Эта резонансная история взбудоражила общественность два года назад. Многие известные люди, парламентарии и журналисты возмутились абсурдности обвинений в отношении многодетной матери Александры Лисицыной. А правозащитники в ее защиту написали петицию, адресованную президенту РФ, и собирали подписи. Общественность и адвокаты надеялись, что все прояснится, с женщины снимут все обвинения, и дело не дойдет до суда. Но этого не случилось. И первое судебное слушание состоится уже в первые дни октября.
“Для меня все, что происходит, конечно, нонсенс, я полагал, что здравый смысл восторжествует, - признался на пресс-конференции, посвященной началу судебных слушаний, член Совета по защите прав человека при президенте РФ, адвокат Шота Горгадзе. - В отношении Александры Лисицыной дело не должно были возбуждать или, как минимум, его должны были прекратить на стадии следствия”. Несмотря на то, что его мнение разделяют многие правозащитники, первые восемь месяцев после ареста женщина провела в СИЗО и уже больше года находится под домашним арестом без права покидать квартиру даже на час.
А началось все в 2014 году. Тогда хороший знакомый Лисицыной предложил по выгодной цене купить участок в Подмосковье. Для оформления сделки “дядя Саша”, именно так Александра обращалась к нему, предложил услуги двух посредников, на которых женщина выдала доверенности сроком на один год. Людей этих она не знала, просто доверилась знакомому и последовала его совету. Посредники с Лисицыной не контактировали, и денег у женщины никто не просил. Спустя несколько месяцев “дядя Саша” неожиданно умер, по истечению срока действия, выданные доверенности стали недействительными и потенциальная покупательница решила забыть о несостоявшейся сделке. Но 13 ноября 2018 года в квартиру Александры пришли с обыском, а ей предъявили обвинение в хищении мошенническим путем земельных участков на сумму более 37 млн рублей. Женщину отправили в СИЗО и только благодаря широкой огласке меру пресечения изменили на домашний арест. Тогда, помимо общественности, многодетную мать поддержали лидер КПРФ Геннадий Зюганов и известный полярник Артур Чилингаров, знакомый с Александрой лично.
“Все прекрасно понимают, что задачи предварительного следствия - разобраться, где правда и понять причастен человек к совершению преступления или он не виновен, - отметил Шота Гордадзе в разговоре с журналистами. - Предварительное следствие, как, собственно, и судебная система, не являются карательными механизмами. Они должны работать на общество, восстанавливать справедливость. Они должны делать все, чтобы виновные не ушли от наказаний, а невиновные не были бы привлечены к уголовной ответственности. Но здесь мы видим некий трагифарс, по которому совершенно невиновного человека пытаются посадить в тюрьму”.
Защитник подозревает суд и следствие в предвзятости и приводит примеры, когда делу не уделяли должного внимания или судьи поступали так, словно заранее решали какое постановление вынесут.
“Когда стоял вопрос по продлению меры пресечения по Александре Лисицыной, я лично сталкивался с тем, что судья уходил в совещательную комнату, чтобы обдумать и принять решение и выходил через 10-15 минут с 30 листами печатного текста, - возмущался адвокат. - Чтобы вы понимали, как работает судебная система - судья иногда до последней секунды не знает, какое решение примет. Для этого и существует прения сторон, когда защита и обвинения выступают, озвучивают свои тезисы, после чего судья удаляется в совещательную комнату чтобы думать. Но мы сталкивались с ситуациями, когда судья уходил и возвращался через 10 минут с кипой напечатанного текста. Даже если бы он мог печатать по миллиону знаков в минуту, то он не успел бы подумать и напечатать этот текст. Это говорит о том, что все было решено заранее. И все доводы защитников в процессе, все, о чем говорили стороны, было лишь имитацией правосудия”.
