0
5878
Газета Общество Интернет-версия

06.06.2012 00:00:00

Сексуальная революция под хиджабом

Михаил Гусев

Об авторе: Михаил Николаевич Гусев - кандидат экономических наук, востоковед; Оксана Андреевна Коткина - студент-востоковед.

Тэги: секс, ислам


секс, ислам В обществе, разрывающемся между модернизацией и традицией, перед глазами индонезиек всегда есть примеры другой жизни.
Фото Reuters

В самой большой мусульманской стране, где подавляющую часть населения составляют правоверные, разгорается нешуточный диспут о месте секса в жизни мусульман. Обсуждение этой темы идет при непосредственном участии центральной прессы. Особого внимания общества к дискуссии добивается Индонезийская ассоциация по планированию семьи (ИАПС), которая сделала весьма неожиданные предложения в отношении контроля над рождаемостью. Авторы инициативы предлагают разрешить проблему избыточной рождаемости с помощью рекомендаций, изложенных в книге «Исламская юриспруденция в отношении секса. Исламский трактат в защиту сексуальных прав каждого».

Книга, вышедшая ограниченным тиражом, была написана группой мусульманских богословов. Ведущим автором выступает Хусейн Мухаммад, его соавторы – Сити Мусдах Мулия и Марзуки Вахид. Сочинение затрагивает многие стороны сексуальной жизни мусульман, на обсуждение которых ранее было наложено табу. Глава ИАПС Сарсанто Сарвоно отметил, что его организация зачастую в своей деятельности сталкивается с трудностями по планированию семьи и ограничению рождаемости. По его словам, неприятие деятельности организации связано с распространенным предубеждением против самого принципа планирования семьи. Многие считают, что этот подход противоречит учению ислама. Сарсанто подчеркивает важность программы ограничения рождаемости. По его мнению, перенаселение в Индонезии достигло угрожающих масштабов. Как сообщает Сарсанто, только 32% населения страны охвачены государственной программой планирования семьи. По мнению авторов упомянутой книги, создавшаяся ситуация диктует необходимость снятия запретов с обсуждения вопросов сексуальной жизни мусульман.

Дискуссия по столь противоречивому сочинению началась с презентации книги в конце 2011 года. Тогда Хусейн Мухаммад подробно представил ее содержание. По его словам, первая глава посвящена выяснению значения секса в жизни человека. Во второй авторы рассматривали мнения исламских богословов о сексе. Самой дискуссионной, наверное, получилась третья глава, посвященная спорным вопросам – таким как гомосексуализм, значение мужского и женского обрезания, положение женщины. Например, при общении с деревенскими женщинами Хусейн Мухаммад выяснил, что они рассматривают отказ мужу в сексуальной близости как нарушение канонов ислама. Эти индонезийки искренне боятся Божьей кары и не меньше боятся осуждения окружающих. Однако, утверждает Хусейн, женщина имеет равные права с мужем и может поступать по своему усмотрению и в этих вопросах. Наконец, четвертая и пятая главы посвящены обсуждению того, какой секс полезен для полноценной жизни, а что может принести вред душе и телу.

Главным выводом дискуссии стало признание авторами своей приверженности концепции свободного толкования священных текстов (иджтихаду). По убеждению Хусейна Мухаммада, многие устоявшиеся нормы общественной и семейной жизни в современных условиях требуют пересмотра. Например, авторы исследования считают необходимым популяризировать и внедрять в повседневную жизнь мусульман средства предотвращения беременности, для чего также требуется отказ от устоявшихся традиций.

Подобные модернистские воззрения, конечно, не могут найти понимания у всех мусульман Индонезии. Глава Совета алимов Индонезии Амидхан довольно критично отнесся к труду коллег по духовному цеху, отметив, что надо было сделать акцент не на подробностях сексуальной жизни, например, обсуждая использование контрацептивов, а на богословских, теоретических вопросах ограничения рождаемости в свете исламской теологии.

