Сонливость за рулем в нынешнем мире стала огромной проблемой. Кадр из кинофильма «Кавказская пленница». 1966
Ученые, изучающие влияние сна на навыки вождения, выявили, в общем-то, вполне ожидаемый результат: большинство водителей, страдающих нарушением сна, гораздо больше подвержены риску попадания в дорожно-транспортные происшествия. ДТП происходят чаще всего по причине недостатка внимания, снижения его концентрации или неосторожного поведения водителей на дороге.
Сонливость за рулем в нынешнем мире стала серьезной проблемой, это состояние делает водителя не только менее внимательным, но и непосредственно влияет на быстроту принятия решения, что может повлечь за собой несчастье.
По мнению профессора неврологии Университета Болоньи Фабио Чириньотта, водители, страдающие бессонницей или не уделяющие достаточное время сну, рискуют вдвое больше обычного. Он провел свое исследование среди итальянских студентов в возрасте от 18 до 21 года, которые уже получили водительские права. В результате было установлено, что 80% учащихся хотя бы раз попадали в автомобильную аварию, 56% из них были за рулем в сонном состоянии или в состоянии усталости.
Людям, не следящим за распорядком дня, так или иначе придется за это «заплатить», заявляет Шахриар Шахзиди, профессор Миллеровской школы медицины при Университете Майами (США). Наиболее неблагоприятным промежутком для вождения автомобиля является интервал с 14 до 16 часов. В это время переутомившийся водитель, сам того не осознавая, находится в состоянии латентного сна. Это скрытый период физиологической реакции, которая в любой момент может перейти в настоящий сон, и для этого достаточно не более трех минут.
Сонливость относится к первой фазе поверхностного сна. Еще ее называют стадией дремоты. В этом состоянии происходит переработка информации, накопившейся за день. Мозг по инерции пытается осмыслить все, что произошло, и предложить решения скопившихся проблем, над которыми он работал в состоянии бодрствования. В этот момент начинают появляться образы, накопленные за последние 10–12 часов. У большинства ученых эта фаза вызывает особое волнение, ведь сильно уставший человек может в буквальном смысле «отключиться», погрузившись в раздумья прямо за рулем автомобиля.
Американская Ассоциация психологических наук в ходе многочисленных исследований доказала, что водители, не имеющие регулярной возможности выспаться, в 2,8 раза имеют больше шансов попасть в аварию в связи с замедлением реакции, особенно это касается людей с ненормированным рабочим графиком. Наиболее подвержены риску молодые люди, в частности мужчины до 25 лет. У людей, работающих посменно, водителей с нарушениями сна, например апноэ сна, в семь раз увеличивается риск засыпания за рулем.
Ученые Стокгольмского университета тоже провели исследование, в котором добровольцев разного возраста разделили на две группы. Одна имела полноценный ночной сон, а другой было разрешено отдыхать не более 4 часов в сутки. Обе группы были протестированы на определение степени сонливости. Были также проведены тесты на определение способности к концентрации внимания и пригодности к управлению транспортным средством. Как и ожидалось, добровольцы, отдыхавшие всего 4 часа, показали более низкие результаты.
Американские эксперты Национальной администрации безопасного дорожного движения на автострадах (NHTSA) подсчитали, что 2,5% фатальных аварий и 2% травматических аварий связаны с вождением в сонном состоянии. По оценкам специалистов, это приводит более чем к 1500 смертям и 71 000 травм в США каждый год.
Британские ученые тоже провели соответствующие исследования. В них приняла участие почти тысяча британских водителей. 14% из них впадали в «микросон» из-за недосыпа. Такое состояние длится от 2 до 30 секунд и, как правило, остается незамеченным для водителя. Согласно статистике, усталость водителя становится причиной каждой пятой аварии с фатальным исходом в Великобритании.
Благодаря опросам стало ясно, что треть британских водителей не прекращают движение, даже если почувствовали сонливость, а 15% опрошенных садились за руль с ощущением переутомления. По данным английских экспертов, около 17% аварий на дорогах Великобритании были связаны с засыпанием за рулем.
Во Франции, по данным Ассоциации автодорожных компаний (ASFA) и Национального института сна и бодрствования (INSV), в среднем каждое пятое ДТП происходит по вине водителей, находящихся в состоянии сонливости и даже ненадолго засыпающих за рулем. А в Германии «сонное вождение» – причина 25% всех ДТП со смертельным исходом.
Испанский Институт здоровья и безопасности сообщает, что в целом до 45% ДТП в этой стране происходит по причине недостатка внимания водителей, связанного с отсутствием сна и отдыха.
Анализ Национальной базы данных Финляндии показал, что в период с 2006 по 2010 год 17% смертельных ДТП были связаны с виной водителей, испытывающих усталость и сонливость.
Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается в настоящее время как одна из приоритетных государственных задач. Это обусловлено катастрофической ситуацией на дорогах. Так, в России гибнет более 30 000 человек в год. За последние пять лет ущерб от ДТП составил 5,5 трлн руб., что сопоставимо со всеми расходами на отечественное здравоохранение за тот же период.
Остается надеяться, что накопление данных по «сонным» ДТП в конце концов приведет к тому, что водители начнут более ответственно относиться к собственному здоровью. Тем самым они сохранят жизнь себе и окружающим.