0
7571
Газета Наука и технологии Интернет-версия

13.05.2025 17:38:00

Послевоенный план научно-технического прогресса

Как происходило в СССР восстановление научного потенциала союзных республик после войны

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, г. Брест (Республика Беларусь).

Тэги: война, вов, ссср, история, ученые, технологии, нтп


война, вов, ссср, история, ученые, технологии, нтп Здание Академии наук Белорусской ССР, разрушенное в результате ударов гитлеровской авиации в освобожденном Минске. Фото с сайта www.rsl.ru

В годы Великой Отечественной войны научный потенциал союзных республик СССР понес огромные потери. Многие институты, университеты и лаборатории были эвакуированы в восточные регионы, часть инфраструктуры уничтожена оккупантами, а тысячи ученых ушли на фронт или погибли. К 1943 году по мере освобождения территории СССР встал вопрос о планомерном восстановлении науки в республиках.

В послевоенный период 1943–1950 годов во всех союзных республиках без исключения были восстановлены или созданы заново научные учреждения: от академий наук и университетов до отраслевых НИИ (медицинских, сельскохозяйственных, технических и др.).

Эвакуация и реэвакуация

К 1943 году Красная армия начала освобождение оккупированных областей, и правительство СССР организовало обратный процесс – реэвакуацию учреждений и специалистов. Как отмечают историки, реэвакуация академических институтов началась уже в 1943 году, сразу после коренного перелома в войне. В 1944 году, согласно поручению правительства, ученые включились в разработку плана восстановления народного хозяйства, а научные учреждения постепенно возвращались в республики.

В каждой союзной республике были созданы комиссии по реэвакуации. Они занимались не только возвращением кадров, но и транспортировкой оборудования, библиотек. Например, в Белоруссии перемещение фронта летом 1944 года создало условия для возвращения Академии наук БССР из эвакуации. Уже в 1944 году отдельные институты возобновили работу в Минске.

Однако условия были тяжелыми: не хватало зданий, приборов, кадров. Так, после войны в системе АН БССР ощущался острый дефицит помещений, оборудования и специалистов, отчасти вследствие сталинских репрессий накануне войны. Тем не менее в процессе реэвакуации к 1945 году удалось вернуть большую часть институтов на прежние места. Центр стимулировал ученых возвращаться: предоставлялось транспортное обеспечение, жилье (нередко временно в стесненных условиях), повышенные продуктовые и вещевые пайки. Многих эвакуированных специалистов целенаправленно направляли обратно на родину, чтобы они возглавили восстановление науки на местах.

Отдельно надо отметить, что не все эвакуированные учреждения вернулись полностью. В ряде случаев на базе эвакуированных в глубокий тыл научных групп возникли новые центры науки в восточных районах СССР, что стало одним из позитивных эффектов войны. Например, уже в 1943–1944 годах Президиум АН СССР создал новые региональные подразделения: в августе 1943 года открылся Киргизский филиал АН СССР во Фрунзе, в феврале 1944 года – Западно-Сибирский филиал (Новосибирск), в сентябре 1944 года – Коми научно-исследовательская база в Сыктывкаре. Эвакуированные научные силы частично закреплялись на новых местах, распространяя научную инфраструктуру и за пределы довоенной географии.

Планирование и финансирование

Центральные органы власти уделяли приоритетное внимание финансированию восстановления науки, рассматривая ее как ключевой ресурс развития. Еще до окончания войны, в 1944 году, Госплан начал разрабатывать программу послевоенного восстановления и развития, в которую были включены и мероприятия по восстановлению и развитию научного потенциала. Итогом стала четвертая пятилетка (1946–1950), принятая Верховным Советом СССР 18 марта 1946 года, определившая направления развития страны, включая научно-технический прогресс. Государственное финансирование науки в эти годы существенно возросло. По данным официальной статистики, численность научных работников в СССР выросла примерно с 98 тыс. в 1940 году до 162,5 тыс. человек к 1950 году.

Совет народных комиссаров / Совет министров СССР напрямую курировал создание новых научных учреждений в союзных республиках, выделяя средства на строительство зданий, закупку оборудования, восстановление лабораторий. Уже 1 ноября 1945 года СНК СССР принял общегосударственное постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства, разрушенного немецкими захватчиками». В нем отдельным пунктом предусматривалось восстановление высших учебных заведений, НИИ и академических центров в наиболее пострадавших республиках. В союзный бюджет закладывались целевые ассигнования на науку.

