Светлана Липина: «Городскому человеку сложно представить, что на Крайнем Севере живут народы, которые сохранили свою древнюю культуру и образ жизни». Фото автора
16 декабря 2014 года в Большом зале Российской академии наук состоялась научная сессия Общего собрания членов РАН на тему «Научно-технические проблемы освоения Арктики». Почти два десятка докладов были посвящены самым разным аспектам освоения арктического региона. В интервью научной сотруднице Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Ольге ГОРОХОВСКОЙ об арктическом тренде рассказывает доктор экономических наук, директор Центра зеленой экономики Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН, заведующая лабораторией РАНХиГС, профессор Российского университета дружбы народов Светлана ЛИПИНА.
– Светлана Артуровна, к Арктике сегодня приковано пристальное внимание многих ученых, экспертов и политических деятелей. В чем причина столь повышенного внимания со стороны мировой общественности?
– Запасы нефти и газа Арктики. Обратите внимание, что все главные арктические страны – Дания, Исландия, Норвегия, США, Канада – члены НАТО. Принимая во внимание нынешнюю международную обстановку, в рамках председательства США в 2015–2016 годах в Арктическом совете некоторые страны в условиях конкуренции за передел Северного региона попытаются изменить устоявшийся порядок.
У нашей страны в Арктике наиболее протяженная береговая линия, почти треть всей площади. России в Северном Ледовитом океане принадлежит ряд архипелагов и крупных островов. Эти территории – сокровищницы природных ресурсов.
Порядок закрепления территорий за государствами в Арктике начал действовать в 20-х годах прошлого века. В соответствии с Морской конвенцией ООН этот порядок получил продолжение в 1982 году. Все страны, граничащие с Арктикой, с ней согласны, кроме США, которые данную конвенцию не ратифицировали.
– А в каком году и с какой целью был создан Арктический совет?
– Декларация о его создании подписана в Оттаве представителями восьми арктических стран в 1996 году. Главная цель его деятельности – содействие в области охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития приполярных районов.
– Глобальный вызов сегодня – тема горячих точек и экологической безопасности Арктики…
– Поиск баланса между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой единственной в мире экосистемы – действительно глобальный вызов. Мир меняется, происходит поиск новых ресурсов в связи с их стремительным истощением. И Россия, с ее грандиозным пространством и природными ресурсами, интересует человечество все больше.
Арктика, являющаяся одним из наиболее чувствительных к загрязнению окружающей среды регионов, одновременно должна стать тщательно охраняемой средой обитания и локомотивом экономического роста. Как следует из научных отчетов проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация – поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» (проект «НПД–Арктика», 2005–2010), природоохранные проблемы в Арктической зоне России связаны с наличием в регионе так называемых горячих точек, где велась интенсивная хозяйственная деятельность. Из них наиболее опасные загрязнение нефтью и нефтепродуктами, химическое загрязнение тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями, твердыми отходами и т.д.
Инвентаризация загрязненных и нарушенных территорий и объектов, или так называемых горячих точек, – приоритет экологического партнерства стран, входящих в Арктический совет. Например, США уже длительное время ведут аналогичные работы по очистке территории на Аляске, ведутся похожие работы в Канаде, Норвегии. В рамках программы AMAP (Arctic Monitoring and Assessment Program) в Арктической зоне США, Канады, Норвегии и других стран было выявлено более 2500 горячих точек.
В Арктической зоне РФ работа по выявлению и идентификации экологических горячих точек была начата еще в 2000 году в рамках подготовительного этапа и в 2008 году в процессе реализации проекта «НПД–Арктика». В результате в российской Арктической зоне и на смежных территориях выявлено около 100 горячих точек (по всей территории страны – 200 горячих точек). По оценкам международных и российских ученых, окружающая среда большей части Российской Арктики менее загрязненная и сравнительно мало нарушенная в отличие от многих районов Северного полушария. Основная проблема связана с накоплением загрязнения окружающей среды.
– А как давно начались эти проблемы? Или все они – порождение последних нескольких десятилетий?
