0
1634
Газета Общество Интернет-версия

09.07.2008 00:00:00

Стоя в пробке, правил не нарушишь

Тэги: пдд, коап, гибдд


пдд, коап, гибдд Квалифицированный автоинспектор способен найти подход к любому водителю.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

В России, наверное, нет региона, который мог бы сравниться с Московским по количеству транспортных средств и нагрузке на дорожную сеть. Развитие последней явно не поспевает за растущим автопарком, что вызывает вполне обоснованное раздражение со стороны автовладельцев и провоцирует некоторых из них на нарушение правил дорожного движения. О том, какие возникают в связи с этим проблемы, насколько они разрешимы и что ждет автовладельцев региона в ближайшем и отдаленном будущем, читателям «НГ» рассказал начальник УГИБДД ГУВД Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев.

– Сергей Алексеевич, поддается ли подсчету количество автотранспорта, который выходит ежедневно на дороги Подмосковья?

– На сегодняшний день в области зарегистрировано около 2 миллионов 370 тысяч единиц автотранспорта. На дороги ежедневно выходит около миллиона, плюс полтора миллиона – это транзитные автомобили, плюс примерно 1 миллион 200 тысяч – это транспорт города Москвы, который находится на нашей территории. Получается около 3 миллионов 700 тысяч.

– По выходным, в летний период, наверное, и того больше?

– Хочу подчеркнуть такую особенность. Если раньше были ярко выражены сезонные колебания, то теперь практически этого нет, сегодня есть суточные пики – утренний поток в сторону Москвы, так как сегодня много москвичей живут в области, а жители Подмосковья работают в столице, и вечерний поток – в направлении области.

– Как выглядит сегодня скорбная статистика по Подмосковью?

– Ежегодно на территории Московской области мы регистрируем около 11–12 тысяч ДТП с погибшими и пострадавшими. К примеру, с начала 2008 года нами зарегистрировано свыше 5 тысяч ДТП. В них погибли 875 человек, в том числе 23 ребенка, свыше 6 тысяч получили травмы. В среднем за год на дорогах гибнут около 2 тысяч, 14–15 тысяч получают травмы и около 11–12 тысяч человек проходят как пострадавшие.

– Как эта статистика выглядит на фоне прошлых лет? Куда движется?

– Ярко прослеживается тенденция на уменьшение. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы имеем по общему числу ДТП минус 18%, по раненым – минус 19%, по погибшим – минус 28%, учитывая данные Минздрава. То есть это те люди, что скончались не на месте ДТП, а позже в больнице.

– Обнадеживающая тенденция. Что за этим стоит?

– Я связываю это со вступлением в действие новых административных норм, ужесточающих ответственность водителей за нарушение ПДД. Напомню, что первая группа внесенных поправок вступила в действие с 11 августа 2007 года, вторая – с 1 января 2008-го и третья – совсем недавно, с 1 июля. Анализ показывает, что тенденция к серьезному сокращению ДТП как раз и пошла с августа прошлого года. Других причин нет, так как дороги остались те же, а количество транспорта выросло. Ежегодный рост автопарка по области составляет 8–9%. Так что, вне всяких сомнений, сработал здесь человеческий фактор.

– Несколько лет назад по числу тяжких ДТП лидировали Ленинградское и Новорижское шоссе. Какие трассы держат это печальное первенство сегодня?

– Наиболее тяжкие ДТП происходят там, где нет ограждений, разделяющих встречные потоки и где могут быть лобовые столкновения. В этом плане Ленинградское шоссе остается проблемным, есть такие участки и на Ярославском, Рязанском – особенно от Бронниц до Коломны, на Горьковском, Минском шоссе.

– А что с Новорижским, там же есть широкая разделительная полоса в виде газона?

– Эта автомагистраль очень перегружена, но здесь разрешена скорость 110 километров в час. К сожалению, многие водители ее значительно превышают и вылетают на полосу встречного движения даже через газон.

– Москвичи, привыкшие проводить выходные на дачах, фактически потеряли один выходной из-за того, что вынуждены возвращаться домой в воскресенье утром, дабы не попасть в пробки. Несколько лет назад говорили об организации реверсивного движения на подмосковных трассах. Эта идея еще обсуждается?

