Бомба, в результате взрыва которой погиб Владлен Татарский, была спрятана в подаренном блогеру гипсовом бюсте. Кадр из видео со страницы «Ведом» в «ВКонтакте»
В течение года в тылу специальной военной операции (СВО) произошли несколько покушений на ее сторонников из числа медийных фигур. Самым резонансным стало убийство блогера Владлена Татарского (Максима Фомина) 2 апреля в Санкт-Петербурге. Он погиб в результате взрыва самодельного взрывного устройства, пронесенного на его творческую встречу исполнителем теракта Дарьей Треповой (внесена в перечень экстремистов и террористов), которая действовала по указанию украинских кураторов.
Татарский был известным активистом Z-общественности – он участвовал в боевых действиях, вел Telegram-канал, выступал как военкор и волонтер. По данным силовиков, для его убийства украинские спецслужбы установили контакт с молодой россиянкой антивоенных оппозиционных взглядов Дарьей Треповой – она хотела перебраться в Украину, для чего ее новый украинский знакомый по соцсетям предложил выполнить несколько заданий. В том числе познакомиться с Татарским под другим именем, а затем подарить военкору статуэтку с его изображением, в которую была заложена бомба.
Взрыв произошел в петербургском кафе, где проходило выступление блогера. В результате теракта Татарский был убит, несколько десятков человек ранены. Трепову задержали на следующий день. Следователей она убеждала, что не знала про взрывчатку. На суде прокурор сообщил, что в рамках подготовки покушения на Татарского обвиняемая получила 132 тыс. руб. Суд начался в середине ноября, бомбистке грозит до 20 лет лишения свободы.
Спустя месяц после убийства Татарского, 6 мая, было совершено покушение на писателя, политика, офицера Росгвардии Захара Прилепина. Под его автомобилем, проезжавшим по одному из поселков в Нижегородской области, взорвалась противотанковая мина. Прилепин получил тяжелые травмы, а его охранник, сидевший рядом, погиб на месте. Сейчас Прилепин восстановился после ранения, вернулся к работе, получил новое назначение и звание подполковника в Росгвардии.
По горячим следам был задержан Александр Пермяков – выходец из Донбасса и даже бывший ополченец ДНР. Он сразу признался в работе на украинские спецслужбы и рассказал, что заложил взрывное устройство на дороге по пути следования автомобиля Прилепина, а затем дистанционно привел его в действие. Мин было две – еще одна не взорвалась. Пермякову, как и Треповой, предъявлены обвинения в терроризме и незаконном обороте взрывчатых веществ.
Атаки продолжились словно по некоему «расстрельному списку». В ночь на 27 октября в Ялте тяжелые огнестрельные ранения получил бывший депутат Верховной рады Украины Олег Царев. Он выжил, а ФСБ сообщила о возбуждении уголовного дела по статье «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» и о задержании местного жителя, которого подозревают в том, что он был координатором покушения по заданию украинских спецслужб. А 6 декабря в Подмосковье был застрелен еще один бывший депутат Верховной рады Илья Кива, который после начала СВО стал на сторону России.