– Значительные накопления загрязняющих веществ и нарушения природных ландшафтов происходили еще в 1930–1980-х годах, когда шел процесс интенсивной индустриализации и добычи природных ресурсов. В те годы удельный вес предприятий по добыче и переработке природных ресурсов, функционирование которых сопровождалось образованием значительного количества твердых, жидких и газообразных отходов, составлял около 70%. Последствия от очагового промышленного освоения не подсчитывались, и это привело к формированию районов с сильными техногенными нарушениями природной среды, сказывающимися не только на перспективах сохранения природно-ресурсного потенциала, но и на здоровье и благополучии населения.
Следует отметить, что реки севера европейской части России и Сибири являются важными каналами переноса растворенных и взвешенных химических веществ в их устьевые области. Современное загрязнение арктических морей России сосредоточено в основном во внутренних морских водных объектах, которые рассматриваются как относительно локализованные участки акваторий, прилегающих к районам прямого влияния антропогенных воздействий.
– Ведется ли какая-нибудь работа по устранению этих проблем?
– Сегодня Минприроды РФ к финансированию определены специальные проекты, например в Архангельской области, где ведутся работы, связанные с ликвидацией ущерба на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Экспедиция СОПС в полевые сезоны 2011–2012 годов провела геоэкологическое обследование шести загрязненных островов архипелага (о. Земля Александры, о. Гофмана, о. Греэм-Белл, о. Гукера, о. Хейса и о. Рудольфа), где раньше располагались военные базы, полигоны, системы ПВО, находились гидрометстанции.
С 2012 года по программе, разработанной СОПС, начались работы по очистке территории архипелага Земля Франца-Иосифа, ведется аналогичная деятельность и в других районах Арктики: о. Врангеля, поселок Амдерма. В июне 2014 года в Ямало-Ненецком автономном округе приступило к работе некоммерческое партнерство «Российский центр освоения Арктики». Сотрудники приступили к работе на о. Белый в Карском море. Оперативно организована экспедиция ученых на полуостров Ямал к месту природного феномена, связанного с выбросом газа. Ведется изучение данного явления в рамках деятельности центра и совершенствования его научной инфраструктуры.
– С какими проблемами сталкиваются народы Арктического региона?
– Жизнь коренного населения северных территорий неразрывно связана с двумя главными для них видами промыслов: рыбодобычей и оленеводством.
Современному городскому человеку сложно представить, что на Крайнем Севере живут народы, которые сохранили до наших дней свою древнюю культуру и образ жизни. В январские морозы ненецкие оленеводы каслают (кочуют) на юг, перегоняя многотысячные стада оленей на новые пастбища, постепенно доходят до лесотундры, а в конце марта они уже собираются обратно на север. Увеличение собственного стада оленей – главная забота ненца-оленевода.
Следует добавить, что реформы последних лет, исподволь стимулирующие развитие частного бизнеса, оказались, с одной стороны, благоприятны для развития ненецкого оленеводства, а с другой стороны, экологическая уязвимость природных систем, необходимость их сохранения и поддержания в связи с нарастающими темпами нефтегазодобычи требует серьезной научно-исследовательской работы в настоящее время.
Оленеводство, где заняты исключительно коренные народы, – наиболее благоприятное поле и для их конструктивной самоорганизации. А это возможность объединяться представителям разных коренных народов на основе общих профессиональных и хозяйственных интересов. Именно через защиту своих профессиональных интересов саамы-оленеводы Норвегии и других скандинавских стран приобрели опыт в различных формах социальной, а затем и политической активности, вплоть до образования саамского парламента. А у нас в Российской Федерации до сих пор нет даже современного закона об оленеводстве.
Отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера и недропользователей приводит к неурегулированности вопросов статусного положения малочисленных народов по отношению к землям их исконного проживания и хозяйственной деятельности. Отсутствует механизм реализации полномочий органов местного самоуправления и малочисленных народов в сфере природоохранной деятельности непосредственно при разработке месторождений нефти и газа.
Очевидно, что экологическая безопасность Арктики может быть сохранена только объединением усилий между органами власти арктических государств, научным сообществом, бизнесом и коренными малочисленными народностями Севера. Нужны единые стандарты и система регулирования. И здесь решающую роль могут играть результаты совместной работы как минимум восьми стран, претендующих на лидерство в Арктике.