0
4316
Газета Спецслужбы Интернет-версия

07.09.2001 00:00:00

В паутине МАСИНТа

Тэги: сша, разведка, масинт


Обстоятельства трагической гибели новейшей российской атомной подводной лодки "Курск" с экипажем вблизи берегов Кольского полуострова в прошлом году высветили новый вид американской разведки. США прибегли к нему при наблюдении за АПЛ "Курск" в ходе проведения самого крупного за последние 10 лет военно-морского учения Северного флота ВМФ РФ. Собственно объектом разведки была не сама АПЛ (она, видимо, изучена в свое время), а последняя версия российской качественно новой торпеды "Шквал", носителями которой (наряду с массой других, в том числе ядерных, ракет, торпед и мин) являются лодки проекта К-141, флагманской среди которых числилась "Курск".

Новоявленный вид разведки - это американская измерительно-сигнатурная разведка, в английской терминологии - МАСИНТ (MASINT - Measurement And Signature INTelligence). Поскольку "Шквал" отнесена американцами к категории наиболее опасных средств борьбы на море и характеризуется как самая эффективная и совершенная по мировым стандартам на сегодня торпеда, способная нанести урон доминированию ВМС США на океанских театрах войны, на нее как раз и была нацелена МАСИНТ как всесторонний и потому наиболее информативный вид разведки.

НЕУДАЧНАЯ ОХОТА

Разведывательную операцию МАСИНТ, проведенную в Баренцевом море 12 августа 2000 г., можно считать последним аккордом в предшествующей серии разнообразных американских мероприятий охоты за "Шквалом". Все это, как, вероятно, в большинстве других случаев, осталось бы, что называется, "за кадром", не всплыви история с бывшим офицером военно-морской разведки ВМС США Эдмондом Поупом, внедренным в России под крышей бизнесмена, и профессором лаборатории перспективных исследований Пенсильванского университета Даниэлем Кили за три месяца до гибели "Курска". В этой университетской лаборатории, видимо, весьма глубоко занимающейся военно-морской подводной тематикой, профессор Кили (принимал участие в проведении испытаний на борту ПЛ "Пенсильвания" SSBN-735 класса "Огайо") и Поуп работали совместно с 1994 по 1997 гг., после чего последний отправился (или был отправлен?) в Россию, где основал два частных предприятия - "СЕРФ Текнолоджис Интернэйшнл", специализирующегося на "изучении иностранной морской техники", и "ТечСорс Марин Груп Лимитед", "откровенно нацеленной на скупку Западом российских технологий". При этом "бизнесмен", по выражению журнала "Милитари информэйшн текнолоджи", прилагал "неимоверные усилия в приобретении секретов смертоносной торпеды "Шквал"".

Главной задачей Поупа-бизнесмена было выявление двух российских технологий: первая - газово-пузырьковая инжекционная система плавающих средств, вторая - высокоскоростные торпеды. Поуп не обошелся без вербовки агентуры. За 30 тыс. долл. он приобрел информацию о "Шквале" у профессора МГТУ им. Баумана Анатолия Бабкина, с которым наладил тесные контакты.

НОВЫЙ ВИД РАЗВЕДКИ

Удивляет безаппеляционность оправдательных для мирового общественного мнения причин интенсивной американской охоты за "Шквалом" - противодействие расползанию опасных военных технологий в мире. В данном случае - в Китай (утверждается, что на борту погибшей лодки присутствовал и китайский военно-морской специалист), подводные силы которого, мол, могут приобрести сверхмощные, аналогичные нашим (Россия ведь не считается вероятным противником США) боевые возможности борьбы с американскими авианосными и подводными силами. Китай- де уже закупил нашу самую быструю и бесшумную ПЛ - класса "Акула" 971 проекта, которую в 1995 г. американцы были не в состоянии обнаружить у своих берегов. К тому же Китаю пообещали продать и российское высокоточное подводное оружие, включая усовершенствованную торпеду "Шквал".

Обеспокоенность американских разведывательных кругов вызвала выдача начальником штаба ВМС США адмиралом Кларком своему российскому коллеге важной информации на основе данных акустической разведки, собранных в день инцидента. Ее затем подтвердил в беседе с секретарем Совета национальной безопасности РФ (в то время) Сергеем Ивановым в Нью-Йорке и советник президента Клинтона по национальной безопасности Бергер. В интервью же агентству "Франс пресс" Иванов подчеркнул два расстроивших американских разведчиков факта: "В переданной технической информации были: точные время и географические координаты второго из двух взрывов".

