Фото агентства городских новостей "Москва"
31 марта 2020 года почти все субъекты РФ вслед за Москвой ввели ограничения на передвижение граждан «свыше 100 метров». На тот момент в Москве было 1. 613 случая заражения коронавирусом, а например, в Кемеревской области всего 3 на 2,66 млн жителей. 22 апреля, когда Сергей Собянин предложил распространить систему цифровых пропусков на все российские регионы, в Москве было уже 31. 981 зараженных (55% от общего количества), в Кемеровской области – 56, на Сахалине – 19 (из них 8 выздоровели). Пик заражения еще не пройден и карантин, на котором находится вся страна, может продлиться до конца мая и даже больше.
Несмотря на то, что распространение коронавируса по регионам происходит крайне неравномерно, фактически в режиме ограниченной возможности передвижения уже месяц находятся жители свыше 1 тыс. городов во всех 85 субъектах РФ. При этом даже сейчас в 65 регионах количество выявленных носителей COVID-19 не превышает 0,05% (50 человек на каждые 100 тыс. населения), находящихся в основном в региональных центрах. Скажем, в Красноярской крае 527 случаев (из них только 5 смертельных) на 2,86 млн жителей.
ВОЗ не считает бессимптомных больных основным источником инфекции, однако они учитываются в общих статистических показателях (в новых случаях их уже около 45%) наравне с больными в тяжелой форме. Поэтому основным фактором, толкающим вверх во всем мире цифры по числу заражений, выступает увеличение объемов тестирования. Так, Россия провела уже 3 млн тестов, выявивших 87 тыс. носителей вируса, США – 5,5 млн тестов и 1 млн. заболевших, в Италии – 1,8 млн тестов и 200 тыс. человек
Почти все экономисты сходятся во мнении, что сохранение в России режима ограничения передвижений еще на один-два месяца скажется негативно как на состоянии экономики в целом, так и на уровне жизни большинства граждан России. Их основными проблемами станут:
– экономические (катастрофическое сокращение экономической активности на фоне падения спроса при одновременном росте инфляции, снижение покупательной способности населения, рост безработицы, банкротство предприятий);
– финансовые (необходимость обслуживания кредитов, резкое падение доходов и сбережений, нехватка денег на товары первой необходимости);
– политические (рост недовольства в ряде регионов, рост преступности среди беднейших слоев местного населения и гастарбайтеров);
– психологические (страх, депрессия, стресс, иные психосоматические расстройства, связанные с вынужденной изоляцией и ограничением передвижения, беспокойство за будущее).
Эти последствия, когда в большинстве субъектов РФ один заболевший приходится на 2-3 тыс. жителей при плотности менее 50 человек на 1 кв. км, несопоставимы с угрозой дальнейшего распространения COVID-19. Например, как можно сравнивать тот же Красноярский край с плотностью 1,2 чел. /кв. км с Москвой – 5 тыс. чел. /кв. км.
Для снижения разрушающего воздействия пандемии на экономику России необходимо сменить парадигму действий и перейти от унифицированного к дифференцируемому подходу, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.
По мнению ВОЗ, основным способом передачи коронавируса является воздушно-капельный, когда человек заражается при вдыхании частиц жидкости при непосредственном контакте с носителем вируса: кашле, чихании или даже разговоре. То есть распространение вируса больше зависит не от нахождения на улице людей, соблюдающих социальную дистанцию, а от скученности в любом месте тех, кто такую дистанцию не соблюдает (например, в Москве в первый день введения электронных пропусков 15 апреля).
Очевидно, что принимаемые в разных частях страны действия должны быть адекватны существующей ситуации. Поэтому необходимо ужесточение мер в нескольких регионах с большим количеством зараженных (прежде всего в Москве) с одновременным их ослаблением в остальных регионах. Это может быть реализовано путем разделения территории России в зависимости от количества зараженных и плотности населения в границах существующих субъектах РФ на четыре зоны: красную, синюю, желтую и зеленую.
Для регионов красной зоны (сейчас это Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Мурманская, Московская и Ленинградская области, Ингушетия) устанавливается режим чрезвычайной ситуации в рамках закона №68-ФЗ и производится ужесточение принимаемых мер.
В синюю зону входят субъекты с числом заразившихся от 50 до 100 человек на каждые 100 тыс. населения. Прежде всего, это регионы, окружающие Московскую область, и регионы с городами-миллионниками.
Желтая зона включает регионы, в которых количество выявленных больных не превышает 25-50 человек на каждые 100 тыс. жителей.
И, наконец, к зеленой зоне относятся остальные регионы, где число заразившихся COVID-19 не более 10-20 человек на 100 тыс. населения.
Внутри каждого субъекта РФ также происходит своt зонирование. И если основным очагом заражений является региональный центр, то именно он становится красной/синей зоной, а не вся территория субъекта, что позволяет дифференцированно подходить к применению мер, избавив население от их чрезмерности даже внутри одного субъекта РФ.
Для зоны каждого цвета устанавливаются свои запреты, основным из которых должно стать максимальное ограничение перемещения между субъектами, в которых наблюдается неблагополучная эпидемическая ситуация. Например, для регионов красной и синей зон – как между собой, так и между ними и регионами желтой и зеленой зон. Закрытие границ субъектов не касается перевозок необходимых товаров с соблюдением мер по обеззараживанию транспортных средств. Этим достигается основная задача карантина – локализация коронавируса в каждом субъекте РФ. В условиях, когда гражданам запрещено посещение родственников даже в близлежащих домах, сохранение «перемещения людей между регионами страны» выглядит крайне неоправданно.
