0
10140
Газета Наука Интернет-версия

26.10.2016 00:01:10

Генетический и моральный выбор из двух мам

Сергей Яковенко

Об авторе: Сергей Александрович Яковенко – генеральный директор клиники ЭКО «АльтраВита».

Тэги: биология, материнство, аборт


биология, материнство, аборт Экстракорпоральное оплодотворение – наукоемкая технология на грани искусства. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Суррогатное материнство, безусловно, неестественное явление. Это порождение нашей репродуктивной культуры, которая усложняется вместе с изменениями в остальных аспектах человеческого бытия.

Люди издавна по-особенному, сакрально относились к процессу зачатия и деторождения. С этими естественными процессами связано множество условностей, запретов и настоящих табу. Не будет большим преувеличением сказать, что большая часть социального взаимодействия связана с отношениями между полами и процессом размножения.

Хотим мы этого или нет, но наша жизнь быстро меняется, новые технологии, о которых можно было раньше только прочитать в фантастических романах, врываются в нашу жизнь, и немудрено, что это новое конфликтует с традициями и моралью. Суррогатное материнство не стало исключением.

Технология, созданная на стыке последних достижений в эмбриологии и репродуктивной медицине, позволяет стать родителями людям, не имеющим возможности зачать естественным путем. Дополнительную сложность в ситуацию вносит присутствие третьего объекта – самой суррогатной матери. Общество пока еще не выработало нормы отношения к подобной социальной роли, и зачастую женщины, решившие выносить генетически чужого ребенка, подвергаются эмоциональному давлению и преследованию.

В глобальном масштабе суррогатное материнство предлагает человечеству новую социальную роль, ни в каких заповедях еще не прописанную, и социальные институты вынуждены на ходу формировать для своих членов отношение к этому явлению.

Согласно данным последних исследований наших шведских, китайских и американских коллег, инструмент, способный менять генетическую природу человека, уже создан и был опробован на человеческих эмбрионах. Речь идет о белке CRISPR/Cas9, способном «вырезать» фрагменты из ДНК человека и таким образом заменять «бракованные» части здоровыми. Помимо невероятного прорыва в лечении генетических заболеваний эта еще несовершенная технология потенциально способна изменить геном будущего человека полностью.

Благо это или угроза для человечества – вопрос дискуссионный. В любом случае все религии негативно относятся к ситуации, когда технологию суррогатного материнства используют для уклонения от трудностей беременности и родов, для «сохранения фигуры» или ради свободного времени. С точки зрения любой религии это безнравственный поступок и подлежит осуждению.

Как ни странно, но наши простые граждане довольно лояльно относятся к современным репродуктивным технологиям в целом. Согласно результатам соцопроса, проведенного в 2012 году по заказу службы «Среда», лишь один из 10 человек высказал к ним отрицательное отношение. Причем чем образованнее были респонденты, тем более положительной была оценка роли современных технологий в процессе репродукции человека. Конкретно по суррогатному материнству масштабных исследований пока еще не проводилось, видимо, потому, что это явление пока еще не имеет того значения, объемов и влияния на общественную жизнь, как ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение, то есть оплодотворение в пробирке).

Со стороны науки вопросом занимается биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Суррогатное материнство ставит перед экспертами по биоэтике, да и не только перед ними, много вопросов.

Считать ли приемлемым сам факт, что ребенок, выношенный и рожденный одной женщиной, добровольно передается его генетической матери? До появления этой технологии само слово «мать» имело вполне четкое и недвусмысленное определение. Теперь же при появлении новых факторов необходимо принять решение, кто же имеет право называться матерью ребенка.

Как относиться к тому, что суррогатная мать получает вознаграждение за свою роль и не является ли это формой эксплуатации людей, попавших в затруднительное материальное положение? Или, наоборот, аморальным способом наживы для безответственных женщин?

Одним из главных вопросов стало: сохранять ли в тайне подробности происхождения ребенка?

С одной стороны, необходимость сохранить все в тайне очевидна, но с другой – любую тайну очень трудно сохранять долго. Сложно представить себе всю гамму чувств человека, внезапно узнавшего во взрослом возрасте подробности своего зачатия и рождения. Некоторые врачи и психологи рекомендуют быть полностью открытыми с детьми по этим вопросам. В Великобритании процент детей, родившихся при помощи суррогатного материнства и знающих об этом, очень высок – до 92%. Но согласитесь ли вы поставить себя на место их родителей в случае, если ребенок решит, что у него теперь не одна, а две мамы?

Рождение с помощью суррогатного материнства автоматически усложняет последующие взаимоотношения всех участников процесса, ставит перед семьей и обществом много новых и очень сложных вопросов.

Каждое общество решает эту проблему через общественные обсуждения, споры и конфликты. Потому мы с коллегами по Европейскому обществу репродукции человека (ESHRE), дабы снизить накал подобных споров, разработали основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства.

1. Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.

2. Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.

3. Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, суррогатная мама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).

4. При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.

5. Не рекомендуется использовать в качестве донора яйцеклетки саму суррогатную маму, так как это может повлечь за собой дополнительные психологические проблемы у нее. Данное положение закреплено в репродуктивном законодательстве РФ.

6. Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.

7. Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может суррогатную мать к нему принудить.

8. Суррогатная мама должна в первую очередь руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не вправе.

9. Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью.

В этих девяти положениях мы постарались заложить принципы, отвечающие сути нашей профессии, сохранение постулата «не навреди» и не затормозить неизбежный прогресс. Миллионы бездетных пар по всему миру в нем очень нуждаются. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
604
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
362
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2393
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1868

Другие новости