В этой связи возникает вопрос: почему руководство Индонезийской ассоциации по планированию семьи поручило написание книги авторам, уже известным своими – далеко не традиционными – взглядами на исламское вероучение? Ведь Хусейн Мухаммад входит в руководство Национальной комиссии по борьбе с насилием в отношении женщин, а Сити Мусдах Мулия – и вовсе известная в Индонезии феминистка, часто выступающая на различных международных конференциях по защите прав женщин и сексуальных меньшинств.

Кстати, в ходе дискуссий о сексуальности в исламской традиции проявили себя также сексуальные меньшинства. По убеждению активистов этих сообществ, гомосексуализм и гомосексуалисты созданы также Богом и, значит, допустимы в рамках ислама. При этом они ссылаются на Коран (суру 49, аят 13), говоря о том, что одно из благ для человека состоит в том, что все мужчины и женщины равны независимо от этнического происхождения, имущественного и социального положения и даже сексуальной ориентации: «O люди! Мы создали вac мyжчинoй и жeнщинoй и cдeлaли вac нapoдaми и плeмeнaми, чтoбы вы знали дpyг дpyгa. Ведь самый благородный из вас пред Aллaxoм – самый благочестивый. Поистине, Aллax – знающий, сведyщий!»

Поборниками этих убеждений в стране проводятся специальные конференции с целью доказать правоту своих взглядов. Нельзя сказать, что все индонезийцы отторгают их наклонности. Есть территории, где гомосексуализм получил распространение. Это, в частности, районы Макасара и Поногоро (Восточная Ява). По сообщениям прессы, представители сексуальных меньшинств встречаются там повсеместно.

Однако не все жители Индонезии одобряют столь активное участие их страны в правовом оформлении прав сексуальных меньшинств. Позиция и образ жизни последних подвергаются ожесточенной критике мусульманского большинства районов страны. Гомосексуализм официально осудили Совет алимов Индонезии и мусульманская группировка «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой разрешена в стране. Да и светские власти Индонезии секс-меньшинства не жалуют. В 2003 году министр юстиции Индонезии выступил с предложением о введении уголовной ответственности за создание однополых союзов. А в 2010 году конференция ЛГБТ-движения была запрещена Советом алимов Индонезии.

Совсем недавно ситуация получила продолжение. В начале мая с.г. Индонезию посетила известная феминистка, представительница сторонников модернизации ислама Иршад Манджи. Она гражданка Канады. В программе визита была запланирована пресс-конференция по поводу выхода ее новой книги «Аллах, свобода и любовь». Дискуссия, проходившая на улице Салихара в Джакарте, была прервана негодующими мусульманами. Полиции пришлось укрыть женщину в здании участка. Ярость правоверных вызвало как раз то, что Иршад открыто объявила себя лесбиянкой. Представитель индонезийского радикального объединения «Фронт защитников ислама» выступил с критикой Иршад Манджи. «Мы не против ее сексуальных наклонностей, пока она держит их в тайне, так это и должно оставаться», – заявили исламисты. После инцидента на улице Салихара презентации книги Манджи в Суракарте (Центральная Ява) и Джокьякарте (город на южном побережье Явы) были отменены. Нужно отметить, что в 2008 году Иршад уже посещала Индонезию после выхода своей первой книги «Ислам сегодня: вера без страха». Несмотря на то что та книга, с точки зрения мусульман, была не менее противоречивой (например, Пророк Мухаммед изображен как безграмотный торговец, одержимый припадками), беспорядков визит канадки тогда не вызвал. Получается, на этот раз негодование индонезийской уммы вызвано именно оправданием нетрадиционных отношений, а не общим вольным характером произведения. Похоже, традиционные мусульмане не готовы рассматривать ЛГБТ-движения в качестве способа борьбы с ростом населения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1628
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1825
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1936
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4308

Другие новости