Привлекательность российского высшего образования для иностранных студентов будет определяться степенью интернационализации российского образования. И не только этим. Фото с сайта www.dvfu.ru
Современная Россия – участница нескольких образовательных альянсов, так называемых межгосударственных образовательных пространств. В этот список входят: Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества. Сотрудничество в области высшего образования далеко не основное в деятельности стран – членов этих организаций.
Специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) было проведено исследование «Анализ и оценка эффективности участия России в межгосударственных образовательных альянсах». Основная цель исследования – определение дальнейшей стратегии сотрудничества России со странами Европы, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС в области высшего образования.
Подробный анализ результатов этого исследования еще предстоит сделать. Но уже сейчас можно говорить о неоднозначности полученных результатов в области многостороннего образовательного сотрудничества. Дело в том, что образовательное сотрудничество в многостороннем формате предполагает преференции для граждан стран, входящих в тот или иной альянс. Как правило, это признание документов об образовании, позволяющее относительно свободное поступление в образовательные учреждения стран-участниц, академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава, открытие филиалов, а также трудоустройство в странах альянса.
Исследование показало, что наиболее высокий уровень преференций гражданам альянса в отношении доступа к образовательному и трудовому рынку характерен для ЕАЭС. Наиболее высокий уровень интеграции образовательных систем зафиксирован в ЕС, и наименее развита образовательная интеграция в ШОС.
Европейское пространство высшего образования оказывает влияние на развитие образовательных пространств СНГ, ЕАЭС, ШОС. Особенно сильно это влияние на образовательное пространство Содружества Независимых Государств. Это объясняется отчасти тем, что семь из десяти государств – участников СНГ в разное время подписали Болонскую декларацию и приступили к национальным реформам в рамках своих обязательств.
Можно предположить, что со временем законодательная база межгосударственного сотрудничества в области образования в Содружестве будет меняться в соответствии с болонскими принципами. В рамках СНГ и ЕАЭС сохраняются тенденции к увеличению потоков академической и трудовой мобильности в Россию.
В ЕС основные потоки студентов, исследователей и квалифицированных специалистов сосредоточены на Германии и Франции. Объяснение простое: в этих двух странах произошло смягчение миграционного и трудового законодательства для этих категорий иностранных граждан. Сохраняется высокий уровень немецких и французских университетов, а государство проводит политику привлечения иностранных студентов и квалифицированных специалистов.
В долгосрочной перспективе участие Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах будет определяться несколькими основными тенденциями: начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров в ведущих странах мира; усилением конкуренции среди стран – экспортеров образования в связи с появлением новых государств, активно привлекающих иностранных студентов. Следует также учитывать появление региональных центров образования, привлекающих наибольшее число иностранных студентов стран региона и обесценивание национальных валют в развивающихся странах мира, которые стали основными поставщиками иностранных студентов.
С учетом этого можно выделить несколько ключевых факторов, определяющих участие Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах. Прежде всего речь идет о развитии и реализации отдельных инициатив в двухстороннем и многостороннем формате с зарубежными странами по академическому обмену, включая сетевые формы взаимодействия, о степени общей интеграции в рамках межгосударственных объединений в рамках ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
Не менее важно смягчение миграционной и визовой политики, трудового законодательства в отношении иностранных студентов, исследователей, иностранных выпускников российских вузов. Несомненно, не надо забывать и о вхождении российских вузов в ТОП-100 мировых рейтингов: The World University Ranking, Academic Ranking of World University, QS World University Ranking.
Привлекательность российского высшего образования для иностранных студентов будет определяться и степенью развития и реализации процесса интернационализация российского образования, включая увеличение числа англоязычных образовательных программ в российских университетах. К важным факторам можно также отнести увеличением числа квот с 15 тыс. и ежегодный пересмотр этого показателя в сторону увеличения. Увеличивается также число соглашений по признанию документов об образовании с зарубежными странами и соглашений по сотрудничеству в образовательной сфере.
Систематическое наблюдение за состоянием и условиями реализации межгосударственного образовательного сотрудничества в рамках обязательств, накладываемых на Россию как страну – участницу межгосударственного альянса, покажет влияние вышеперечисленных факторов на национальную систему образования и национальный рынок труда. Это обеспечит также органы управления образованием необходимой информационной базой для анализа и прогнозирования.
В рамках исследования были проанализированы механизмы образования и деятельности образовательного альянса, сформировавшегося в рамках БРИКС, а также участие Российской Федерации в совместных образовательных инициативах стран БРИКС: финансирование, управленческие и законодательные решения. На данный момент образовательный альянс сформирован, развивается, хотя объединение стран в БРИКС не является формальным.
Анализ показал, что образовательная интеграция в БРИКС находится на низком уровне. Этот факт обусловлен прежде всего тем, что на уровень образовательной интеграции оказывают влияние неравномерность развития национальных систем образования стран БРИКС, исторически незначительные связи между отдельными странами БРИКС в области образования, языковые барьеры. В связи с этим перспективы образовательного сотрудничества России и стран БРИКС представляются крайне слабыми и малоэффективными.