– Два года назад мы в порядке эксперимента пытались организовать реверсивное движение на отдельных участках Щелковского, Ярославского и Минского шоссе. Вся беда в том, что потоки транспортных средств в обоих направлениях становятся настолько плотными, что любая попытка организовать реверсивное движение в итоге приводит к образованию узких «горловин», у которых образуются заторы. Реверсивное движение имеет смысл только тогда, когда оно распространено на большое расстояние, а дороги наши к этому еще не приспособлены. Например, на Ярославском шоссе сделали две прекрасные развязки – у Мытищ и у Королева. Но проходишь их и упираешься в Тарасовку, где всего две полосы движения. Таких примеров масса. Тут уж не до реверсивного, тут даже обычное движение обеспечивается с большими трудностями. Нужно «расшивать» срочно эти узкие места, но это быстро не делается. У нас сейчас из федеральных дорог, пожалуй, только «Дон» работает более-менее нормально, остальные все перегружены сверх нормативов в 4–6 раз. К сожалению, этот перегруз, по нашим прогнозам, будет только расти.

– Безотрадная картина получается...

– Отрадно то, что этой проблемой озаботились федеральные власти. Недавно состоялось заседание правительственной комиссии по безопасности движения, которое проводил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Там речь шла о том, что Московскому региону нужна единая программа расширения и развития дорожной сети. А что сегодня получается? Едешь из Москвы в Домодедово – одно удовольствие, хорошая, широкая дорога, практически автобан. Возвращаешься обратно и упираешься в три полосы Каширского шоссе. И будь позади хоть супертрасса, а здесь будут часовые пробки. Горьковское направление – то же самое, на въезде в Москву упирается в шоссе Энтузиастов, где на две полосы меньше. Совершенствовать дорожную сеть нужно системно, иначе желаемого эффекта не достичь.

Несколько снять напряжение на дорогах можно было бы и за счет транзитного движения. Сегодня большегрузы, движущиеся в другие регионы, вынуждены выезжать на МКАД и уже оттуда уходить в нужном направлении. МКАД из-за этого часто стоит, а страдают как москвичи, так и транзитники. Большегрузы можно было бы пустить в обход Москвы по первому бетонному кольцу, которое проходит в радиусе 30 километров вокруг Москвы. Но оно имеет ширину проезжей части 5–7–9 метров. Там если одна фура встала, весь поток останавливается. Второе бетонное кольцо, в радиусе 60 километров, имеет те же проблемы. Если бы их расширить, то можно было бы транзитный транспорт, идущий, скажем, с северо-запада, отводить от Москвы уже в районе Клина. И люди бы поехали, зная, что это позволит им сэкономить время и нервы. А пока нам приходится идти на непопулярные меры, заставляя водителей большегрузов несколько часов стоять, чтобы обеспечить проезд скопившегося транспорта на головных участках.

– Почему же этого не делается?

– Решение этой проблемы не в компетенции ГИБДД. Вообще организация движения – это прерогатива исполнительных органов власти. На федеральных трассах – федеральных органов, на областных – областных, на муниципальных – муниципалитетов. Но получилось так, что в России до сих пор не было органа, который бы отвечал за организацию движения. Сейчас он только будет создаваться в системе Минтранса РФ. Фактически только в Москве имеется центр организации дорожного движения. Мы тоже добились в прошлом году, чтобы в каждом подмосковном городе, районе были созданы соответствующие подразделения в комитетах транспорта. Но все привыкли считать, что за это ответственна ГИБДД, что мы сами движение организуем, сами контролируем, сами надзираем, сами караем.

– С 1 июля вступили в силу очередные изменения в КоАП. К чему готовиться водителям?

– В первую очередь – это введение на территории России видеофиксации правонарушений. Все очень просто: видеокамеры фиксируют нарушения, такие, например, как превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора. Далее система делает запрос в информационный центр, где вычисляет по номеру машины владельца. После чего вам по почте приходит распечатка с фотографией вашей машины и положением о наложении на вас административного штрафа.

Наверняка будут возникать коллизии, когда штраф наложен на владельца, а правонарушение совершил человек, севший за руль по доверенности. Объясняться придется владельцу, доказывать свою невиновность. Заденет это в первую очередь тех, кто использовал доверенность как скрытую форму купли-продажи автомобиля. Я полагаю, что в таком случае наиболее простой выход – оформить сделку по закону и не попадать в такие ситуации.