При этом акцент делается не на тотальное нахождение людей в своих квартирах, а на максимальное сокращение количества потенциальных контактов между инфицированными и здоровыми гражданами. Так, в регионах желтой и зеленой зоны режим «нахождения дома» сохраняется только для заболевших, людей из групп риска (старше 65 лет, наличие хронических заболеваний) и лиц, контактировавших с заболевшими. Остальным гражданам разрешается свободное перемещение внутри своего региона с соблюдением профилактических мер.
Также в регионах желтой и зеленой зон (за исключением населенных пунктов, относящихся в этих регионах к красной или синей группам) поэтапно возобновляется работа офисов, предприятий, магазинов, точек общественного питания. Но сохраняются требования о соблюдении социальной дистанции, наличии антисептических средств и ограничении массовых скоплений людей в зависимости от динамики заражений.
Решение самой сложной задачи по улучшение ситуации в регионах красной и синей зон достигается ужесточением в них принимаемых мер. Например, в Москве целесообразно разделение города на зоны в рамках существующих административных округов. Это, прежде всего, транспортное изолирование территории новой Москвы и Зеленограда на период пандемии. Общее уменьшение перемещений граждан внутри красной зоны позволит локализовать потенциальные контакты с зараженными лицами. Для государства в целом выгоднее выплачивать пособия по безработице гражданам, временно не имеющим возможности продолжения работы в другой части города, чем иметь дело с последствиями распространения вируса между частями города внутри красной зоны.
Онлайн информация по заражению COVID-19 в отдельных домах Москвы дополняется физической маркировкой подъездов специальными наклейками, которые позволят медработникам, курьерам доставки и самим жителям внимательнее относиться к требуемым мерам предосторожности, а коммунальным службам тщательнее проводить обеззараживание.
Надо усилить контроль в местах повышенной опасности заражения, что особенно актуально для регионов красной и синей зон. Это, прежде всего, продовольственные магазины, аптеки, общественный транспорт и курьерская доставка. Сейчас курьеры службы доставки – это вообще «идеальные» переносчики коронавируса, которые контактируют с большим количеством людей, нередко работают без перчаток и защиты глаз, а иногда и без масок, а часто еще и живут по несколько человек в одной квартире. Поэтому крайне важно разделение курьерского обслуживания здоровых, заболевших и лиц, находящихся на карантине. Для этих целей необходимо ужесточить требования к защитной экипировке курьеров и соблюдению ими дистанции. Службы доставки должны выделить для обслуживания больных и лиц на карантине ограниченную группу подготовленных курьеров, регулярно проходящих медицинский осмотр.
Оправдано общее сокращение работающих аптек, магазинов и ресторанов, осуществляющих доставку на дом, в первую очередь за счет несетевых заведений, а также ограничение возможности доставки из других административных округов города. В оставшихся заведениях требуется ужесточение обязательных требований по соблюдению дистанции, обеспечению посетителей при необходимости масками и одноразовыми перчатками, в том числе за счет бюджетных средств.
Чтобы исключить возможность заражения через слизистую оболочку глаз, необходимо введение обязательных требований по ношению не только медицинских масок и перчаток, но и средств защиты глаз (например, маски из прозрачного пластика, закрывающие лицо) всеми лицами, находящимися в непосредственном контакте со значительным количеством людей. Это сотрудники полиции, метрополитена, персонал аптек, продавцы, курьеры.
В отношении лиц, зараженных коронавирусом, необходимо принятие мер, гарантирующих их полную изоляцию, для чего можно использовать существующую систему ФСИН по мониторингу лиц, находящихся дома. Государству выгоднее оплачивать нахождение дома человека с подозрением на вирус, чем стационарно лечить десятки людей, заразившихся от него. При этом медицинский персонал, работающий с людьми, зараженными COVID-19, должен быть обеспечен отдельным проживания на базе гостиниц или домов отдыха. Учитывая, что симптомы COVID-19 схожи с симптомами ОРВИ и аллергии, в одной больнице с зараженными лицами не должны оказаться пациенты с аллергической бронхиальной астмой и т.п.
Распространение коронавируса сейчас является информационной темой номер один в России. При этом подача информации имеет часто негативную основу: увеличение количества заразившихся, случаи массового заражения, новые ограничения для граждан и бизнеса. И на этом фоне инициативы правительства РФ по поддержке ограниченного количества отраслей или по выдаче ипотеки под 6,5% людям, которые живут последний месяц в страхе потерять работу или бизнес, не могут изменить общее восприятие.
Отказ от большинства ограничений внутри регионов желтой и зеленой зон будет способствовать скорейшему возращению людей к обычной жизни и восстановлению экономики. Зонирование субъектов РФ и районов внутри них позволяет перейти к позитивному освещению информации: обсуждению жизни в регионах желтой и зеленой зон, а также успехов и обоснованных ограничений в красных и синих зонах. Это позволит справиться, прежде всего, с психологическими проблемами населения, что в конечном итоге станет основой нормализации повседневной жизни.
комментарии(0)