Решающую роль центрального финансирования отмечают исследователи на примере Белоруссии: восстановление материально-технической базы АН БССР к 1950 году было достигнуто во многом благодаря ресурсам, предоставленным союзным правительством и Академией наук СССР. Так, Академия наук СССР передала для библиотеки АН БССР 300 тыс. томов научных изданий, включая редкие, взамен утраченных во время оккупации.

Госплан СССР координировал распределение материальных ресурсов: стройматериалов для ремонта университетских корпусов, типографского оборудования для научных издательств, автомобилей для экспедиций и т.д. Например, уже к концу 1940-х годов в Украинской ССР было полностью восстановлено здание главного корпуса Киевского университета и кампус, как сегодня сказали бы, Харьковского университета – эти проекты финансировались по союзной линии.

В прибалтийских республиках, недавно вошедших в состав СССР (1940) и сильно пострадавших от боевых действий, централизованно восстанавливали научно-образовательную инфраструктуру практически с нуля. Совет министров СССР утверждал сметы и планы работ: к 1950 году были восстановлены здания университетов в Риге, Вильнюсе, Тарту, оснащены новые лаборатории.

Наряду с прямым бюджетным финансированием применялись и специальные инструменты мобилизации средств. В 1946 году был проведен выпуск государственных займов восстановления и развития хозяйства, часть средств от которого направлялась на восстановление научных учреждений. Поощрялось шефство промышленных предприятий над вузами: заводы помогали институтам оборудованием, а взамен получали научные консультации.

Создание и восстановление

Академии наук – высшие научные учреждения союзных республик – стали центрами приложения усилий по восстановлению науки. Если до войны собственные академии существовали лишь у некоторых республик (например, Украинская АН с 1918 года, Белорусская – с 1929-го, Грузинская – с 1941 года), то в 1943–1950 годах при прямой поддержке Москвы академии наук были учреждены практически во всех остальных республиках. Это во многом было политикой, направленной на укрепление лояльности национальных республик и привлечение местной интеллигенции к общему делу победы и восстановления.

К 1950 году в 12 из 15 союзных республик действовали национальные академии наук. Их создание происходило по решениям союзного правительства и при активном участии Академии наук СССР. Например, учреждение АН Узбекской ССР было оформлено постановлением СНК СССР от 27 сентября 1943 года № 1052 за подписью И. Сталина. Академии Армянской и Узбекской ССР открылись в ноябре 1943 года с участием руководства СССР. В марте 1945 года начала работу АН Азербайджанской ССР.

Сразу после войны последовали балтийские республики: в январе-феврале 1946 года СНК СССР принял постановления об организации академий наук Эстонии, Латвии и (повторно) Литвы.

В Средней Азии крупнейшей стала Академия наук Казахской ССР, учрежденная 31 мая 1946 года (первым президентом стал выдающийся геолог Каныш Сатпаев). В других республиках (Киргизской, Таджикской, Туркменской, Молдавской) в 1940-е действовали филиалы АН СССР; их преобразование в самостоятельные академии произошло на рубеже 1940–1950-х (Таджикская – в 1951 году, Туркменская – в 1951-м, Киргизская – в 1954 году).

Академия наук СССР сыграла большую роль в становлении республиканских академий. Во-первых, многие из них создавались на базе существовавших ранее филиалов АН СССР, где уже имелись наработки и кадры. Во-вторых, АН СССР делилась ресурсами – научными кадрами, оборудованием, библиотечными фондами, направляла в республики видных ученых-организаторов. Не случайно первыми руководителями новых академий зачастую становились крупные ученые, тесно связанные с Центром.

Так, Армянский филиал АН СССР в 1930-е возглавлял академик из Ленинграда Франц Левинсон-Лессинг, заложивший основы для будущей АН АрмССР. При учреждении академии в Ереване (1943) первым ее президентом избрали национального кандидата – историка Овсепа Орбели, но инициатива исходила сверху и была обусловлена политической конъюнктурой. Как отмечает историк Тигран Закарян, Сталин в 1943 году «нуждался в поддержке национальных республик в войне… и пошел на уступки некоторым их менее амбициозным желаниям», в числе которых – создание собственных академий наук.

Таким образом, политика в научной сфере сочетала искреннюю заботу о восстановлении с использованием науки как инструмента укрепления союзного государства.

К 1950 году академии наук в союзных республиках стали основными центрами координации исследований. При них возрождались довоенные институты и создавались новые. Например, в Украинской АН сразу после войны открылись новые отраслевые институты – энергетики, металлургии, экономики – для решения практических задач восстановления промышленности.