Пентагон поспешил официально заверить в том, что переданные русским сведения, касающиеся трагедии с "Курском", не являются секретом, что, однако, убедило далеко не всех. Ряд высокопоставленных военных опасался гипотетической возможности составить по этим сведениям представление об "американских источниках, методах и эффективности разведки". Тем более что, как стало ясно, использовались источники и методы разведки МАСИНТ, которые были способны в районе действий лодки, слышать малейшие стуки экипажа по ее корпусу (и, вероятно, не только стуки и не только слышать).

В операции МАСИНТ приняли участие надводный разведывательный корабль Loyal (T-AGOS-22), обеспечивающий сбор детальных акустических данных, получаемых буксируемой им решеткой гидрофонов подводного прослушивания, и взаимодействующие с ним, по крайней мере, две ПЛ ВМС США класса "Лос-Анджелес" (Toledo, SSN-769 и Mempfis, SSN-691). И можно не сомневаться - это только та часть средств, о которых и так знала (уж во всяком случае, обратила внимание) российская сторона. Неизвестно, должны ли были они маневрировать, если да, то каким образом, как они связывались между собой (и еще с кем-то), как синхронизировали свои измерения, привлекались ли другие средства (аппараты)? Ведь особенность разведки МАСИНТ заключается в ее комплексности и применении разных физических принципов наблюдения за целью.

ИСТОРИЯ МАСИНТ

О существовании МАСИНТ из зарубежной военной прессы известно с 1986 г., хотя не возникает сомнений в том, что она как самостоятельный вид разведки сложилась, по крайней мере, не позднее начала 1970-х годов, когда США завершали создание своей крупномасштабной и всеобъемлющей системы контроля новых поколений советского ракетно-ядерного, противоракетного, противоспутникового, а также лучевого и других видов оружия. А путь к ней начинался еще раньше - со времен разработки в Советском Союзе атомного оружия (вспомните обнаружение воздушной разведкой США радиоактивности в атмосфере над Дальним Востоком в августе 1949 г.). Вслед за этим система контроля советского ядерного оружия (прообраз МАСИНТ) разрасталась, как снежный ком, опутывая СССР сетью наземного, воздушного и космического слежения за малейшими проявлениями его испытания.

Всплеск публикаций (довольно сухих и общих) об этом экзотическом виде разведки в середине 1990-х годов объясняется тем, что (только!) в 1993 г. был сформирован официальный административный орган (примерно в ранге отдела) разведки МАСИНТ в составе разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО).

Сущность разведки МАСИНТ заключается в совокупных процедурах, во-первых, измерения геометрических размеров и соотношений, статических, динамических и других физических характеристик разведываемых объектов (стационарных и подвижных) и, во-вторых, регистрации так называемых сигнатур: характерных полей, создаваемых этими объектами (электромагнитных, радиационных, магнитных) и приравниваемых к ним (полям) сигналов (акустических, сейсмических и других), а также в выявлении химических и биологических агентов и даже состава конструкционных материалов объектов и их элементов. То есть речь идет о детальном "разложении по косточкам" объекта исследования, каким бы сложным он ни представлялся. При этом используется весь спектр существующих и еще только проектируемых датчиков: радиолокационных, лазерных, радиочастотных, геофизических (акустических, сейсмических, магнитных), радиоактивных излучений, оптоэлектронной и радиолокационной съемки, причем с немыслимым перекрытием электромагнитного спектра.

Следует иметь в виду, физические измерения и снятие сигнатур - вся эта фактурная база не является самоцелью разведки МАСИНТ. Главное, по ней должны быть выявлены (функция распознавания отодвигается на второй план) назначение, тактика применения, возможности и основные характеристики, а также уязвимые места разведываемого объекта.

Допустим, разработана в РФ корабельная тактическая лазерная установка противовоздушной обороны. Измерительно-сигнатурная разведка должна будет вскрыть прежде всего то, что это лазерное оружие, затем тип лазера и его накачки, длину волны и режимы излучения, мощность, ширину и расходимость луча, "скорострельность", способ коррекции волнового фронта в атмосфере, пределы углов и скорость переброса луча в пространстве, принцип поиска целей и нацеливания, уязвимость разных категорий воздушных целей (самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов), источники питания, архитектуру и функциональное построение.

Причем указанные параметры должны быть вскрыты до принятия установки на вооружение и оснащения ею кораблей флота. Не вывозится изобретенная установка на открытый полигон, изыскивайте специальные способы - определяйте параметры (рассуждая гипотетически) по диаметру и свойствам поверхности зеркала, размерам источника питания и его тепловой сигнатуре, размерам и конфигурации платформы и конструктивных элементов, проникайте под экраны стендовых испытаний, моделируйте, ставьте натурные эксперименты и пр.

Пришлось воспользоваться вымышленным примером, ибо в опубликованных документах, связанных с созданием отдела МАСИНТ, идеология и цели этого вида разведки формулируются исключительно абстрактно: "Измерительно-сигнатурная разведка ведется в интересах обеспечения успеха военных операций вооруженных сил США, создания новых поколений вооружения и военной техники, определения направлений модернизации вооруженных сил, контроля за распространением оружия, окружающей средой, а также выполнением военных договоров". Сухой перечень этих расплывчатых целей, явно подогнанный под новые геополитические реалии, призван затуманить реальные функции МАСИНТ.

ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА

Проще всего, наверное, составить представление о разведке МАСИНТ на реальных примерах, наиболее ярким и достаточно известным среди которых является разведка баллистических ракет (на чем, собственно, окончательно сформировался этот вид разведки). Разведка ракет нацеливается на вскрытие: дальности пуска, вида траектории, возможности ее изменения, количества ракетных ступеней и типов их двигателей, количества, мощности и типов головных частей, точности их доставки к целям, методов и средств преодоления ПРО, радиолокационных и оптических сигнатур в различных диапазонах волн на активном, среднем и конечном участках траектории полета, наконец, способов и мер обеспечения скрытности базирования и применения, временных нормативов подготовки пуска, наличия радиопередающих средств связи, по которым можно было бы вести разведку огневой позиции ракеты.

В этой области неизменным главным объектом американского контроля десятилетиями оставался наш южный ракетный полигон Байконур. Постоянно совершенствуемую систему наблюдения за ним составляли и составляют две категории средств: 1) контроля пусков на начальном (активном) и среднем участках траектории полета ракет и 2) контроля на среднем (до формирования боевых порядков выводимых ракетой блоков) и конечном (входа в плотные слои атмосферы) участках полета.

Первая категория объединяет наземные радиолокационные средства и средства радиотехнической разведки внешнетраекторных измерений и перехвата на них телеметрии; спутниковые системы контроля пусков по излучениям факелов ракет, а также перехвата сигналов команд и телеметрии; загоризонтная РЛС KB диапазона наклонно-возвратного зондирования ("Кобра шу" на острове Кипр). Сразу следует сказать, что и в первой и во второй категории средств большую роль играют разведывательные космические аппараты.

Вторую категорию средств наземного, морского и воздушного базирования, развертываемых в районах падения головных частей МБР и БРПЛ в Тихом океане, стоит рассмотреть подробнее уже потому, что именно ее сами американцы бесспорно относят к средствам МАСИНТ. Здесь сосредоточены и действуют системы комплексного траекторного наблюдения под общим, как пароль, завораживающим шифром начального слова названий - "Кобра".

Самая известная среди них - РЛС ВВС США AN/FPS-108 "Кобра дейн", построенная на острове Шемия, (Аляска) в 1977 г. и затем неоднократно модернизировавшаяся. Она представляет собой многоэтажное здание под стационарной фазированной антенной решеткой диаметром 29 м, обеспечивающей быстрый электронный просмотр в диапазоне 25-см радиоволн воздушно-космического пространства в секторе от кромки Северного ледовитого океана до острова Сахалин на дальности в несколько тысяч километров. По словам американцев, в режиме широкого обзора станция способна обнаруживать объекты размером с баскетбольный мяч и одновременно сопровождать их до 300 штук. В режиме же точного сопровождения в узком секторе РЛС производит съемку контролируемых объектов, определяя состав, построение, размеры и радиолокационные сигнатуры выведенных испытываемой ракетой группы баллистических целей.

Под другим ракурсом, а значит с дополнительной информативностью, ту же картину (но с дальности порядка 3500 км) наблюдает корабельная РЛС AN/SPQ-11 "Кобра джуди", установленная на опытном судне ВМС США "Обзервейшн айсленд". Она имеет поворотную в горизонтальной плоскости ФАР диаметром семь метров, размещенную в кормовой части судна. Масса всего сооружения составляет 250 т.

В 1985 г. на судне (водоизмещение 17 тыс. т, скорость хода 20 узлов) в дополнение к "Кобра джуди", работающей в 10-см диапазоне волн была установлена еще одна станция - 3-см диапазона с параболической антенной. Похоже, совместное радиолокационное наблюдение в этих двух диапазонах стало надежным признаком выполнения задач МАСИНТ, обеспечивая при современном уровне цифровой обработки радиолокационных сигналов уникальную съемку на дальности в тысячи километров одномерных детальных "групповых радиолокационных портретов" всего того, что выводится ракетой на траекторию полета к цели.

Точно на такое же наблюдение в 10-см и 3-см диапазонах волн рассчитаны недавно созданные американцами в Норвегии посты ("Глобус-Г" и "Глобус-2") радиолокационного контроля, по-видимому, нашего северного ракетного полигона Плесецк, а также проектируемый с 1996 г. по заказу центра электронных систем ВВС США подвижный радиолокационный комплекс контроля ракетных испытаний (на дальности 2000-2500 км) в третьих странах "Кобра джемини" в наземном и морском исполнении. Наземный - предполагается перебрасывать по воздуху район наблюдения, морской - будет делать это из прибрежных акваторий.

Параллельно с РЛС наземного и морского базирования за ракетой на траектории в воздухе следит самолет ВВС США RC-135S "Кобра болл". Он оснащен двумя видами оптических датчиков. Один - панорамного надгоризонтного обзора, осуществляет поиск в инфракрасном диапазоне в секторе по азимуту величиной почти 180╟. В 1980-х годах датчик модернизировали для обеспечения обнаружения "более холодных" целей, то есть на больших высотах в более разреженной атмосфере. Второй датчик работает в видимом диапазоне волн и осуществляет захват, сопровождение и распознавание целей (в том числе малоразмерных) с повышенным разрешением на участке траектории протяженностью 450-500 км. При этом он с высокой точностью определяет точку выключения ракетного двигателя и рассчитывает точку старта с ошибкой, не превышающей 100 м.

Послеполетный анализ записанных данных в инфракрасном и видимом диапазонах позволяет произвести оценку многих характеристик испытывавшейся ракеты. По цветности ореола при входе цели в плотные слои атмосферы определяется материал оболочки боеголовки, а также наличие головок глубокого проникновения с титановым корпусом для поражения заглубленных целей. По результатам сопровождения вскрывается скорость боеголовки и возможность маневрирования для преодоления системы ПРО. Степень стабилизации головок на траектории и их точность оцениваются по отношению величин скоростей полета и вращения. Сопровождение фрагментов ракеты, окружающих боеголовку, позволяет охарактеризовать существующий технологический уровень ракетного производства.

Чем больше диапазонов и шире их частотная полоса, тем детальнее наблюдение, тем нагляднее и четче "портрет" изучаемого объекта. На смену "Кобра болл" идет самолет RC-135X "Кобра ай". На нем установлена усовершенствованная трехдиапазонная инфракрасная система телескопов с прецизионным поворотным механизмом нацеливания на крошечные дальние баллистические объекты, которая производит одновременно точные калиброванные спектральные измерения во всех трех диапазонах, определяя местоположение объекта, его температуру, яркость и спектр теплового излучения. И три диапазона наблюдения не предел.

ГЛАВНОЕ - АНАЛИЗ

Прежде чем поставить точку в дилемме "ракетные испытания - МАСИНТ", отметим, что ни радиолокационный, ни оптический портреты наблюдаемого в районе Тихого океана неизвестного объекта, ни даже их сумма еще не являются конечным продуктом измерительно-сигнатурной разведки. Здесь требуется некоторое отступление, чтобы понять, а чем, собственно, МАСИНТ отличается от всех остальных многочисленных ИНТ-ов (INTelligence - разведка), находящихся в арсенале американцев и многих других стран мира.

Возьмем обычные виды разведки, например, радиотехническую, СИГИНТ (SIGINT - SIGnal INTelligence), и видовую (обеспечивает получение фотографического изображения цели) - ИМИНТ (IMINT - IMagery INTelligence). Первая перехватила несущую частоту, измерила длительность и период повторения импульсов, запеленговала радиоисточник и тут же сообщает: обнаружила в таком-то месте такую-то РЛС. Вторая сняла объект, передала кадр на землю, там и определили: это огневая позиция ЗРК или аэродром. Тем самым достигается результат. Средства тех же самых ИНТов работают и в МАСИНТ, но в качестве подчиненных, отдельных ее составляющих.

Наверное, в МАСИНТ на первом месте стоит не столько сбор всей той огромной массы разнообразных данных наблюдений (к примеру, тех, что собрали средства первой и второй категории контроля испытания ракеты на всех участках траектории ее полета, причем в течение многих испытаний), а сложнейший процесс их последующего комплексного анализа.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА

Остается ответить на вопрос, трансформировались ли цели и средства МАСИНТ с изменениями геополитических условий в XXI в. С основными целями дело обстоит примерно так же, как и с блоком НАТО - полностью сохранились, причем с неослабеваемым контролем за Россией (генератором идей в области новых вооружений) и Китаем (главной военной силой, способной выйти за грань региональной) плюс довольно большой объем новых спонтанно возникающих задач наблюдения "нелюбимых" стран в других регионах мира. Что же касается средств, то они множатся и совершенствуются в соответствии с этими новыми задачами и американскими научно-техническими достижениями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1197
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1383
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1501
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3700

Другие новости