Надо понимать, какой сегмент рынка остается доступным для российских производителей электроники. Фото Андрея Ваганова
Российская электроника – некогда одна из передовых отраслей отечественной экономики – переживает не лучшие времена. Между тем, по мнению экспертов, в этой области Россия могла бы играть весомую роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.Там, где нас нет
Конечно, когда мы говорим о том, чтобы занимать высокие позиции на мировом рынке, надо понимать, какой сегмент рынка остается доступным для российских производителей. Возможность серьезно быть представленной на рынке бытовой техники или современных гаджетов Россия уже полностью потеряла: этот сегмент прочно завоеван производителями из Юго-Восточной Азии.
Перспективы для отечественных производителей тем не менее сохраняются в сегменте специальной радиоэлектроники, которая используется при производстве современных систем вооружения, в атомной промышленности, космической и прочих наукоемких отраслях. Как и в сегменте профессиональной электроники, который включает в себя операторское оборудование для телекоммуникационной отрасли, электронику для промышленности, автомобильную электронику, электронику для энергетического и медицинского оборудования, для систем безопасности, а также высокопроизводительные системы обработки информации.
«Даже сейчас, в непростых условиях, производство электронных компонентов в России постоянно растет, – подчеркивает генеральный директор холдинга «Росэлектроника» Андрей Зверев. – При этом мы присутствуем на мировом рынке компонентов. Но вот что странно: отечественный военно-промышленный комплекс при таких условиях лишь на 60% обеспечен отечественными компонентами. В гражданском же секторе отечественный производитель и вовсе присутствует лишь на несколько процентов. Уровень развития профессиональной электроники в будущем будет в значительной степени определять конкурентоспособность российской промышленности, эффективность работы социальной сферы и национальную безопасность».
Состояние рынка
В самом деле, производство электронных компонентов всех видов сейчас является одним из самых высокоприбыльных секторов экономики. Мировой рынок электронной компонентной базы оценивают в 483 млрд долл. В 2011 году объем мирового рынка радиоэлектроники составил более 2 трлн долл. Правда, доля специальной радиоэлектроники составляет лишь 7% мирового промышленного производства. Но зато именно в этом сегменте мы, как ни странно, до сих пор обладаем уникальными технологиями.
В частности, речь идет о мощной вакуумной и твердотельной СВЧ-электронике, без которой немыслимы современное вооружение и космическая техника. Производят СВЧ-электронику всего шесть государств, Россия в том числе. То есть мы говорим об очень узком круге производителей – даже более узком, чем клуб атомных держав.
«Конечно, в начале 90-х годов российская электроника серьезно теряла свои позиции и наработки именно из-за того, что были сокращены оборонные заказы, – напоминает эксперт. – Но тем не менее у нас есть серьезные научно-технические заделы и достижения, которые позволили сохранить позиции в таких наукоемких областях. К ним, например, помимо СВЧ-электроники, относятся алгоритмизация обработки информации и сигналов для военной электроники, радиационно стойкая ЭКБ, новые энергосберегающие технологии светотехники на основе полупроводниковых светодиодов, приборы для тепловизионной техники».
Приходится констатировать, что отечественный рынок электронных компонентов для военной и аэрокосмической техники падал довольно долго. За 15 лет (начиная с 1991 года) общее количество предприятий и организаций отрасли сократилось вдвое. Износ технологического оборудования достиг 53%. Какие-либо значимые государственные инвестиции в отрасль фактически отсутствовали. Спад удалось преодолеть только к 2006 году.
Уже в 2007 году благодаря возобновлению оборонзаказа рост отечественного рынка составил 10% и сразу приблизился к 230 млн долл. При этом объем производства продукции предприятий ОПК увеличился сразу на 6%. И продолжает расти ежегодно почти на 15%. Однако доля инновационной продукции в общем объеме рынка растет довольно медленно. Сейчас она составляет всего около 7%. Чем, вероятно, объясняются и более чем скромные возможности российских предприятий в поставках высокотехнологичной отечественной продукции на мировой рынок. Пока доля российского рынка не превышает 0,3%.
«Модернизация отечественной электронной отрасли, безусловно, одна из приоритетных задач промышленного развития России, – отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – К сожалению, мы отстаем в производстве современных чипов и микросхем, без которых немыслима современная электроника. В ней до сих пор действуют ГОСТы 70-х годов! Естественно, говорить об их соответствии современным технологическим требованиям не приходится! Так что модернизация отрасли – важнейшая задача, от решения которой зависит как развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, так и создание новейших образцов вооружений».