Сомнения в работе у него возникают и по поводу рассмотрения дела Генеральной прокуратурой. “Дело им было передано 27 марта в пятницу. Обвинительное заключение было утверждено заместителем генерального прокурора 1 апреля. В деле 55 томов. И с ним необходимо ознакомиться. Да, я понимаю прекрасно, что прокуратура, наверняка, изначально курировала ход следствия и знала, что происходит. Но 1-2 дня для обвинительного заключения - нонсенс”, - заявил Гордадзе.
Изначально это дело должно было рассматриваться в Наро-Фоминском суде и поначалу его туда даже передали. Но по ходатайству прокуратуры город и суд изменили.
“После того, как мы заявили ходатайство и указали на все недочеты, которые обнаружили, изучая 61 том уголовного дела, мы были услышаны и судья вернул дело прокурору, чтобы он устранил все нарушения закона, которые и на наш взгляд и на взгляд судьи там имеются, - пояснил Шота Горгадзе. - Прокуратура это обжаловала. И вышла с ходатайством об изменении территориальной подсудности на Серпухов. Я ничего против Серпухова не имею, у меня нет оснований полагать, что судьи там предвзяты. Но у меня вопросы. Почему Серпухов? Почему так безальтернативно? И почему возникла необходимость менять суд? Потому что судья Наро-Фоминска стал вникать и увидел, что адвокаты правы и дело необходимо вернуть прокурору? Это такой звоночек о том, что судья не может быть объективен? Я считаю это попыткой оказать давление на суд, что недопустимо. Мы не согласны с этим решением и обжаловали его. Но дело уже назначено и предварительное слушание состоится 2 октября в Серпуховском городском суде”.
Адвокаты обращают внимание на несостыковки в деле и в качестве примера приводят оценку стоимости участков.
“Защитой в период следствия было сделано техническое заключение, с привлечением соответствующих специалистов и согласно ему, 36 участков, о которых идет речь в уголовном деле, Рослесхозу не принадлежат, - рассказала другой адвокат женщины Тамара Шустова. - После этого землеустроительная экспертиза состоялась, но она не согласилась с техническим заключением и сделала однозначный вывод о том, что земли принадлежат Рослесхозу. Но ситуация неординарная. Инкриминируя Александре Лисицыной и остальным обвиняемым хищение путем присвоения права на участки, принадлежащие Рослесхозу, стоимость этих земель указывается по стоимости земель населенных пунктов и оцениваются в 158 миллионов рублей. Хотя те же эксперты, которые проводили экспертизу в рамках расследования, писали, что стоимость этих земель 54 тысяч рублей. Но это никому не интересно и все осталось, как есть - потерпевший Рослесхоз, но стоимость оценивается, как стоимость земель населенных пунктов”.
Правозащитник Горгадзе считает, что в деле Александры Лисицыной, возможно, кто-то преследует личные интересы: “Я не исключаю, что у неких людей есть коммерческий интерес связанный с этими землями, не исключаю и того, что кто-то хочет получить дополнительные звездочки на погонах, не исключаю что Александру подтянули к общей куче и следуя порочной практике не хотят признавать свою ошибку. Масса причин может быть. Но то, что совершенно невиновный человек привлекается сейчас к уголовной ответственности - в этом у меня сомнений нет”.
У Александры трое детей и все они школьники. Несмотря на все сложности и серьезные проблемы со здоровьем, она активно занимается их воспитанием. “Александра Сергеевна - идеальная мама, которая всю свою жизнь и энергию отдает воспитанию детей, - поделилась с журналистами адвокат Наталья Смирнова. - Она следит за их учебой и дети получают всю тепло и заботу от нее. Она уделяет очень большое внимание их успеваемости и эта ситуация на оценках детей никак не отразилось. Дети, наоборот, поддерживают свою маму и очень стараются ее не расстраивать”.
На вопрос журналистов о шансах получить оправдательное решение по делу Александры Лисицыной Шота Горгадзе заявил, что все зависит от судьи. “Дайте мне честный суд и я гарантирую вам оправдательный приговор по делу Александры Лисицыной”, - сказал адвокат.
комментарии(0)