0
1758
Газета Секты Интернет-версия

10.11.1999 00:00:00

"Медоустая Псалтирь" и "мощевые плащаницы"


НЕДАВНО мне на глаза попался странный плакат, призывающий посетить XIX собор православной церкви Божией Матери "Державная". Как православного человека меня сразу заинтересовало несколько вопросов. Во-первых, откуда в России взялась "параллельная" Православная Церковь со своей иерархией и соборами? Во-вторых, что это за нелепые словосочетания встречаются в тексте плаката: "медоустая псалтирь, слезоточивые иконы, мощевые плащаницы, литургия открытого неба и т.п." или в листовке собора: "ждем Вас в небесной горнице, что опустится над Дворцом спорта "Динамо"? В-третьих, сознание любого православного человека наверняка бы смутила и та легкость, с которой устроители собора "торговали" такими сакраментальными понятиями, как "пророк" или "стяжание Святого Духа". Ответ на первый вопрос разрешил и все остальные.

Оказалось, что православная церковь Божией Матери "Державная" - это не что иное, как пресловутый "Богородичный центр" - религиозное движение, о котором много говорили и писали в начале 90-х. Организация сменила несколько названий: она называлась и Церковью Божией Матери "Преображающейся", и "Фондом (или Собором) Новой Святой Руси" и лишь в 1997 году стала именоваться нынешним именем. Вместе со сменой вывески менялись и внутренние установки. Если раньше проповеди главы "Новой Святой Руси" "пророка" Иоанна Береславского были полны матерщины, похабства и угроз (см., например, "Исповедь поколения", 1991 г.), то теперь он говорит лишь о "вышней любви" и "неизреченной радости".

Побывав на "соборе", я увидел и внешние перемены: "литургия открытого неба", представлявшая раньше полную абракадабру, теперь стала походить на литургию Иоанна Златоуста. Правда, сильно искаженную. Непонятные балахоны и католические облачения сменились подобием православных. После "литургии" "пророк" стал зачитывать "откровения Богородицы" (извиняюсь за обилие кавычек). Читая послания, Береславский то понижал тембр, и тогда его было почти не слышно, то, округляя глаза и активно жестикулируя, переходил на крик. Мне невольно вспомнился персонаж новеллы Томаса Манна "У пророка": "Горячечное, донельзя рассерженное Я, одинокое и одержимое манией величия, становилось на цыпочки и обрушивало на мир поток уничтожающих слов, <...> оно вербовало готовое идти на смерь воинство для покорения шара земного, обнародовало указы, ставило свои неумолимые условия; бедности и целомудрия требовало оно и исступленно, с каким-то противоестественным сладострастием вновь и вновь настаивало на обете беспрекословного послушания". Но было заметно, что за эмоциональной силой кроется крайняя скудость содержания.

И в этом нет ничего удивительного, так как "богородичное" вероучение является ярким примером религиозного синкретизма. В нем причудливо переплелись христианские (как православные, так и католические), индуистские, гностические, каббалистические, оккультные и прочие мотивы. Синкретические секты, ярким примером которых, несомненно, является Богородичный центр, обычно паразитируют на различных религиозно-философских системах, подделываясь под них. В данном случае речь идет об очередной подделке под православие. И самое страшное заключается в том, что многие люди, попавшие в секту, купились именно на слово "православие". А между тем "богородичников" даже христианами нельзя назвать. В Символе веры, который "едиными усты и единым сердцем" исповедуют все христиане, Святая Церковь излагает истинное учение о Триедином Боге, имеющем Единую Божественную Природу и Три Лица. Но Береславскому "Пресвятая Троица видится <...> очами Божией Матери" ("Державный катехизис". 1997. С. 75), и поэтому он стирает все границы между Лицами Святой Троицы, исповедуя тем самым ересь XI века - "модализм": "Сын и есть Отец, и Он же - Дух Святой" ("Слово Божией Матери и Господа в России архиепископу Иоанну". Избранное. T. 1. 1997. С. 106, 176). Так что исторические пути христианства и "богородичников" разошлись максимум во II веке. Последующие шаги идеологов Богородичной церкви вполне закономерны: стерев различия между Божественными Лицами, можно стереть различия и между религиями: "Премудрость Божия олицетворяет Себя, как единая Мать всех учителей человечества: Будды, Магомета, Рамы, Зороастра и прочих" ("Державный катехизис". С. 157). Итак, перед нами "православный" вариант New Age. Поэтому не стоит удивляться тому, что на плакатах, вывешенных в фойе Дворца спорта "Динамо", поется гимн славянскому язычеству, являющемуся якобы истинной формой богопочитания.

Конечно, ведь "богородичный" бог - это не евангельский Христос, а какой-то каббалистический эн-соф ("не-нечто") или безликий индуистский брахман - абстракция, фикция. А абстракция в догматике сразу отражается и на молитве: "Когда предмет знания абстрактен, - предупреждает академик Лосев, - а процесс его познания очень жизнен и напряжен, то в силу неудовлетворенности самого предмета образуется бесплодное воспаление и разгорячение этого процесса <...> Это кровяное разжжение вообще характерно для всякого мистического сектантства" ("Очерки античного символизма и мифологии". М., 1993. С. 885). Содержание, как говорится, определяет форму. Поэтому и "литургия" проходит не в храме, а в "небесной горнице над Дворцом спорта "Динамо", поэтому и декоративный "иконостас" на сцене (!) невольно ассоциируется с нарисованным очагом в каморке у папы Карло, поэтому и сам огонь богородичной молитвы кажется каким-то нарисованным. Многие из тех, кто видел литургию "открытого неба" сравнивают ее с дешевым спектаклем. Все это объясняется тем, что "богородичный центр" является продуктом своей эпохи - эпохи постмодернизма, для культуры которого свойственно "играть в жизнь". В то же время любой более или менее чуткий человек обязательно почувствует глубину православной литургии (вспомните хотя бы послов князя Владимира), которая является не "игрой в жизнь", не "воспоминанием Тайной вечери", а способом живого, истинного и искреннего общения с Богом, Источником Жизни!

Когда я выходил из здания Дворца спорта, меня мучил вопрос: долго ли мы еще будем клевать на всякие рекламные уловки? Ведь это же так очевидно, что хороший товар никогда не назовут "чудо-клей", "супернож" или "волшебный крем". И Православная Церковь никогда не будет называть себя "Истинно Православной", "Древлеправославной" или "Православной Церковью Божией Матери "Державная".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1495
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1807
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости