0
1449
Газета Общество Интернет-версия

06.02.2009 00:00:00

Есть повод для беспокойства

Тэги: мвд, преступность


мвд, преступность За прошлый год сыщики раскрыли более 17 тысяч убийств и покушений.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В минувшем году в России совершено более 20 тыс. убийств и покушений. Некоторые из них вызвали большой резонанс в обществе и СМИ. Какие-то из них уже раскрыты, по другим продолжается расследование. О работе российских сыщиков, о том, что удалось сделать и с чем еще предстоит столкнуться, корреспонденту «НГ» рассказал начальник департамента уголовного розыска МВД России Искандар Галимов.

– Искандар Галимзянович, всех потрясли недавние убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Можно ли сейчас что-то рассказать о ходе расследования?

– Сразу скажу, что раскрытие подобных преступлений относится к разряду наиболее сложных. Они всегда тщательно спланированы, преступники прибегают к разнообразным и довольно сложным способам заметания следов. А ведь важно не только выявить исполнителей преступления, но и проследить всю цепочку до заказчика включительно. Это только в кино все быстро и красиво. Предстоит провести сложную и кропотливую работу, но даже незначительная утечка на промежуточном этапе может сделать ее бесполезной. Самое главное – есть над чем работать. Мотивов этого преступления предостаточно. Сейчас я могу только сказать, что мы научились раскрывать и такие громкие дела. Почти четыре года искали убийц олимпийского чемпиона по велоспорту Дмитрия Нелюбина, убитого в 2005 году в Санкт-Петербурге. Расследование было долгим, но в прошлом году преступники сели на скамью подсудимых. Это вопрос времени, а в профессионализме сотрудников я не сомневаюсь.

– Количество раскрытых убийств по-прежнему остается для общества основным критерием в оценке работы милиции. Насколько справедлив такой подход?

– Мы прекрасно понимаем, что дороже человеческой жизни ничего нет, и делаем все для того, чтобы принцип неотвратимости наказания был в полной мере реализован. И в первую очередь это касается убийц. Поэтому раскрываемость таких преступлений является важным показателем нашей работы. За прошлый год в России зарегистрировано 20 056 убийств и покушений. Большая часть, точнее – 17 079, раскрыты. Раскрываемость составила 88%, а в 2007 году этот показатель был пониже – 85,1%.

И в нашем департаменте, и на местах мы увеличили штатную численность сыщиков, которые занимаются раскрытием преступлений против личности. Благодаря этому, а также улучшению взаимодействия с органами прокуратуры нам удалось раскрыть и довести вместе со следователями прокуратуры до суда ряд громких и заказных убийств. Это, например, убийство прокурора Саратовской области Евгения Григорьева; журналиста Первого канала Ильяса Шурпаева в Москве; инспекторов ДПС Ивана Игнатьева и Евгения Левендеева в Ульяновской области и убийства двух девочек в Златоусте.

Но острота проблемы, надо признать, не снижается. Остаются пока нераскрытыми ряд преступлений, вызвавших большой общественный резонанс. Это покушение на председателя Самарского областного суда Любовь Дроздову, убийство Героя России Руслана Ямадаева и ряд других убийств. По всем этим преступлениям созданы следственно-оперативные группы из числа опытных работников нашего департамента и Следственного комитета при Генпрокуратуре.

Нельзя также забывать об убийствах на бытовой почве, а это более половины общего количества. Их раскрытие также требует немало усилий, поэтому поводов для самоуспокоенности я не вижу. Бытовые убийства, на мой взгляд, отражают состояние общества. Эта проблема должна решаться комплексно. Не только государственными структурами, но и общественными институтами, и средствами массовой информации. Ведь уровень преступности зависит в том числе и от уровня правосознания людей, культуры их воспитания, семейных и общественных отношений.

– Какова ваша оценка результатов борьбы с преступностью в 2008 году – с позиции главного сыщика страны?

– Важно понимать, что органы МВД занимаются не только раскрытием преступлений, но и их предупреждением. Количество преступлений за год сократилось на 10,4%. Заметно – на 22% – стало меньше разбойных нападений, грабежей – на 17,3%, краж – на 15,4%, изнасилований – на 11,8%. Количество преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ сократилось на 21%.

Стоит отметить, что количество нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 20%, или на 92 тысячи. В том числе нераскрытых убийств и изнасилований на 30,5%, тяжких телесных повреждений и краж – на 20%, почти вполовину меньше осталось нераскрытых разбоев. Как видите, результаты есть, и снижать темпы в текущем году мы не намерены.