В Белорусской АН число научных институтов выросло с 8 (в 1945 году) до 28 (в 1950 году), из них 15 – научно-исследовательских. К началу 1950-х научная сеть во многих союзных республиках не просто была восстановлена, но и превысила довоенные масштабы.

Институты и университеты

Помимо академий послевоенное возрождение науки в союзных республиках опиралось на высшие учебные заведения и отраслевые научно-исследовательские институты различных ведомств. Центральные власти в 1944–1945 годах приняли меры к скорейшему возобновлению работы вузов на освобожденной территории. Уже в 1944 году были вновь открыты крупнейшие университеты: Киевский и Харьковский (Украина), Минский (Белоруссия), Тартуский (Эстония), Рижский и Вильнюсский (Прибалтика). Многие из них фактически заново отстраивались.

Так, здания университетов Минска и Киева лежали в руинах. Центр направил на их восстановление необходимые ресурсы и специалистов. Например, восстановление главного корпуса Киевского университета им. Т. Шевченко было включено в план 4-й пятилетки и лично курировалось союзным министром высшего образования.

Административная реформа 1946 года укрепила роль Центра: было создано союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР, которому подчинились вузы по всему Союзу. Это позволило централизованно распределять профессорско-преподавательские кадры. В разоренные войной республики направлялись преподаватели из относительно уцелевших регионов РСФСР. Например, в 1945 году в восстановленный Вильнюсский университет было командировано несколько десятков русскоязычных преподавателей из Москвы и Ленинграда.

Одновременно для подготовки собственных научных работников расширялась аспирантура: уже к 1947 году в АН БССР было принято 186 аспирантов.

Республиканские отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), подчинявшиеся союзным наркоматам (с 1946 года – министерствам), также активно восстанавливались.

Медицинские учреждения. В 1944 году по решению СНК СССР была создана Академия медицинских наук (АМН) СССР – новый союзный центр, координировавший медико-биологические исследования по всей стране. При участии АМН и Минздрава началось возрождение республиканских НИИ здравоохранения. Например, в 1945 году в Минске возобновил работу Институт физиологии АН БССР, лаборатории которого включились в решение актуальной задачи – восстановление здоровья инвалидов войны, испытывая новейшие лекарственные препараты (грамицидин, пенициллин) на практике. В РСФСР и Украине Министерство здравоохранения СССР восстановило институты эпидемиологии и микробиологии для борьбы с послевоенными эпидемиями; многие из них были снабжены оборудованием по ленд-лизу (например, для производства пенициллина).

Сельскохозяйственные научные учреждения. Восстановление аграрного сектора требовало научного сопровождения – селекции, агротехники, мелиорации. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) возобновила работу сразу после войны и курировала сеть опытных станций и институтов в республиках.

Например, в 1944 году Президиум АН БССР поднял вопрос о создании нового ботанического сада в Минске на месте уничтоженного – этот проект получил поддержку союзного Центра, а посадочным материалом поделились ботанические сады Москвы и Тбилиси. В Украине уже к 1948 году были восстановлены опытные поля Института генетики и селекции в Одессе (небезызвестного своим довоенным директором академиком Николаем Вавиловым). Правда, к тому времени генетика как наука уже подвергалась идеологическим нападкам. Тем не менее в целом агрономические исследования продолжились: например, в Казахской ССР в 1946 году основан Институт земледелия, работавший над повышением урожайности в целинных степях.

Технические и промышленные НИИ. Большое внимание уделялось восстановлению прикладных институтов для нужд промышленности. В Донбассе вновь заработали угольные научно-исследовательские учреждения, помогающие поднять шахты из руин. В 1946 году в Алма-Ате открылся Институт горного дела АН КазССР, занявшийся разработкой рациональных методов добычи цветных металлов – актуальной задачей для восстановления индустрии.

Во многих республиках создавались научные организации «двойного подчинения», формально входившие в систему союзного министерства (угольной, нефтяной, легкой промышленности и т.д.), но фактически являвшиеся республиканскими центрами прикладной науки. Их финансирование обеспечивалось из союзного бюджета соответствующей отрасли, но в кадровом отношении они опирались и на местные кадры, подготавливаемые вузами и академиями.

Практически в каждом крупном институте существовали планы по темам восстановления, будь то разработка новых строительных материалов, технологии протезирования инвалидов или методы повышения урожайности. Такие планы спускались из Москвы и курировались соответствующими министерствами.

