0
3944
Газета Общество Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

Традиционные Церкви Чехии сдают свои позиции

Тэги: чехия, церковь, православие


Поместная Чешская Православная Церковь, которая официально называется Православной Церковью Чешских земель и Словакии, по численности занимает в Чехии четвертое место согласно последней переписи населения 2000 г. Самыми многочисленными, конечно же, являются католики, составляющие 26,8% всех жителей. За католиками с большим отрывом следуют две протестантские деноминации: Чешскобратская Евангелическая Церковь (1,1%, или 117 тыс. верующих) и Чехословацкая Гуситская Церковь (1%, или 99 тыс. верующих). На этом фоне чешское православие занимает достойную позицию: 0,2% и 22,9 тыс. верующих.

Хотя по численности православные в Чехии уступают католикам и протестантам, с точки зрения динамики развития дело обстоит иначе. Из всех традиционных религиозных объединений Православная Церковь считается Церковью с самым быстрым ростом числа верующих.

На основании чего можно сделать такой вывод? Прежде всего на основании сравнения с аналогичной статистикой, полученной в результате предыдущей переписи населения 1990 г. Сразу после падения социалистического строя православные в Чехии также составляли 0,2% населения. Однако в 1990 г. католиков в Чехии было 39%, а верующих Чешскобратской Евангелической и Чешскословацкой Гуситской Церквей 2 и 1,7% соответственно. Таким образом, в этих традиционных для Чехии Церквах мы замечаем явное уменьшение числа верующих.

Приведенные данные отнюдь не свидетельствуют о каком-то атеистическом переломе в религиозной жизни страны или о религиозной революции. Наоборот, чешское общество уже давно секуляризовано, а число верующих традиционно низко. Данные 1990 г. отражают прежде всего вспышку энтузиазма после падения социалистического строя в 1989 г.

Конец советского режима вызвал у части общества симпатию к Католической Церкви, чья деятельность считалась оппозиционной по отношению к коммунистической власти. Когда закончилась эйфория "бархатной революции", пропал и кратковременный интерес к католичеству. Число верующих практически вернулось на уровень конца 80-х годов.

На этом фоне быстрый рост численности православных вызывает удивление, особенно если учесть, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии не располагает крупными финансовыми средствами и не ведет интенсивной миссионерской деятельности.

Главной причиной такого роста, несомненно, является иммиграция из стран бывшего советского блока. Этот приток верующих официальная статистика практически не отражает. По неофициальным данным, на территории Чехии нелегально работают свыше 100 тыс. граждан Украины (прежде всего из Закарпатья), а также жители других по преимуществу православных стран - Белоруссии, Молдавии, Румынии и Сербии. Основную же массу приезжих составляют русские: с начала 1990-х на улицах города Карловы Вары русский язык звучит едва ли не чаще, чем чешский. В Праге появились русские магазины, а в горах Крконоше уже привыкли к многочисленным туристам из России. Если учесть иммиграционный фактор, данные о численности православных в Чехии не покажутся столь поразительными. Скорее наоборот - они должны быть еще выше.

Коренного православного населения, проживающего на территории Чехии хотя бы одно столетие, практически нет. Другое дело бывшая Чехословакия. Восток нынешней Словакии населен русинским меньшинством, которое по преимуществу исповедует восточное христианство: православие и греко-католичество. В 50-е годы ХХ века православных стало значительно больше за счет насильственного объединения Греко-Католической Церкви с Православной сразу после прихода к власти коммунистов, управляемых Москвой.

Еще один источник православных - волынские чехи. Так называется группа чехов, которые в ХIX веке переселились на Волынь (ныне - территория Украины). Переселенцы занимались преимущественно пивоварением, сельским хозяйством и ремеслами. Многие из них сменили свое исконное вероисповедание на православие. После захвата большевиками власти волынские чехи изъявили желание вернуться на родину, но смогли сделать это только после Второй мировой войны. Большинство из них чешское правительство поселило на территории Судет - окраин Чехии, с которых были выселены веками проживавшие там немцы. До сих пор в этих областях существуют крупные села, населенные волынскими чехами. Эти села - приходы Чешской Православной Церкви.

Есть также группа чешских православных, которую трудно выделить статистически, и поэтому говорить о ее численности практически нельзя. Это конвертиты - те, кто до перехода в православие был неверующим или принадлежал к другим конфессиям.

Естественно, такая разнородность чешского православного населения сказывается на церковной жизни. В то время как, например, в России вопрос о переходе на новый церковный календарь является трудной и по многим причинам невыполнимой задачей, в Чехии мирно сосуществуют целых три стиля: старый, новый (с западной пасхалией) и комбинированный (новый стиль с сохранением восточной пасхалии). Принадлежность к тому или иному стилю зависит от традиции, которой следует приход.

Похожая ситуация сложилась и с литургическим языком. Хотя с 1920-х годов существует перевод основных богослужебных текстов на чешский язык, многие приходы пользуются церковнославянским языком, причем разных редакций - русской и украинской. Так, например, из всех столичных православных храмов только в кафедральном соборе служат преимущественно по-чешски и придерживаются комбинированного стиля. В остальных храмах служат по-церковнославянски и придерживаются старого стиля.

Чешское православие может показаться явлением, стоящим на окраине чешской церковной жизни. Но ситуация в современной Праге убеждает скорее в обратном: достаточно посетить воскресные службы в четырех пражских православных храмах, которые буквально битком набиты народом. Явление, привычное в современной России, для секуляризированной Чехии скорее небывалое. Храмы не могут вместить всех желающих, и с Католической Церковью идут переговоры о передаче в аренду по крайней мере одного храма, так как у католиков наблюдается избыток культовых зданий.

Православие в последние годы привлекает внимание и верующих других конфессий. В среде католиков и протестантов появляется интерес к литературе о православии, к специфической "восточной" духовности, к таким ее проявлениям, как иконы и духовная музыка. Появляются переводы православных трудов, организуются конференции и читаются лекции по православной тематике. Условия жизни в Чехии позволяют вступить в диалог с западными вероисповеданиями, почти невозможный в России.

Хотя Православная Церковь в Чехии отделена от государства в 1918 году, священнослужители получают, пусть и не слишком большую, государственную зарплату. Когда клир обеспечен материально, для властей это лучшая гарантия его благонадежности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1441
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1755
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4059

Другие новости