– За прошедший год в Москве совершено несколько дерзких нападений на инкассаторов. Не обошлось без жертв. Насколько сложно раскрыть такие преступления?

– Хочу сразу сказать исходя из опыта работы, что подобные преступления раскрываются. Примеров тому множество. Что касается нападений в Московском регионе, то работа по их раскрытию ведется самым активным образом. Все, что зависит от уголовного розыска, будет выполнено.

Я хочу обратить внимание на другую составляющую. В трех последних случаях, когда инкассаторы – сотрудники ЧОПов погибли, они находились в небронированных автомашинах и без бронежилетов. Они не были готовы к отражению нападения. Мы изучили ситуацию, и картина получается удручающая. Низкая профессиональная подготовка охранников, отсутствие у них необходимых навыков обращения с оружием и поведения в экстремальной ситуации характерны для всех указанных нападений. Мало снабдить инкассаторов оружием и средствами защиты – необходимо поднять их профессиональный уровень и обеспечить контроль за соблюдением должностных инструкций.

В этой связи Министерством внутренних дел даны соответствующие указания во все МВД, ГУВД и УВД субъектов Федерации по проверке деятельности ЧОПов. По результатам выявленных нарушений будем инициировать отзыв лицензий на указанную деятельность.

– Принят закон о геномной регистрации. Говорят, это позволит ускорить процесс розыска?

– Да, путем сличения результатов ДНК-анализа удается раскрыть серийные убийства, изнасилования, квартирные кражи. Эксперты прогнозируют повышение уровня раскрываемости таких преступлений на 5–7%, а это ни много ни мало 45–50 тысяч преступлений в год. Экспертиза изъятых с мест происшествий микрочастиц (волосы, кровь и т.д.) позволит по горячим следам устанавливать преступника, оставившего эти следы.

Благодаря новой методике изобличен, например, житель Липецка Седых, совершивший с 1998 по 2004 год серию изнасилований и убийств женщин. Другой пример. Летом 2008 года в органы внутренних дел Москвы обратился гражданин Египта с заявлением об исчезновении его брата. Тогда же в Москве-реке были обнаружены останки расчлененного неопознанного трупа, завернутые в газету на арабском языке. ДНК-анализы близких родственников пропавшего совпали с ДНК обнаруженных останков. Это и позволило нам выйти на людей, подозреваемых в его убийстве.

– В конце прошлого года на уголовный розыск возложили задачи по борьбе с оргпреступностью общеуголовной направленности. У вас есть силы и самое главное – возможности, чтобы эту борьбу вести?

– Да, есть и силы и возможности. Как в Центре, так и на местах уголовный розыск получил дополнительный штат сотрудников. Мы укомплектовали подразделения, и личный состав уже приступил к работе. Что касается возможностей, то должен сказать, что на 90–95% мы укомплектовались за счет сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью, которые имеют опыт такой работы. Да и на руководящие должности в большинстве случаев назначены специалисты из числа сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью.

– А кто же занимается преступными группами, совершающими преступления в сфере экономики?

– Этим занимаются подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Но мы будем тесно взаимодействовать, так как члены отдельных группировок совершают преступления как общеуголовной, так и экономической направленности.

У нас уже есть результаты. В январе этого года в ряде субъектов Федерации арестованы участники нескольких организованных преступных групп, в том числе три вора в законе. Мы сейчас, что называется, набираем обороты, уверен, что уголовный розыск будет достойно выполнять эту работу.

– Как, на ваш взгляд, могут отразиться на криминогенной ситуации последствия финансового кризиса?

– Безусловно, имеется прямая связь между негативными последствиями кризиса и осложнением социально-экономической обстановки. Стремление работодателей снизить расходы на наем рабочей силы ведет к резкому сокращению занятости, в том числе и в тех сферах экономики, где работают иностранные граждане. Следует предполагать, что эти процессы могут стать побудительной мотивацией преступлений имущественного характера, таких как квартирные кражи, грабежи, угоны автомашин и разбойные нападения. Мы учитываем эти обстоятельства и принимаем превентивные меры, чтобы быть готовыми к негативным тенденциям как в структуре, так и в динамике преступности, в том числе со стороны гастарбайтеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1483
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1693
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1795
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4118

Другие новости