Кадры и контроль

Кадровое обеспечение науки в послевоенный период находилось под жестким контролем партии. ВКП(б) через свои органы (в частности, через Отдел науки при Агитпропе ЦК ВКП(б), действовавший с 1942 года) определяла ключевые назначения и идеологическую линию в научной сфере. Центральные власти стремились сбалансировать две задачи: вернуть в республики эвакуированных и демобилизованных ученых – и одновременно обеспечить политическую лояльность научных кадров.

Сразу после освобождения республик назначение руководителей важнейших научных учреждений производилось, как правило, сверху. Так, директоров институтов и ректоров университетов утверждали союзные министерства по согласованию с ЦК ВКП(б). Нередко в республику направляли проверенного человека из Центра. Например, первым послевоенным ректором Белорусского государственного университета стал П.Г. Мельников – член ВКП(б) с довоенным стажем, прибывший из Москвы.

Аналогично в Латвийской ССР руководство Академии наук в 1946 году было поручено академику Николаю Николаеву, а его заместителем стал местный коммунистический деятель – такая связка обеспечивала и научную компетенцию, и партийный надзор.

В то же время во многих случаях старались выдвигать именно национальные кадры, чтобы продемонстрировать уважение к республиканским элитам. Пример: президентами академий наук большинства союзных республик были избраны их коренные ученые: армянин Иосиф Орбели в Армении, узбек Ташмухамед Кары-Ниязов в Узбекистане, казах Каныш Сатпаев в Казахстане и т.д. Центр, безусловно, предварительно одобрял эти кандидатуры.

Большое внимание уделялось возвращению ученых из эвакуации и с фронта. После войны тысячи специалистов с учеными степенями демобилизовались из армии. Партийные органы активно вербовали их на работу в научные учреждения родных республик. Например, в АН БССР в 1945–1946 годах вернулись почти все академики и члены-корреспонденты, находившиеся в эвакуации или в рядах армии. Молодым научным сотрудникам предоставлялись ускоренные возможности защиты диссертаций, чтобы пополнить корпус кандидатов и докторов наук. Так, в 1949 году в АН БССР были успешно защищены диссертации четырех молодых ученых. Восстановление шло не только количественно, но и качественно: росло новое поколение ученых.

Одновременно с восстановлением кадров усиливался административный и идеологический контроль над наукой. В 1947–1948 годах прокатилась серия идеологических кампаний, затронувших и науку. Ключевые эпизоды – философская дискуссия 1947 года и сессия ВАСХНИЛ 1948 года. Последняя особенно показательна: в августе 1948 года по инициативе академика Трофима Лысенко при одобрении ЦК ВКП(б) была созвана сессия Всесоюзной селекционно-генетической академии (ВАСХНИЛ), на которой классическая генетика была объявлена лженаукой. Постановление сессии, поддержанное партийным руководством, привело к разгрому генетики: десятки ученых-генетиков были уволены из вузов и НИИ, многие направления исследований свернуты. Подобные вмешательства имели место и в других научных сферах – истории, литературе, биологии.

Тем не менее следует отметить, что наряду с репрессивными аспектами партия также поощряла героизацию труда ученых. Многие научные работники получили в послевоенные годы ордена и медали за вклад в победу и восстановление. Ученым присваивались почетные звания, их биографии публиковались как примеры самоотверженности. Такая политика повышала престиж науки и привлекала молодежь в научные институты.

* * *

В период 1943–1950 годов Советский Союз осуществил беспрецедентное по масштабу восстановление науки во всех союзных республиках. Восстановление научных учреждений в союзных республиках стало частью общей программы послевоенного возрождения Советского Союза. Без мощной организационной и ресурсной поддержки Центра республиканская наука не смогла бы так быстро встать на ноги. Вклад науки в послевоенное развитие был огромен, и к началу 1950-х годов союзные республики обладали уже укрепленной научной базой, заложенной в значительной мере благодаря целенаправленной политике Союзного центра. 

 Брест 


Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1034
Цены на бензин разогревают инфляцию

Цены на бензин разогревают инфляцию

Анастасия Башкатова

Топливные издержки ложатся бременем и на производителей, и на потребителей

0
1531
Региональная политика 2-5 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 2-5 июня в зеркале Telegram

0
167
Что за семейство!

Что за семейство!

Георгий Азатов

Александр Пушкин и его такие разные посвящения Наталье Гончаровой

0
274

Другие новости