ТО, что война или вооруженный конфликт прибавляют работы спецслужбам противоборствующих сторон, вероятно, хорошо понимает всякий человек, а не только опытный "рыцарь плаща и кинжала". Но, заметим, куда больше, чем обычно, становится забот также у разведчиков и контрразведчиков государств, не участвующих в конфликте.
ЗАДАЧИ СВР и ГРУ
Чем, например, придется заниматься в горячей точке сотрудникам "нейтральных" разведывательных служб?
В интересах безопасности они вынуждены будут законсервировать на время конфликта деятельность легальных резидентур. Связано это прежде всего с необходимостью эвакуации из воюющей страны основного состава дипломатического представительства своего государства. Уже под контролем нелегального резидента начнется сбор оперативной информации разведчиками-нелегалами и переданными им на связь агентами из числа местных граждан, ранее связанными с легальной резидентурой. Особая нагрузка в период войны ляжет на посольские резидентуры разведки в сопредельных странах.
При этом в подобной ситуации разведчики всегда в первую очередь стремятся получить сведения, которые позволят политическому и военному руководству страны определять направления развития обстановки в регионе конфликта, исчерпывающе судить о достижениях воюющих сторон в области новейших вооружений и их применении, иметь представление о том, как показали себя в бою уже известные образцы ВВТ, о тактике и стратегии ведения войны.
Что касается нападения американо-британской коалиции на Ирак, то в данном случае особую важность, в том числе для СВР и ГРУ, думается, представляет сбор упреждающей информации об... "Аль-Каиде". И пусть никого это не удивляет. Соратники Усамы бен Ладена могут воспользоваться начавшейся войной, чтобы получить поддержку радикальных мусульман и подогреть антиамериканские настроения. По данным ФБР, исламские террористы планируют атаковать в США наиболее уязвимые "объекты" - гостиницы и частные квартиры, которые не охраняются так строго, как правительственные здания. Причем, по сведениям ЦРУ, велика вероятность применения химического, биологического или радиологического оружия. Не допустить преступления такого рода - одна из главных задач спецслужб России, входящей в антитеррористическую коалицию.
Деятельность "Аль-Каиды", видимо, интересует СВР и ГРУ также потому, что небезосновательно предполагается, что эта организация готовится провести свои операции не только в Америке, но и на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, а бен Ладен снова возникнет из небытия, чтобы сделать очередные заявления, которые будут распространяться на аудио- и видеопленках и "вдохновлять" арабские и мусульманские народы на новые террористические "подвиги".
Кроме того, нашим разведчикам предстоит сбор информации об участии в войне на стороне Ирака мобильных групп наемников из числа чеченских боевиков; изучение антисаддамовской оппозиции в эмиграции в целях получения характеризующих данных на возможных лидеров послевоенного Ирака; оперативное фиксирование отношения к агрессии лидеров Запада, сведений о возможном негативном влиянии боевых действий на экологическую обстановку в сопредельных странах. Не могут остаться без внимания разведчиков и такие проблемы, как воздействие новой войны в регионе Персидского залива на международный валютный рынок, динамику изменений цен на нефть.
ЗАБОТЫ ФСБ
Из-за начавшейся войны в Ираке нелегко приходится и российским контрразведчикам. Объявлена частичная мобготовность личного состава оперативных подразделений ФСБ, курирующих дипломатические и другие представительства воюющих стран в России, с отменой отпусков и введением круглосуточного дежурства. Ибо, во-первых, необходимо заниматься обеспечением физической защиты сотрудников этих представительств от террористов и агрессивных проявлений со стороны экстремистски настроенных сторонников той или иной страны, участвующей в противоборстве. Во-вторых, надо принимать меры, чтобы не допустить массовых беспорядков, которые могут быть инспирированы в ходе антивоенных манифестаций (в частности, религиозными фанатиками).
Одновременно контрразведчикам нужно гарантировать наиболее важные объекты в России (включая предприятия нефтяной и газовой промышленности, нефте- и газопроводы, АЭС и т.д.) от возможного нападения диверсантов. ФСБ, конечно, задействовало оперативные возможности соответствующих подразделений для сбора необходимой информации для перспективных оценок возможной реакции иностранных дипломатов, бизнесменов, журналистов на разворачивающиеся в горячей точке события. Несомненно, усилен оперативный контроль за теневыми каналами поставок оружия.
Подразделения пограничных служб в случае развязывания вооруженного конфликта в сопредельных странах или в относительной близости от рубежей своего государства переводятся на усиленный режим несения службы и нацеливаются на сбор информации с помощью своих подразделений разведки. То же самое, безусловно, делается и в пограничных войсках России после начала войны в Ираке.
Входившие ранее в состав ФАПСИ службы электронной разведки и контрразведки, действуя в соответствии с имеющимися инструкциями, выполняют свои штатные обязанности в особом режиме, контролируя акции радиоэлектронной борьбы, "эфирной и психологической войны", радиопропаганды, распространения листовок в Интернете, использования спецслужбами электронной почты.
Кстати, обращает на себя внимание официальный протест госдепартамента США в связи с продажей в Ирак тремя российскими компаниями в нарушение санкций ООН оборудования для постановки радиопомех. Видимо, американо-британская коалиция столкнулась с фактами использования иракской армией средств РЭБ. Из российской продукции в этой области известны высокоэффективные мобильные комплексы радиоэлектронного противодействия на базе станций СПН-2 и СПН-4. Один комплекс одновременно подавляет до 50 самолетов и вертолетов, летящих с любого направления, на высотах от 30 м до 30 км и на дальность от 70 до 150 км.
В период войны, естественно, активизируются возможности станций космического слежения (разведспутники) и авиационной разведки России.