Какими могут быть механизмы вывода отрасли на конкурентоспособные позиции мирового рынка?
Хочешь мира – готовь электронику
Главным двигателем развития отрасли может и должен стать государственный оборонный заказ. К счастью, осознание такой необходимости есть. Отечественная оборонка «задышала» с принятием государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, объем финансирования которой составляет 20 трлн руб. Очевидно, что современное вооружение – это прежде всего высокие эксплуатационные характеристики. И здесь как нигде важно, чтобы эти характеристики обеспечивались компонентами отечественного производства.
«У России есть свои национальные интересы, в первую очередь – в сферах безопасности и технологической независимости. Отстоять их, не имея собственной электронной промышленности, невозможно, – уверен Михаил Ремезов, председатель президиума Экспертного совета Военно-промышленной комиссии. – Как мы можем быть уверены в микросхемах импортного производства? Что может обезопасить нас от несанкционированного вмешательства в топологию оборудования, если «начинка» его – сплошь иностранная? Поэтому, конечно, последние решения по развитию отечественного ОПК следует рассматривать только с положительной стороны. Тем более что с 1 января 2014 года, как мы помним, в законную силу вступает закон о федеральной контрактной системе, по которому до 15% будет увеличена доля участия малого бизнеса в госзакупках. Шансы на эффективное импортозамещение в электронике сегодня во многом связаны именно с предприятиями малого и среднего бизнеса».
Следует отметить, что еще как минимум четыре федеральные целевые программы разработаны и уже действуют с учетом нужд российской электроники: «Развитие ОПК», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2025 годы», «Разработка, восстановление и организация производства материалов малотоннажной химии» и «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».
Однако замыкаться на одних только внутренних задачах нельзя. Современные электронные технологии могут развиваться только при условии постоянного взаимопроникновения достижений самых разных производителей. «Инновационное развитие возможно только при открытой модели предприятия, – уверен Андрей Зверев. – Это понимают и принимают все больше организаций с мировым именем. И они все чаще прибегают к созданию таких открытых моделей производства, при которых организация плотнее взаимодействует с внешними контрагентами и вовлекает их в свои бизнес-процессы. Принцип открытых инноваций должен стать приоритетным для предприятий отрасли. Более гибкой должна становиться политика в отношении управления результатами НИОКРов. Это жизненно важно для того, чтобы иметь шансы выходить на мировой рынок и закреплять там свои позиции».
Новые Электроники
Конечно, любые меры могут оказаться безуспешными, если в электронику не придут молодые, перспективные ученые, инженеры и рабочие. Вообще кадровая проблема – одна из основных для отрасли.
«Российской электронике действительно не хватает квалифицированных специалистов, – подтверждает и Владимир Гутенев. – На мой взгляд, это один из основных сдерживающих факторов развития отрасли. К сожалению, реальность такова, что через 3–4 года в случае, если в электронику не начнут приходить квалифицированные кадры, обученные на современных технологиях, начнется необратимый спад отрасли. У нас есть все для того, чтобы не допустить подобного. В России по-прежнему существует школа подготовки высококлассных специалистов на базе уникальной политехнической системы образования. И она до сих пор приносит результаты».
Как наиболее востребованные сегодня называют такие специальности, как разработчики сверхбольших интегральных схем (СБИС) и систем на кристалле (СНК). Спрос на их услуги чрезвычайно высок. Однако предложение от российских вузов на подготовленные кадры не удовлетворяет спрос производственников.
Некоторые иностранные эксперты, изучавшие российский рынок электроники, уверены, что отечественной отрасли не выжить без создания специальных центров подготовки кадров на предприятиях. Если этого не сделать, то процесс заказного проектирования также может сильно затормозиться, а через пару-тройку лет и вовсе обрушиться.
Наконец, еще одним серьезным препятствием на пути развития отечественной электроники считается острейший дефицит молодых амбициозных предпринимателей и менеджеров среднего и верхнего звена для инновационного развития отрасли. Их отсутствие делает невозможной реализацию даже самых перспективных отраслевых проектов, востребованных рынком продукции и услуг. Решить эту задачу возможно только при самом активном участии государства через систему поддерживающих программ и стимулирующих грантов.