13.09.2022 19:03:00

Предки современных людей взяли у своих соседей по роду самое худшее

Все беды – от неандертальцев

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: неандертальцы, эволюция, человек, антропология, биология

неандертальцы, эволюция, человек, антропология, биология Так работает комплексный тест на бактерию геликобактер: идентификация микроба, подверженность его действию лекарств и геномный трекинг. Иллюстрация Physorg

Несколько случаев долговременного – в течение месяцев – течения ковидной инфекции позволили ученым проследить (осуществить трекинг) хронологию изменения вирусного генома. Это, в свою очередь, позволило идентифицировать и появление в нем мутаций, которые сделали ковид более заразным (контагиозным) и в то же время менее летальным для людей. Результаты исследования представлены в журнале Nature. С такой степенью молекулярного разрешения пока сделать это никому не удавалось. И это несмотря на миллионы прочитанных геномов ковида.

На таком фоне определенный фурор произвела работа ученых Оксфорда, опубликованная в журналах Ancient Origins и Nature Genetics. Англичане в очередной раз обратились к сравнению геномов неандертальцев и современного человека. Сравнение выявило наличие области в коротком плече 3-й хромосомы (3р21), ДНК в которой в два раза повышает риск респираторных заболеваний (поражающих слизистую воздухоносных путей). Она кодирует участок усиления активности гена, который связан с синтезом белка, и включает транскрипцию, или переписывание-считывание гена. Авторы провели селективный анализ возможной вероятности появления этого варианта и пришли к выводу о важной роли его в поражении эпителиальных клеток легочных альвеол. То есть обнаружена еще одна терапевтическая мишень. Ждем новых лекарств!

Ген, по мнению оксфордских геномщиков, патологический вариант подверженности легочным заболеваниям был, похоже, позаимствован от неандертальца (неважно, какого пола). И он возник в результате замен всего 28 «букв» генетического кода. Сегодня это подтверждено на молекулярном уровне. Ученые назвали его «ген, ослабляющий устойчивость легких к COV». Он может стать еще одной надежной точкой в геноме, что позволит быстро и эффективно вылавливать опасные патогены.

Один из таких патогенов – очень опасный для детей респираторно-синцитиальный вирус (RSV). В Национальном институте здоровья США создали вакцину-кандидат, опробованную в ходе первой клинической фазы испытаний. Она представляет собой фрагмент белка вирусной оболочки, с помощью которой они осуществляют «слияние» с клеткой (Science Translational Medicine).

Для взрослых не менее опасна спирально-извитая бактерия геликобактер (Helicobacter pylori). Инфицирование геликобактером прослежено у наших предков, вышедших из Африки, в Европе, Сибири и вплоть до Америк. Бактерия может вызывать язвы и эрозии слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки, которые могут перерождаться в клеточные разрастания. Микробиологи Университета в Циндао (КНР) разработали комплексный тест на бактерию, позволяющий быстро идентифицировать инфекцию и подверженность ее клеток действию лекарств, а также читать геномы различных вариантов. Работа опубликована в журнале Clinical Chemistry. Преимущество теста в том, что все три параметра определяются непосредственно в образце слизистой желудка. Достигается это за счет использования рамановской спектроскопии. Авторы полагают, что им удалось достичь одноклеточного разрешения, позволяющего изучать молекулярные механизмы.

Во времена всеобщего отказа от пластиковой упаковки естественен интерес к сообщению из Гарварда, напечатанному в Nature Food. Там для защиты пищевых продуктов от микробов создали на основе водорослей биоразлагаемые волокна для столь необходимого пленочного материала. Волокна диаметром не более 110 нанометров (0,11 микрона) используются для получения пуллулана (от англ. pull – тянуть) и представляют собой полисахарид из сахара мальтозы. Второе название для него «глюкан», поскольку его структурное звено – соединение трех глюкоз. Естественно, что в среде такой материал легко разлагается ферментами микробов и грибков, получающих в результате этого доступный сахар.

Антимикробная защита в виде ингибиторов размножения микрофлоры позволяет увеличить время жизни полимера, что важно для пищевых товаров. Пуллулан может производиться в промышленных масштабах, имеет низкую стоимость и экологически дружествен.