Россия лидирует по добыче некоторых ископаемых и занимает второе место в мире по добыче нефти и газа. Фото Reuters
Состоявшиеся недавно парламентские слушания «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования» выявили много проблем в законодательном обеспечении сохранности и рационального использования природных ресурсов страны. Особую тревогу у законодателей вызывают вопросы промышленной и экологической безопасности при недропользовании в связи с высокими рисками возникновения крупных аварий в угольной отрасли, а также в нефтегазодобыче.
Амбиции и дефиниции
Россия обладает огромными природными ресурсами, которые могли бы стать прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. В недрах нашей страны сосредоточены четверть разведанных мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Россия лидирует по добыче некоторых ископаемых и занимает второе место в мире по добыче нефти и газа, шестое – по добыче угля.
Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по объему энергоресурсов. Доля отраслей ТЭКа в объеме экспорта составляет 70%, а нефтегазовые доходы федерального бюджета 2016 года составят 6 трлн руб., или 44% всех доходов бюджета.
Но так же как и в богатейшей природными ресурсами стране мира СССР, а ныне в Российской Федерации, эти ресурсы так и не стали источником «богатства и могущества Родины… зажиточной и культурной жизни всех трудящихся» (Конституция СССР от 1936 года). Российский народ фактически отчужден от недр и природных ресурсов, в связи с чем академик Дмитрий Львов в 90-е годы прошлого столетия настаивал на необходимости введения природной ренты, которая бы шла на благосостояние нынешнего и будущих поколений российского народа.
Еще академик Никита Моисеев, будучи руководителем экспертного совета при правительстве РФ по оценке и анализу кризисных ситуаций, подчеркивал в своих многочисленных публикациях, что только реальная забота о благополучии народа способна «объединить Россию, вдохнуть в ее народ ту энергию, которая необходима для выхода из смутного времени».
В недавно опубликованном композитном индексе условий достойной жизни и свободного развития человека (КИДР) (Степанов С.А., Тарко А.М. Россия в ХХI веке: проблемы идентификации и национальных целей. – М., 2015) указано, что Россия занимает 144-е место в мире, уступая даже республикам бывшего СССР и странам, входившим в блок социалистического лагеря. Наиболее тяжелые показатели, тянущие нашу страну на нижние строчки мирового рейтинга, – коэффициент Джини (степень материального расслоения общества), уровень смертности, индекс экологической эффективности и, наконец, индекс восприятия коррупции.
Каждый из этих показателей заслуживает отдельного критического анализа. Здесь же мы рассмотрим их с позиций энвайронментальных (влияние окружающей среды на благополучие российских граждан) и доступности природных ресурсов, обеспечивающих благополучие и комфортность проживания людей в самой большой по площади стране мира.
Парадоксы «газовой трубы»
Занимая 13% Земли, Россия имеет 35% мировых запасов природных ресурсов, обеспеченность которыми несопоставима ни с одной страной. Вместе с тем потребление их в расчете на каждого жителя России в шесть раз ниже, чем в США, вдвое ниже стран Западной Европы, Канады, Японии. При этом в России живет всего 3% населения Земли.
Экологическое неблагополучие страны – запредельное превышение допустимых норм загрязнения воздуха в крупнейших городах страны, критическое ухудшение качества питьевой воды в ряде ее регионов, отсутствие современных очистных сооружений в коммунальном хозяйстве большинства регионов и разрастание легальных и несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по всей территории России (107-е место в международном рейтинге по экологической эффективности, 2013 год) – сопровождается неравномерным распределением доходов от недропользования и недоступностью к природным ресурсам значительной части населения. Это приводит к усилению имущественного неравенства в стране.
Возникает вопрос: а что имеет народ России от ее богатых недр и природных ресурсов, какова их стоимость для народа?
В России, где на одного жителя приходится больше природных ресурсов, чем в любой другой стране мира, до сих пор ощущается историческое наследие СССР, когда большинство республик было газифицировано на 90–95%, уровень газификации РСФСР составлял 30–40%. Сегодня уровень газификации страны, по оценкам правительства России, составляет 2/3 страны (средний), а на селе лишь 54% при одновременном низком уровне газификации промышленных предприятий, предприятий энергетики и даже социальной сферы.
Сегодня из всей производимой в России энергии на долю возобновляемых источников (ветровой и солнечной) приходится лишь около 2%. |
Таким образом, «газовая труба» и все связанные с ней блага цивилизации остаются пока для значительного количества населения, особенно проживающего в глубинке и тем более пенсионеров, недоступной роскошью.
В результате такой политики в России, являющейся одним из самых крупных в мире экспортеров газа и нефти, при сравнении по паритету покупательной способности цены на электроэнергию и бензин, по отношению к базисной стоимости (хлеб, квартплата, транспорт) и к стандартной корзине товаров выше, чем в США и в ряде европейских стран (см. таблицу).
Жители крупнейшей нефтедобывающей страны поставлены в условия, унижающие достоинство ее граждан, когда доходы от продажи нефти и полезных ископаемых после налоговых вычетов на 85% принадлежат частным лицам.
