1
8400
Газета Наука и технологии Интернет-версия

26.02.2019 16:35:00

К чему привела бюрократическая инфляция научных школ

Официально признанные на государственном уровне, эти сообщества исследователей превратились в фикцию

Олег Корниенко

Об авторе: Олег Васильевич Корниенко – кандидат экономических наук, доцент

Тэги: экономика, бюрократия, инфляция


экономика, бюрократия, инфляция Как же так получается: научные школы есть, а науки нет? Фото с сайта www.mipt.ru

Инфляция, являющаяся одной из системообразующих составляющих постсоветской российской экономики, проявляет себя не только в хозяйственной сфере. Она проникла также в головы множества российских граждан, прежде всего чиновников, чьи мировоззренческие категории, прежде нравственные, стремительно обесцениваются.

Этот процесс проявляется во многих сферах жизнедеятельности. Особенно неприятно, что инфляция поедает и такие сферы нашей жизни, как образование и наука. Примером инфляции в образовании являются бесконечные процессы переименований учебных заведений: школы превратились в гимназии, технические училища – в лицеи, техникумы – в колледжи, институты – сначала в академии, а затем в университеты. На этом процесс не завершился, и возникли федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а затем и опорные вузы.

Процесс далеко не завершен, и следует ожидать появления новых образовательных монстров. Например, в рамках начавшегося с 1 января 2019 года национального проекта «Наука» предусмотрено создание – не менее 15 – так называемых научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Если бы эти переименования отражали реальный процесс улучшения образования в переименованных учебных заведениях! Увы… Меняются только вывески. Впрочем, не только вывески, а многочисленные бланки, бумаги, отчетности, сводки, которые следует переделать, перенабрать, переписать, перепечатать. Даже только на это расходуются немалые бюджетные средства. Для реализации этих переделок набираются новые команды кабинетных работников, в основном являющихся близкими родственниками уже существующих.

В научной сфере бюрократическая инфляция ярко проявляется в необычно кучном появлении на российской почве разнообразных научных школ. Мне как экономисту с университетским образованием известно, что в экономической науке существует не так уж много общепризнанных научных школ и направлений. Кроме знаменитых учений типа меркантилизма, физиократии, классики, неоклассики, институционализма, являющихся фундаментальными течениями (парадигмами) и известных не только экономистам, это ряд школ, имеющих не такие громкие названия, тем не менее сыгравших важнейшую роль в формировании и развитии науки.

Критерием для выделения и названия таких школ служит основной метод, ими используемый (например, историческая и математическая школы), географический принцип (лозаннская, кембриджская, чикагская и стокгольмская), а также имя отца-основателя.

«Именных» научных школ в экономической науке не так уж много. Самые известные – кейнсианство и марксизм. А также смитианство, рикардианство, неорикардианство (сраффианство), мальтузианство и маршаллианство. Все эти школы получили названия в честь великих ученых, чей вклад в науку трудно переоценить.

Так вот, в современной российской науке вновь возникающие школы не используют для названий методологический или географический принцип. Вы не найдете информации, например о московской, петербургской, ростовской или ярославской экономических школах. Зато появилось огромное количество именных школ, причем носящих имена не великих ученых, а самых даже обыкновенных, иногда даже совсем не ученых.

На российском сайте «Энциклопедия «Известные ученые» в разделе «Научные школы» можно найти информацию о школах в области 20 различных групп наук, причем лидируют технические науки (300 научных школ), медицинские (280), педагогические (154) и экономические (153). Интересен критерий отбора кандидатов в список школ. Для того чтобы попасть в число основателей научной школы, достаточно иметь двух защищенных кандидатов наук, а также двух докторов.

Критерий исключительно мягкий, и поэтому теоретически деятель науки, имеющий множество защищенных подопечных, может претендовать на основание двух-трех или более научных школ. Например, в списке «экономических основателей» есть Н.Г. Кузнецов – руководитель 22 кандидатов и консультант 6 докторов. Путем несложных подсчетов можно доказать, что данный деятель может подать заявку на основание трех экономических школ. Впрочем, критерий энциклопедии не очень строгий: так, например, некий Н.Г. Лабынцев числится основателем двух научных школ в области бухгалтерского учета, хотя на его счету «скальпов» не хватает даже на одну: 1 д.э.н. и 12 к.э.н.

Российская академия естествознания даже присуждает звание «Основатель научной школы» с вручением счастливому основателю всех необходимых атрибутов: нагрудного знака, красивого удостоверения в кожаной упаковке и сертификата, который можно повесить в кабинете на стенку.

Плодоносность российской нивы в области разведения и окучивания многообразных научных школ институционально заверена и государственными структурами. Так, уже много лет вручаются ежегодные президентские гранты для поддержки ведущих научных школ.

Неизбежно возникает вопрос: как же так, в стране все есть – и доктора, и кандидаты, и магистры, и самый остепененный парламент в мире, и невероятное количество научных школ и научных журналов, а науки нет? Почему, если каждый исследователь и преподаватель страны каждый год публикует по несколько статей в изданиях, включенных в официальный перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК), в международные системы Web of Science (WoS), Scopus и проч. и проч., по наличию высоких технологий РФ занимает в мире 124-ю позицию, по показателю освоения технологий предприятиями – 126-ю?

Интересно, что большинство кандидатов и докторов, которые на бумаге входят в научные школы, даже и не подозревают об этом.

В интервью директора федерального исследовательского центра «Казанский научный центр Российской академии наук», академика Олега Синяшина, которое носит характерное название «Научных школ в России много», интервьюируемый (который сам, разумеется, является основателем школы: 5 д.х.н. + более 40 к.х.н.) объясняется этот российский феномен и отсутствие оного за рубежами нашей родины. Оказывается, заграничных ученых, достигших известности, приглашают в другие города и страны, поэтому они и не успевают обзавестись собственными научными школами.

Получается, нашим проще. Их никто никуда не зовет, они сидят себе в своих Тьмутараканьсках и Скотопригоньвсках и заводят конюшни, состоящие из племенного состава (доктора наук) и обычных дворняжек (кандидаты).

В 1977 году в монографии «Школы в науке» (издательство «Наука») сказано: «Школы в науке являются непременным постоянно действующим фактором ее прогресса»; школа достигает «наиболее жизненного проявления своего единства в качестве коллективного творческого сознания»; в школе «должен быть руководитель-учитель и ученики».

Все эти определения в современной российской действительности выполняются, но с оговорками: школы являются фактором обесценивания научного богатства; коллективное сознание наиболее ярко проявляется на банкетах после защиты диссертаций; «учитель» ставит на поток производство остепененного планктона, никого не учит, а «ученики» ничему не учатся и не хотят этого.

А может быть, это искупление? И наша наука выйдет из него очищенной? 

 Ростов-на-Дону


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 06:08 27.02.2019

На ВУЗы повесили отчетность для повышения Индексров Цитирования. Кафедрам вменяется столько-то публикаций в год. На кабинеты вешают таблички: столько - то публикаций на коллектив. В общем, старый лозунг "всем пройти флюорографию!" на новый лад. Содержание статей в целом примерно соответствующее.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
1769
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
3577
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3439
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
12227

Другие новости