже произошло почти официальное слияние науки и религии: в здании Президиума Российской академии наук, в присутствии президента РАН, уже звучали грозные инвективы в адрес атеизма; еще немного, и Высшая аттестационная комиссия начнет признавать, а следовательно, и лицензировать, ученые степени по теологии┘

Теперь вот художественные практики активно предлагают свое лоно для слияния с наукой. Конечно же, повторяю, ради пользы науки!

Laboratoria провела круглый стол на весьма интригующую тему – «Катализ творчества». Надо сказать, что искусствовед, директор и художественный руководитель Laboratoria Art&Science Space Дарья Пархоменко вынесла на обсуждение вопросы, прямо скажем, небанальные: Какова феноменология научного творчества? Под влиянием чего изменяются скорость и качество творческого процесса? Чем определяются условия творческого роста? Если есть воспитание чувств, то возможно ли воспитание творческих способностей? Взаимные критерии: насколько наука может оценить художественное творчество и наоборот? Чем ограничивается свобода творчества?

Согласитесь, что попытка даже просто приблизиться к полям вокруг каждого из этих вопросов, дорогого стоит. Правда, поля эти – сами по себе бескрайние. Единственный инструмент, позволяющий хоть как-то представить себе объект исследования (кстати, почему именно объект, а не субъект?) – метафорические игры в истину. Каталитические химические реакции, понятые в таком смысле, действительно красивая и плодоносная (плодовитая) метафора из этого инструментария.

«Своеобразный перенос логики и драматургии химической реакции на структуру творческого процесса. Его образность рассматривает ускорение или замедление эволюции художественной мысли в зависимости от наличия «катализатора». Выступает ли наука в качестве катализатора творчества? Провоцирует ли искусство научную мысль? Катализ в данной системе становится не только метафорой, но реальным методом воспроизводства идей или арт-объектов», – отметили организаторы круглого стола в пресс-релизе.

В общем-то, и в процессе обсуждения довольно быстро выпала в осадок здравая мысль: художники на науке могут только паразитировать. Причем высказана эта мысль была самими искусствоведами, специалистами по современному искусству. «Наука и искусство – две практики, основанные на творческом опыте, – отметил Георгий Никич, искусствовед, куратор Московского международного форума. – Платформа взаимодействия между ними – довольно искусственная, слабая».

Но, странным образом, почему-то большинство участников круглого стола были абсолютно уверены в необходимости сближения этих двух сфер творчества – науки и искусства. Вопрос – зачем, какая польза от этого сближения науке? Тут, конечно, не обошлось без ссылок на Леонардо да Винчи как пример гармоничного «сожительства» и взаимооплодотворения в одном мозгу научного и художественного творчества. (Хорошо еще, не вспомнили про скрипку Эйнштейна.)

Впрочем, интересный пример припомнил Георгий Никич. «Технология пластификации трупов, разработанная Гюнтером фон Хагенсом, – пример переноса научного достижения в сферу искусства, – считает Никич. – Его творческое озарение состояло в том, что он вдруг понял, что может стать знаменитым, презентовав свое научное достижение в форме художественной, со всеми оговорками <что пластифицированные трупы можно рассматривать как произведения искусства. – Р.Г.> ».

Похоже на правду. Ученый может перенести свои потенции в художественное произведение. Художник свой творческий метод в науку – нет. Родоначальника русского авангарда Владимира Татлина как-то спросили: «А будет ваш махолет (летатлин) летать?» «Какое мне до этого дело! – воскликнул в ярости Татлин. – Есть инженеры, пусть они об этом и думают!» То же самое – в писательском творчестве: очень много ученых, ставших хорошими и даже гениальными писателями. Наоборот – нет примеров. Последняя попытка в этом роде, возможно, была совершена великим Гёте; но и его художественной логике – «...по странному стечению обстоятельств учение о цвете оказалось вовлеченным в царство математики» – оказалось не под силу противостоять научной логике Ньютона в споре о природе цвета.

Так что же может служить катализатором (желательно – универсальным) в научном и художественном творчестве? Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», вице-президент НП «Содействие химическому и экологическому образованию», отвечая на этот вопрос, вспомнила пример из научного фольклора: «Что нужно математику? – Мел, доска и лысая башка».

А вот выдающийся российский ученый академик Валерий Шумаков, например, обожал дешевенькие детективы в мягких обложках – тоже катализ научно-инженерного творчества с помощью художественного произведения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
830
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2604
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1768
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1383

Другие новости