– Когда нарушители получат первые «письма счастья» и можно ли назвать участки, где такая система уже действует?

– Это не секрет. Система видеофиксации вводится не для того, чтобы наловить побольше нарушителей, мы ее рассматриваем как сдерживающий фактор. С 1 июля мы запустили систему на Дмитровском, Минском, Новорязанском шоссе, в городах Железнодорожном, Жуковском, я всего даже не перечислю. В перспективе, надо стремиться к тому чтобы полностью перейти на такие системы, как в Европе. Но учитывая, что видеофиксация вводится впервые, мы не форсируем этот процесс, хотим отработать до мелочей алгоритм действий, дабы не наделать ошибок и не создать людям и себе лишних проблем. Пока штрафные квитанции еще не отправлялись, но информационный массив уже накапливается. Еще стоит отметить, что штрафы в новой системе будут выставляться по минимальной санкции, предусмотренной КоАП за конкретное нарушение.

– Чем еще порадуете?

– Широкий общественный резонанс вызвало введение такого понятия, как допустимое количество алкоголя в 0,3 промилле. Многие уже истолковали этот шаг как снятие неких прежних запретов – теперь, дескать, хоть немножко, но можно. Такая позиция, на мой взгляд, ни к чему хорошему привести не может, хотя сама норма здравая. Так как раньше четкой и ясной границы в определении пьян человек или трезв не было. Скажем, лабораторный анализ показывал 0,15 промилле – все, пьян. Теперь такая граница есть, и это снимет много вопросов.

Как и раньше, инспектор имеет право на освидетельствование водителя, но на принципиально иной основе. Если раньше это делалось с помощью так называемой трубочки Шинкаренко, то сейчас уже используются алкотестеры нового поколения. В него заводят данные водителя, он в присутствии понятых дует в прибор, а тот выводит распечатку с указанием количества промилле. При этом за водителем остается право оспорить показания прибора, пройдя медицинское освидетельствование в течение двух часов. Если и медицинское заключение не в вашу пользу, но вы уверены в себе и подозреваете инспектора и врача в сговоре, пройдите освидетельствование в другом месте. Это даст вам возможность отстоять свои позиции в суде.

– На многих подмосковных трассах, даже вне населенных пунктов, установлены жесткие скоростные ограничения. Насколько это оправданно, например, на Симферопольском шоссе, где скорость ограничена 90 километрами в час?

– 90 километров в час – это предел по Правилам дорожного движения. По постановлению правительства РФ: на дорогах общего пользования – до 90, на автомагистралях – до 110, в населенных пунктах – до 60 километров в час.

– Но в странах Европы планка ограничений значительно выше.

– Я бы не сказал, что намного. В Германии, например, где недавно побывали наши представители с целью изучения опыта наших коллег, скорость ограничена 120 километрами в час. Но там и дороги другие. И вообще власти большинства европейских стран ужесточают борьбу с агрессивным поведением на дорогах и снижают скоростной режим. Для этого, например, используют такой метод, как круговое движение при въездах в населенный пункт. Цель та же, что и при установке «лежачих полицейских».

Моя личная точка зрения – наши нынешние скоростные ограничения вполне оправданны. Высокая скорость – это всегда многократное увеличение риска и тяжести ДТП. К тому же в Подмосковье очень высокая плотность заселенности. Возьмите те же Ленинградское, Ярославское шоссе – вдоль них практически сплошной населенный пункт с редкими и очень короткими промежутками. Нынешние автотрассы не приспособлены для скоростного движения.

– А на магистралях ограничения тоже оправданны?

– Мое частное мнение – на отдельных участках магистралей можно рассматривать вопрос об увеличении скоростного режима, но все равно не выше 120 километров в час. Беда в чем? Если у водителя есть соблазн превысить скорость, он ее превысит. И чем выше будет разрешенная скорость, тем больше и превышение. К тому же дисциплина водителей большегрузов на сегодня такова, что они, устраивая гонки, выезжают аж на крайнюю левую полосу. Чем это оборачивается для остальных участников движения, сами знаете. Я опять же возвращаюсь к тому, что по ряду позиций надо усиливать административную ответственность. В частности, к тем же водителям большегрузов, место которых – в крайней правой полосе.