Интересный факт: на очередном совещании у губернатора Дальневосточного региона по вопросу об огромной задолженности коммунальщиков области за электроэнергию перед поставщиками электричества обнаружилось, что долг этой области меньше месячной зарплаты руководителя местных энергосетей (!).
Директивное отставание
Нынешнее экономическое и технологическое отставание России усугубляется экспортно-сырьевой направленностью экономики. Но нефть больше не правит миром – об этом говорилось на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. На Московском же экономическом форуме в 2016 году заговорили о пространственной экономике, то есть тех экономических направлениях развития, которые бы давали России конкурентные преимущества, учитывая ее обширные территории – 11 часовых поясов, разнообразие климатических условий, своеобразных, неповторимых природных ландшафтах, позволяющих мощно развивать туризм и отельный бизнес, курортное лечение мирового уровня.
Эти актуальные заявления превращаются в декларации и… девальвируются, о чем говорит анализ причин хронического невыполнения правительством страны антикризисных планов в 2015–2016 годах, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, многих целевых федеральных программ, в том числе по развитию транспортной инфраструктуры и переселению населения из ветхого и аварийного жилья. Этот анализ также указывает на то, что в планах и намерениях федеральных властей и субъектов РФ отсутствуют стержневые цели и намерения.
Правительство отказалось от бюджетного правила – краеугольного камня устойчивого развития страны, регламентирующего порядок перераспределения нефтяных сверхдоходов между текущими расходами и наполнением Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, и направляет сегодня даже доходы от управления этими фондами (85 млрд руб.) на бюджетные расходы.
К тому же сверхдоходы от углеродных запасов страны конвертируются и вкладываются в казначейские облигации США (так, по мнению руководства страны, надежнее сохранить валютные резервы) и работают на экономику США, а не на развитие отечественной экономики.
Возникают в связи с этим вопросы. Почему берем инвестиции под 5%, а вкладываем свои под 1%? Зачем Россия занимает дорогие деньги, когда в резервах сотни миллиардов долларов? Почему занимаем деньги за границей, а не у собственного населения с накоплениями в несколько годовых бюджетов страны?
Таким образом, резервы страны, формирующиеся за счет природных ресурсов и предназначенные для решения задач повышения уровня и качества жизни всех граждан страны, распыляются на текущие бюджетные расходы. Это следствие непродуманной и нецелеустремленной деятельности высших эшелонов исполнительной власти России.
Радения о «технологическом рывке»
Природные ресурсы, увеличивающиеся трудности и затраты по их разработке заставляют думать и активно действовать в области использования наилучших доступных технологий. А в целом перед страной стоит задача подключения к мировой технологической революции.
В связи с этим неожиданным для международного и отечественного бизнеса стало недавнее заявление вице-премьера Аркадия Дворковича на Петербургском международном экономическом форуме – 2016 о том, что Россия начнет развивать альтернативную энергетику (имелось в виду ветровую и солнечную как составные части возобновляемых источников энергии – ВИЭ) позже (!). «Мы просто ждем, пока технологии станут более дешевыми, – продолжил вице-премьер. – Зачем торопиться, лучше платить более низкую цену, развивать эти технологии, инвестировать в них и потом платить более низкую цену на их внедрение, чтобы потребители не страдали, а пользовались лучшим, что уже создано в мире».
Сегодня из всей производимой в России энергии на долю ВИЭ приходится около 2%. К 2020 году, по плану правительства, этот показатель должен увеличиться до 4,5%. А в остальном мире будет уже 40%.
Пока федеральные чиновники подсчитывают убытки будущего технологического рывка России, в ее провинциальных центрах идут своим путем. Так, несмотря на экономические трудности, солнечная, ветровая, геотермальная энергетика на Дальнем Востоке активно развивается. Сегодня на Камчатке 40% потребляемой энергии вырабатывается на геотермальных источниках. В 2015 году ветряные парки были построены в Усть-Камчатске и на Сахалине. Реализовано пять проектов по строительству солнечных электростанций, включая запущенную в декабре 2015 года крупнейшую солнечную электростанцию за Полярным кругом, в якутском поселке Багатай.
Сами энергетики называют Республику Саха (Якутия) главным вектором развития ВИЭ в восточной части страны. Для региона с территорией, равной четырем Франциям, населением всего около миллиона человек и перепадом температур в 110 градусов (от минус 70 градусов зимой до плюс 40 летом), возобновляемая энергетика – не дань моде, а буквально вопрос выживания. В сезон активного солнца солнечная электростанция (СЭС) вырабатывает 70% потребляемой поселком Багатай энергии, а зимой – около 40%. Остальное дают дизельные генераторы.
Республика работает по внедрению ВИЭ с рядом европейских и азиатских компаний, которые поставляют оборудование для энергетического сектора и модернизации коммунального хозяйства (в республике 1284 котельных), но, безусловно, было бы выгоднее производить такое оборудование в России. «Хотя теперь наметился тренд на импортозамещение, но оборудование, аналогичное зарубежному, в Российской Федерации, к сожалению, не выпускается. А качество того, что выпускается, требуется еще повышать», – отмечается в местной прессе.
