Для масштабных поисков нужно не только много людей, но и техника. Фото Александра Сайганова
Люди, выходящие на поиск пропавших, не супергерои. Это представители разных профессий, которые в повседневной жизни ходят на работу и живут как все. Почти как все. У добровольцев всегда наготове «тревожный» рюкзак, в котором запас воды, перекус, сменный комплект одежды и яркий жилет. После получения сигнала «Пропал человек!» – рюкзак на плечо и выезд в указанное место поиска.
Конечно, «ЛизаАлерт» плотно работает с правоохранительными органами и, более того, пока нет заявления о пропаже человека в полицию, поисков не начинает. Но для масштабных поисков необходимо много людей. Личного состава силовиков часто бывает недостаточно, кроме того, спецслужбы, как правило, прекращают поиски с наступлением темноты, а местные жители без специальных знаний и с зашкаливающими эмоциями часто создают хаос или могут потеряться сами. Если пропадает ребенок или пожилой человек, потерянное время может сыграть ключевую роль.
Инфорги-хранители
Есть в «ЛизаАлерт» группа специалистов, которые заканчивают поиск еще до его активного запуска. Информационные координаторы, или инфорги, не всегда выезжают на местность, но от их работы зависит многое.
Инфорги находят до 70% пропавших без активного выезда – прозвонами, размещением ориентировок, проверкой свидетельств.
Если поиск неизбежен, то инфорг ищет транспорт для поисковиков, для доставки оборудования, продуктов и воды. Инфорг успокаивает родственников, пытается выяснить мельчайшие подробности о пропавшем. Инфорг советует заявителям, что делать, если в полиции отказываются принимать заявление о пропаже. Зачастую именно инфорг сообщает родным, что их близкий найден живым, а иногда – погибшим…
«Лисы» спешат на помощь
«ЛизаАлерт» занимается поиском людей более 10 лет. За это время работать приходилось в разных условиях и искать разных людей, почти у каждого из которых свои особенности.
Для каждой категории пропавших разработаны свои методики. Поиск пожилого человека с потерей памяти или попавшего в беду ребенка имеет свою специфику. И для подростков, сбежавших из дома, нужны свой подход и своя форма поиска.
В «ЛизаАлерт» разработаны четкие алгоритмы для работы в природной среде. Природа бывает безжалостна к человеку, и договориться с ней невозможно. Когда речь идет о заблудившемся в лесу грибнике, работают только скоординированные действия группы людей. После получения сигнала о том, что в лесу потерялся человек, начинается активный поиск, появляется штаб, приезжают координатор, оперативный картограф, регистратор, в лес отправляются пешие группы поисковиков – «лисы».
«Лиса» – отдельная поисковая группа от двух человек со своим старшим. В начале операции каждая «лиса» получает свой номер, квадрат поиска и задачу. Они прочесывают лес, работают на отклик. У каждой группы есть рация, чтобы оперативно связываться с «зарей» – штабом.
В отряде все имеют свои позывные. Это делается для удобства и оперативности. Так проще вести перекличку по рациям, не путаясь среди одинаковых имен.
Прочесывание местности – самый трудоемкий метод поиска. Поисковики выстраиваются в линию так, чтобы видеть голень человека справа и слева от себя. Медленно и методично идут через лес и поле, чтобы не пропустить человека, лежащего без сил.
В работе на отклик тоже есть свои особенности: четко и громко позвали потерявшегося человека по имени, потом – пауза и тишина, чтобы можно было услышать ответ. Если в рации звучит «Работаю на отклик», все замирают. Чем больше времени уходит, тем слабее становится человек, и у него может не остаться сил на громкий и отчетливый крик.
Как только задача выполнена, «лиса» докладывает об этом в штаб, и «заря», исходя из оперативной обстановки, ставит новую задачу (номер «лисы» соответственно тоже меняется).
Отчеты от поисковых отрядов о спасенных жизнях потерявшихся в лесу людей поступают из разных регионов страны: «Непроходимый лес в Нижегородской области. Пятилетняя Зарина найдена спустя четыре дня». «Лес и болота в Омской области: на третьи сутки поисков живым обнаружили трехлетнего Колю». «Хабаровский край: через несколько дней спасли бабушку, которая застряла в болоте и отбивалась от медведя».
Как говорят поисковики, приходится и физически сложно, и эмоционально. Но слова «Найден! Жив!» оправдывают все трудности.
комментарии(0)