Академик Николай Павлович Лаверов. Фото Елены Фазлиулиной (НГ-фото)
30 ноября 2016 года научная общественность Москвы проводила в последний путь академика Николая Павловича Лаверова (1930–2016) – крупного ученого и государственного деятеля мирового масштаба.
Николай Павлович был признанным лидером исследований в области геологии месторождений урана и других полезных ископаемых. Он внес огромный вклад в создание мощной минеральной сырьевой базы нашей страны. Безусловно, с его именем связано осуществление крупных государственных программ по выявлению новых ураноносных и нефтегазоносных провинций важнейших месторождений урана, ставших сырьевой базой атомной энергетики.
Под его руководством и при непосредственном участии были созданы новейшие технологии разработки месторождений урана в Киргизии – методом подземного выщелачивания урана без контакта человека с урановой рудой, что и обеспечило мировое лидерство нашей страны в атомной промышленности. Он же заложил основы нового научного направления – радиоэкологии для защиты окружающей среды от радиационных загрязнений.
Еще одна важнейшая грань деятельности Николая Павловича Лаверова – курирование в течение многих лет взаимодействия Российской академии наук по научно-исследовательским работам оборонного направления. Он же возглавлял соответствующую комиссию Совета безопасности РФ. Ему довелось занимать и крупные государственные должности, в частности заместителя председателя правительства СССР (1989–1991) и, одновременно, председателя Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ).
Наряду с научно-организационной работой академик Лаверов вел большую педагогическую деятельность и возглавлял созданные им научные школы по радиогеологии и радиоэкологии в Менделеевском университете, в Университете нефти и газа им. И.М. Губкина. Он был членом ряда зарубежных академий, в том числе Национальной академии наук США и почетным доктором свыше 20 отечественных и зарубежных университетов. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», полдюжины золотых медалей и премий за развитие науки и промышленности.
Характерными качествами Николая Павловича были добрая прямота, искренность убеждений, глубина научных суждений, большая эрудиция, последовательность изложения материала, простота и ясность воззрений. Он обладал поразительно точным чутьем в отношении перспектив продвижения того или иного научного руководителя.
Россия ее Академия наук потеряла в его лице большого научного руководителя государственного и общемирового масштаба, блестящего организатора науки, сумевшего создать прочный тандем фундаментальной науки и практики. И невольно у меня возникает искреннее удивление энергией Николая Павловича – яркий образ крупного деятеля науки и государства.
Всегда живой, подвижный, порывистый, он, кажется, вовсе не знал усталости. Николай Павлович был ярым противником наукообразности и пустословия, будь то выступление, доклад или лекция. Он все предвидел на несколько шагов вперед и требовал от своих подчиненных того же самого.
У меня создалось впечатление, что Николай Павлович вел и меня «своей невидимой рукой» на многих этапах моей научной и организаторской деятельности за последние четверть века. Общение с крупным ученым мирового масштаба, выдающимся сыном русского народа в моем сердце и в сердцах многих его коллег сохранится навсегда!