0
39797
Газета Общество Интернет-версия

24.12.2022 18:23:00

Космос на льду: как «Ростех» помог российскому спортсмену завоевать «золото»

В РФ научились производить композитные сани из отечественных материалов

Тэги: ростех, технологии, спорт, сани, репилов


ростех, технологии, спорт, сани, репилов Фото Федерации санного спорта России

24 декабря российский спортсмен, трехкратный чемпион мира Роман Репилов на новых санях от Ростеха стал победителем Всероссийских соревнований по санному спорту Кубок Федерации. Спортсмен занял первое место в турнире одиночников с результатом 3 минуты 27 сотых секунды, развив максимальную скорость на трассе 137 км/ч.

Весной Роман Репилов пропустил чемпионат России по санному спорту, так как ему не на чем было выступать — его сани остались в Европе, из-за санкций их нельзя было оперативно переправить в Россию.

«У меня было два пути: уйти из спорта или продвигаться вперед с помощью новых технологий. Я обратился в Ростех с просьбой разработать сани. Мне пошли навстречу и помогли. Создание этих саней — уверенный шаг в технологическом развитии. У Ростеха высочайший уровень технологий, инженеров, расчетов, моделирования, это позволило создать уникальные сани. Я хочу поблагодарить всех причастных к этому проекту — СПбПУ Петра Великого, Ростех и лично Алексея Боровкова и Екатерину Баранову. Они поверили в меня, что позволило мне добиться сегодняшнего результата», — сказал Репилов.

Сани разработаны СПбПУ Петра Великого и созданы на предприятиях Ростеха специально для Репилова. В конструкции изделия применены уникальные материалы особой прочности и легкости, которые используются в том числе в космической промышленности. В создании участвовали сразу несколько предприятий Ростеха: ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева и Уралвагонзавод (УВЗ).

«Для нас проектирование саней для чемпиона мира стало задачей-вызовом. Ведь в спорте высших достижений от победы и места на пьедестале участника соревнований зачастую отделяют тысячные доли секунды. Кроме того, в случае с санным спортом вес саней и их устройство строго регламентированы. Поэтому для проектирования персонализированных саней для Романа Репилова мы применили передовую технологию разработки цифрового двойника, так как именно эта технология позволяет учесть все ограничения: физико-механические, технологические, юридические и пр., как трассы, так и спортсмена вместе с санями, и предложить самое лучшее решение. Цифровую модель саней с улучшенными аэродинамическими характеристиками обтекателя и показателями управляемости мы разработали всего за 2 месяца, что является очень коротким сроком для подобной работы», — сказал проректор по цифровой трансформации СПбПУ и лидер проекта Алексей Боровков

По словам Боровкова, мощности суперкомпьютерного центра «Политехнический», который является самым высокопроизводительным в системе Минобрнауки России, позволили завершить проект и получить результат в столь сжатые сроки. Кроме того, разработанная модель позволяет в дальнейшем улучшать характеристики саней в зависимости от целей и различных факторов, включая погодные условия. Так, после анализа результатов заездов может быть усовершенствована конструкция обтекателя, спроектированы более устойчивые к вибрациям и перегрузкам кронштейны и наборы передних кронштейнов под различные трассы.

«Когда Роман обратился к нам с вопросом, сможем ли мы создать лучшие сани в мире, это звучало, как невероятный вызов, и наши специалисты восприняли его с огромным азартом. Может показаться, что сани – это простая конструкция. В реальности каждая деталь, форма, угол наклона, качество материала и другие нюансы решают очень многое. Сани строили, как настоящий самолет – с вовлечением конструкторов различных производств. Важной задачей было найти наилучшую компиляцию материалов и геометрических решений», – рассказывает директор по коммуникациям Ростеха Екатерина Баранова.

Корпус и крышку саней изготовили с использованием отечественных материалов на основе стеклянных и углеродных наполнителей, что обеспечило спортинвентарю необходимые прочность, жесткость и аэродинамические качества. Часть из этих материалов применяются в аэрокосмической отрасли.

Кронштейны обтекателя саней созданы из сплава повышенной прочности. Они выдерживают давление до 5 G, что сопоставимо с перегрузками во время фигур высшего пилотажа сверхзвукового истребителя. Такие характеристики креплений очень важны, поскольку в ходе прохождения трассы сани со спортсменом разгоняются до скоростей от 130 до 150 км/ч.

«Спорт высших достижений – это сфера, где результат определяют порой доли секунды. В итоге наши специалисты из «Технологии», «Сплава», УВЗ создали сани с применением самых современных материалов и передовых производственных технологий, в том числе из космической и оборонной отраслей. Уверена, что с помощью нашей разработки Роман еще не раз подтвердит свой высокий спортивный статус и выиграет не одну золотую медаль. Ростех болеет теперь за него персонально», – говорит Екатерина Баранова.

Полозья саней изготовлены по уникальной, не имеющей аналогов в России технологии, из стали Гадфильда (материал с высоким сопротивлением износу при больших давлениях или ударных нагрузках, обладающий при этом высокой пластичностью). Из этого материала делают современные железнодорожные рельсы, гусеницы для танков и катки для асфальтоукладчиков.

Роман Репилов – российский саночник, трехкратный чемпион мира (2020 и 2021), трехкратный призер чемпионата мира 2017 года, шестикратный призер чемпионатов Европы, двукратный обладатель Кубка мира (2016-2017 и 2019-2020), трехкратный победитель спринтерского зачета Кубка мира.


Читайте также


Томские ученые "Роснефти" представили сразу несколько инноваций

Томские ученые "Роснефти" представили сразу несколько инноваций

Галина Грачева

Использование нейросетевых алгоритмов, новой геоинформационной системы и микротомографа поможет эффективнее разрабатывать месторождения

0
826
"Мой спортивный район" открывает осенний сезон

"Мой спортивный район" открывает осенний сезон

Татьяна Астафьева

Бесплатные тренировки под руководством опытных тренеров можно посещать и в будни, и в выходные

0
1577
Зачем Москва увеличивает флот речных электротрамваев

Зачем Москва увеличивает флот речных электротрамваев

Андрей Гусейнов

Алюминиевые суда успешно освоили московские регулярные маршруты

0
2036
Центробанк обосновал необходимость жесткой денежно-кредитной политики

Центробанк обосновал необходимость жесткой денежно-кредитной политики

Ольга Соловьева

В ведомстве Набиуллиной не видят предпосылок для роста нефтегазового экспорта

0
3036

Другие новости