Дороги – это не только инфраструктурные артерии экономики и качество жизни людей, но и качество состояния окружающей среды. Фото Reuters |
Недавно в прессе был опубликован комментарий по случаю блестяще в инженерном и архитектурном плане построенного в Ульяновске моста через Волгу, к которому проектировщики и строители, правда, «забыли» подвести соответствующие подходы и развязки. Эффективность дорогостоящего сооружения приблизилась к нулю, а журналисты назвали реализованный проект «золотой пуговицей на драном кафтане российского бездорожья».
Дороги – это не только инфраструктурные артерии экономики и качество жизни людей, но и качество транспортировки природных ресурсов и состояния окружающей среды. По оценке, данной в отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, качество российских дорог оценивается в 2,3 балла из 7, Россия занимает в мире по этому показателю 136-е место из 144. Один остроумный россиянин заметил: «Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война».
Но высшим перлом чиновного радения о «технологическом рывке» с использованием природных ресурсов стало решение правительства о промышленной разработке залежей никеля и меди на территории лучших российских черноземов в Воронежской области с захватом части территории природного заповедника. В этом решении присутствуют грубейшие нарушения и природно-ресурсного, и природоохранного законодательства, и сложившейся аграрно-индустриальной структуры экономики региона, и концептуальных основ устойчивого развития страны, когда удовлетворение потребностей нынешних людей должно осуществляться без ущерба для будущих поколений людей.
Извечная российская проблема – сохранение лесов от пожаров. По официальным данным, в России ежегодно сгорает более 60 тыс. гектаров леса. По неофициальным – в десятки раз больше. Тратятся сотни миллиардов рублей на пожаротушение и компенсации для пострадавших домовладельцев. Но при этом не разрабатываются современные технологии мониторинга лесов по определению очагов и предупреждению разрастания лесных пожаров, а также их тушения с использованием беспилотных летательных аппаратов (например, дирижаблей-пожарников с большой грузоподъемностью). Студенческая идея таких наблюдателей-пожарников длительное время лежит без движения в НИИ МЧС России.
Таким образом, ежегодно лесные массивы уничтожаются пожарами, вырубаются черными лесорубами, официально экспортируется кругляк – на миллиарды рублей невосполнимых доходов от ценного природного ресурса.
В то же время в стране не налажено массовое домостроение из древесины – традиционно русского строительного материала. Именно такое индустриальное (до 90% заводского изготовления) деревянное строительство может решить проблему отселения населения из ветхого и аварийного жилья, на многие миллионы увеличить количество рабочих мест.
Все это могло бы способствовать значительному повышению благосостояния и качества жизни граждан страны.
Приедет барин и рассудит
Нерациональное использование природных ресурсов в стране сопровождается возрастанием правового нигилизма относительно окружающей среды, некомпетентности и безответственности руководящих работников и специалистов по соблюдению экологических и природно-ресурсных норм.
Яркие тому примеры – проектирование прокладки транссибирского нефтепровода Западная Сибирь – Дальний Восток в 800 м от озера Байкал, проектирование и попытка строительства спортивных сооружений зимней Олимпиады 2014 года в природной заповедной зоне г. Сочи, наконец одномоментная отмена пригородного железнодорожного сообщения в 20 субъектах Российской Федерации (транспортная инфраструктура, особенно автомобильные дороги напрямую влияют на экологическое благополучие населения) при наметившейся тенденции сокращения автобусных сообщений в регионах. При этом ни правительство, ни структуры государственной власти в регионах не слышали и не хотели слушать протестные акции населения и экологов.
Потребовалось вмешательство президента Владимира Путина, чтобы отменить антиэкологические проекты и решения. Видимо, такого же президентского реагирования ожидают и другие инициативы: решение правительства о промышленной разведке и добыче меди и никеля в Воронежской области, неподготовленная в финансовом, организационно-техническом и инфраструктурном отношениях раздача бесплатных гектаров дальневосточных земель, решение правительства о кардинальном увеличении добычи угля вместо газификации, неэффективный надзор за лесными ресурсами страны и не менее неэффективное тушение лесных пожаров устаревшими способами…
Можно приводить другие примеры непродуманных решений и нерешение застаревших вопросов еще с советского периода.
Рассмотрение одних только природно-ресурсных проблем показывает, что нынешняя Россия не готова к вхождению в процесс трансформации мировой экономики и реформированию отечественной экономики. Наша экономика продолжает болеть нефтяной зависимостью, что приводит к неконкурентоспособности других отраслей; менеджмент не способен предложить инструменты развития и неэффективен; производительность труда значительно отстает от ведущих стран мира; доходы населения снижаются, а бедность населения при несметных природных ресурсных богатствах страны растет.
Складывается впечатление, что все просто забыли важнейшее положение Основного закона страны о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».