– Засады на дорогах, когда инспектор ДПС вне стационарного поста подстерегает потенциальных нарушителей, – это нормальная практика?

– При несении службы может использоваться скрытое патрулирование. Это предусмотрено законом. Но при постановке задач мы не призываем к такой вот изобретательности, чтобы сидеть где-то в кустах и выслеживать, когда же человек выедет на встречную полосу движения. Наоборот, мы нацеливаем их на другое: если видишь, что большегруз закрывает движение, за ним скопилась огромная очередь, не жди, когда у кого-то сдадут нервы и водитель пойдет на обгон по встречной, а останови фуру справа, дай скопившемуся транспорту проехать. Настраиваем на практический результат, а не на отсидку в кустах.

– Дорожные знаки и указатели на загородных трассах устанавливаются на правой стороне проезжей части и на такой высоте, что за большегрузным транспортом их практически не видно. Нельзя ли как-то поправить ситуацию?

– Это не наши просчеты, и устранять их весьма сложно. Вот вы говорите: хорошо бы дублирующие знаки и с левой стороны поставить, установить указатели на большей высоте. Но есть паспорт дороги, в котором расписана дислокация дорожных знаков, которая разрабатывается соответствующим проектным институтом, утверждается, согласовывается с целым рядом инстанций. Есть ГОСТы и СНИПы, в которых расписано, каким должен быть знак по размерам, на какой высоте установлен и т.п. Внести изменение – значит пройти всю эту зарегулированную цепочку, что весьма непросто.

– Некоторые инспекторы, пользуясь тем, что отнюдь не все граждане способны досконально изучить регулярно изменяемые КоАП и ПДД, намеренно вводят водителей в заблуждение, преувеличивая степень тяжести нарушения и меру ответственности. При этом даже в спорной ситуации инспектор не всегда может доказать свою правоту, предъявив экземпляр кодекса. Существуют ли распоряжения, обязывающие сотрудников ДПС иметь при себе эти документы?

– Я не исключаю, что такие примеры есть, и очень болезненно к таким вещам отношусь. Что касается нормативных актов, документов, которые должны быть на постах ДПС, лично у инспекторов, то все это прописано и в приказах МВД РФ, и в наставлениях. Вообще это вопрос как дисциплины, так и профессиональной подготовки. Мое требование: инспектор, остановивший водителя, должен четко формулировать претензию: вы нарушили пункт такой-то ПДД, ответственность такая-то, порядок обжалования такой-то. Тогда у нарушителя не возникает вопросов. А когда инспектор начинает ходить вокруг машины и думать, а зачем же я ее остановил, тогда вопросы возникают. Конечно, в идеале инспектор должен знать ПДД и главу 12 КоАП (правонарушения в области дорожного движения) наизусть, и такие у нас есть, но пока не все. Но к тому стремимся.

– В 1998 году был обмен водительских удостоверений, десятилетний срок действия которых истекает в этом году. Готовы ли вы к обмену, удастся ли избежать очередей, недовольства?

– Готовы и бланки, и аппаратура, и сотрудники. И дополнительные пункты в случае необходимости можем развернуть. Но гарантировать, что очередей не будет, не можем по одной причине. Еще с прошлого года мы периодически обращаемся к водителям: товарищи, не ждите последнего момента, меняйте удостоверения заблаговременно. Но наплыва нет. Я думаю, пик обращений придется на сентябрь–ноябрь. Но в любом случае мы с задачей справимся.

– Тех, кто просрочил обмен на недельку-две, штрафовать будете?

– Если водительское удостоверение просрочено, по закону считается, что документ недействителен. Отсюда делайте выводы.

– Пожалуй, любой автовладелец готов рассказать историю про злоупотребления со стороны сотрудников ГИБДД. Клевещут?

– Есть, конечно, такие факты. Есть и взятки среди инспекторов дорожно-патрульной службы, в системе технического осмотра. Часть мы выявляем сами, много обращений поступает от граждан. Каждое мы проверяем и, если факты подтверждаются, передаем материалы в прокуратуру. С начала года из 7,5 тысячи личного состава 487 сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности и семь – к уголовной. Требования постоянно ужесточаются. У нас сейчас на одного инспектора около десяти контролирующих органов приходится. Непростая это работа, но, по моему мнению, ситуация постепенно выправляется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
780
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
804
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1525
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2297

Другие новости