Кадр из видео сайта spacex.com
Межпланетная экспансия и орбитальные перевозки становятся все более интересны частным компаниям и крупным бизнесменам. В последние дни сразу три новости появились на эту тему. Элон Маск – основатель компании Space X – выступил со своей марсианской программой; в Новой Зеландии открылся первый частный космодром и группа компаний S7 выкупила «несчастный» комплекс «Морской старт» у РКК «Энергия».
Маск хочет спасти человечество
Главной целью своей марсианской программы, которая была представлена 27 сентября на конференции в Мексике, Элон Маск считает сделать человечество мультипланетной цивилизацией, что спасет ее, в итоге, от исчезновения. «Это – основная причина, почему я лично сейчас хочу аккумулировать активы и финансировать программу», - сказал Маск. Сроки выхода непосредственно на полет к Марсу определяются в 10 лет. Стоит отметить, что национальные программы полет человека на Марс (в разных версиях) планировали не раньше 2030-2035 годов.
По плану Маска предстоит построить сверхтяжелую ракету-носитель, которая будет способна выводить на низкую орбиту полезный груз порядка 300 тонн. К ракете понадобится межпланетный корабль, достаточно комфортабельный для длительного путешествия сотни пассажиров к Марсу. Все компоненты системы планируется создать многоразовыми. Маск считает, что сможет осуществлять запуски кораблей к Красной планете в каждое «окно», то есть раз в 26 месяцев.
В программу ITS (Interplanetary Transport System) входит, прежде всего, строительство сверхтяжелой ракеты-носителя. За основу бeдет взят носитель Falcon-9, который в настоящее время эксплуатируется компанией Space X для доставки грузов на орбиту. ITS-носитель будет высотой 77,5 метров и оснащен 42 двигателями Raptor. Вместе с космическим кораблем высота конструкции достигнет 122 метров. Raptor, который был впервые испытан несколько дней назад, имеет примерно те же габариты, что и стоящие на Falcon-9 «Мерлины», но в три раза мощнее. Космический корабль будет также оборудован «Рапторами» (9 модулей).
Размеры космического корабля позволят провести путешествие в относительном комфорте. Высота ITS-корабля – 49,5 метра, ширина – 17. Чтобы обеспечить старт корабля с орбиты к Марсу, носителю придется сделать два подъема. В первый подъем выводится корабль, во второй – топливо для полета к Марсу. В наиболее благоприятный (по расположению планет) момент корабль стартует с орбиты Земли к Марсу. Элон Маск сказал, что «Рапторам» понадобиться в среднем 80 дней, чтобы доставить корабль к месту назначения. В настоящее время межпланетному аппарату нужно от 6 до 9 месяцев, чтобы преодолеть расстояние от Земли до Марса. Посадка на Марс планируется с помощью сверхзвуковой тормозной двигательной установки без использования спуска на парашютах.
Чтобы создать двусторонний трафик между Землей и Марсом, Space X построит на Красной планете заводы по производству ракетного топлива. Маск особо подчеркнул, что залогом успеха является многоразовое использование компонентов. Например, ITS-корабль будет рассчитан примерно на 12 перелетов. Объявлена и цена билета. Маск говорит, что она может составить 200 тыс.долл, а позже снижена до 100 тыс. Для примера. Сейчас компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic продает билеты на суборбитальный самолет SpaceShipTwo за четверть миллиона, а стоимость 10-дневного полета на МКС оценивается (по разным данным) около 30 миллионов.
Новая Зеландия вступает в космический век
Аэрокосмическая компания RocketLab объявила о постройке первого в мире частного космодрома в Новой Зеландии. Пусковой комплекс расположен на отдаленном полуострове, где воздушное движение минимально. Это позволило RocketLab заявить о том, что может быть поставлен рекорд по частоте запусков – раз в три дня. Питер Бек, генеральный директор Rocket Lab, сказал в интервью Space.com, что комплекс имеет лицензию на проведение запуска каждые 72 часа. Тем не менее, компания планирует осуществить запуск 4-5 раз в месяц, сказал он. Площадка рассчитана на запуск собственных ракет RocketLab Electron, которые способны вывести на разные орбиты груз до 150 кг. Цена за старт составит примерно 5,5 млн долл. RocketLab уже имеет контракты на вывод полезной нагрузки с NASA, Moon Express и Planеt Labs.
S7 Group прикупила б/у космодром
Известный российским путешественникам брэнд авиакомпании S7 теперь также будет ассоциироваться с космосом. 27 сентября было объявлено о том, что РКК «Энергия» продала S7 пусковую площадку водного базирования «Морской старт» (Sea Launch). Проект «Морского старта» отнюдь не новый. Первый пуск состоялся в 1999 году. В программе участвовали страны, которые сейчас вряд ли могут совместно работать с «Морским стартом»: Россия, США и Украина. Небольшую долю в проекте имела и норвежская компания. Компания Boeing осуществляла маркетинговые услуги, норвежское предприятие предоставило бывшую буровую платформу, переоборудованием в стартовый стол которой занималось российское КБ транспортного машиностроения. РКК "Энергия" производила разгонные блоки ДМ для ракет "Зенит". Сами ракеты изготавливались украинским предприятием "Южмаш". Портом приписки командного судна и плавучего космодрома Odyssey был выбран Лонг-Бич (Калифорния, США).
В 2009 году компания обанкротилась и была подвергнута реорганизации в результате которой 95% акций консорциума получила РКК «Энергия», 3% осталось у Boeing и 2% у Aker Solutions. Всего с платформы произведено 36 запусков из которых 34 – успешные. Приостановка действия программы произошла в августе 2014 года из-за военных действий на востоке Украины. Тогда было заявлено, что использование украинских ракет, под которые «заточен» Sea Launch, невозможно.
После целого комплекса юридических и финансовых маневров оператором «Морского старта» теперь является S7 Group, которая планирует использовать для работы украинские ракеты-носители. Проект "Морской старт" продолжит использовать ракеты-носители украинского производства "Зенит", сказал совладелец S7 Владислав Филев "Ракета "Зенит" остается главной для Sea Launch, следующие 15-20 запусков, надеюсь, будут с "Зенитом". S7 пока не имеет контрактов на запуски с него космических аппаратов: "Мы же только подписали соглашение о покупке, безусловно, у нас нет никаких подписанных контрактов. До тех пор, пока мы не получим одобрения государства, мы не будем подписывать никаких контрактов", - сказал Филев. Закрытие сделки по продаже проекта ожидается через полгода, говорится в совместном сообщении госкорпорации "Роскосмос", S7 Group и РКК "Энергия".
"Закрытие сделки планируется через шесть месяцев - после получения одобрения соответствующими властями США и подписания ряда договоров, которые являются частью данной сделки. Сделка должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS)", - пишет ТАСС.