В начале июня ушел в отставку директор ЦРУ Джордж Тенет - в июле его должен сменить его нынешний заместитель Джон Маклафлин, ведущий аналитик по России. А месяцем ранее было объявлено о смене караула в британской разведке. 58-летнего Ричарда Диарлава, срок полномочий которого на посту шефа МИ-6 истекает в июле, должен сменить 55-летний Джон Скарлетт, возглавляющий сейчас Объединенный комитет по делам разведки. Британия славится неизменностью своих традиций. Уже без малого сто лет шеф разведслужбы Соединенного королевства именуется C ("Си") - так подписывался первый шеф "Сикрет интеллидженс сервис" (СИС) Мэнсфилд Камминг - и, как и он, ставит резолюции на документах зелеными чернилами. Но все-таки времена меняются - "перестройка" и "гласность" затронули не только многострадальную 1/6 часть суши. Скарлетт будет уже третьим "публичным" главой МИ-6 - до 1994 г. правительством даже не подтверждался сам факт существования СИС. Более того, предметом общественного обсуждения стала его служебная биография.
Так, оппозиция обвинила премьер-министра Тони Блэра в кумовстве, расценив назначение Скарлетта как благодарность за спасение своей политической репутации. Именно глава Объединенного комитета по делам разведки уберег лейбористский кабинет, висевший на волоске, от отставки из-за скандала о подтасовке доклада о наличии в Ираке оружия массового поражения. В самый ответственный момент Скарлетт "перевел огонь на себя", заявив на слушаниях комиссии лорда Хаттона, что иракское досье компоновалось его комитетом на основе информации, добытой разведкой, и кабинет министров на содержание документа никакого влияния не оказывал.
Не остался без комментариев и тот факт, что Скарлетта связывает с Блэром совместная учеба в университете. К тому же давние и прочные отношения у нового главы разведки и со своим предшественником на этом посту: Скарлетт неоднократно сменял Диарлава на должностях в разведке. Фактор личных знакомств всегда имел на островах большое значение - не зря появилось выражение "old boy system". Примечательно, что если сбор иракских досье признается одной из причин ухода директора ЦРУ Джорджа Тенета, то Скарлетт, фигурировавший в подобных разбирательствах в Британии, не был пущен в расход. Однако, видимо, не только протекция старых друзей определила выбор кандидатуры шефа СИС. Ведь премьер принимает решение исходя из рекомендаций специального независимого комитета. Этот орган проводил открытое голосование по четырем кандидатурам, и именно Скарлетт набрал большинство голосов. Что же имеется у него в активе?
АФРИКАНСКОЕ САФАРИ
Джон Скарлетт родился в 1948 г. В колледже он избирался председателем клуба "особо одаренных мальчиков", получил право бесплатного обучения в Оксфорде, в котором с отличием завершил курс по современной истории - способности были оценены разведкой, куда Скарлетт попадает сразу же после окончания университета. А уже через два года - в 1973 г. - его ожидала первая загранкомандировка - в Кению. Бывшая колония была традиционной вотчиной британских спецслужб. В составе резидентуры МИ-6 в Найроби в тот период, кроме будущего шефа британской разведки Роберта Диарлава, работали Эндрю Кордери, Роберт Келли, Норман Мак Свин и Энтони Терри. У последнего было чему поучиться. Во время войны Терри попал в плен в ходе провалившейся операции британских диверсантов в Сант-Назаре, а затем в качестве следователя принимал участие в процессах над нацистскими преступниками. Позднее Терри служил в разведке под прикрытием журналиста службы новостей "Меркурий", принадлежавшей автору "Бондианы" Яну Флемингу и службы иностранных корреспондентов "Санди таймс".
Летом 1973 г. в Кении был введен запрет на охоту на слонов и продажу слоновой кости, но шла активная охота на людей - правительственные чиновники и иностранные туристы становились жертвами террористических актов. В противостоянии с террористами и проявил свои способности начинающий служебную карьеру Скарлетт. В марте 1975 г. его задействовали в расследовании обстоятельств убийства члена парламента и лидера кенийской оппозиции Кариуки - тогда, в частности, прорабатывалась версия причастности к организации убийства коллег из ЦРУ. В Кении Скарлетт также получил весьма полезный опыт взаимодействия с дружественными спецслужбами - Италии, Франции и Израиля. Именно в Кению летом 1976 г. были доставлены заложники, освобожденные израильским спецназом "Сайерет Маткал", которых 5 арабских и 2 немецких террористов содержали в угандийском аэропорту Энтеббе. В Уганду самолет, следовавший по маршруту Тель-Авив-Париж, был угнан во время промежуточной посадки в Афинах.
МОСКВА - ПАРИЖ - ЛОНДОН - МОСКВА
Можно заключить, что Скарлетт хорошо "акклиматизировался" на Африканском континенте как офицер разведки, если уже через три года - в 1976 г. - руководство сочло возможным направить его в страну с не менее жарким - в контрразведывательном отношении - климатом. Для агентуристов британской резидентуры это была горячая пора.
Дело в том, что в тот период англичане начали приступать к реализации сведений, полученных от офицера советской разведки Олега Гордиевского, завербованного ими в 1974 г. В январе 1977 г. в Осло была арестована секретарша норвежского МИДа Хаавик, а в июне того же года в США разоблачен советский нелегал Далибар Валоушек, в свою очередь, выдавший ФБР другого агента КГБ Хэмблтона. Перед МИ-6 встала насущная необходимость отвлечь внимание советской контрразведки на ложный след, чтобы предотвратить разоблачение Гордиевского. Не исключено, что именно поэтому КГБ дали заглотить Трианона-Огородника, официальная история разработки и самоубийства которого во время ареста была воплощена в фильме "ТАСС уполномочен заявить". Позднее перебежавший в Великобританию Гордиевский рассказывал, что еще в 1977 г. КГБ с помощью двойного агента попытался скомпрометировать Скарлетта в глазах его шефов, чтобы убрать его с советского направления. А как известно, признание опасности со стороны противника - свидетельство высокой оценки профессионализма.
В 1984 г. Скарлетт вновь пересекается с Ричардом Диарлавом, сменяя его на посту главы резидентуры МИ-6 в Париже - эту должность, тем более в ядерной державе, можно считать ощутимым карьерным достижением. В стране с напряженной оперативной обстановкой пригодился его опыт противостояния с терроризмом и советскими спецслужбами - годом ранее по решению французского президента Миттерана из страны было выслано 47 советских дипломатов. А в 1985 г. более 30 советских дипломатов, журналистов и торговых работников по требованию британских властей покинули Лондон.
Разгром лондонской резидентуры КГБ можно было считать "заслугой" ее сотрудника Олега Гордиевского. Именно Скарлетт вел его агентурную разработку и осуществил операцию по его вывозу из СССР, куда он был отозван из командировки - подозрения советской контрразведки становились все сильнее. Выйдя из дома на утреннюю пробежку, Гордиевский разместился в багажнике дипломатического автомобиля и был доставлен на нем в Финляндию. В августе 1985 г. он был заочно приговорен к расстрелу. 20 лет спустя, когда газеты стали обсуждать назначение Скарлетта, перебежчик отблагодарил его, назвав "самым талантливым и успешным британским разведчиком нашего времени". "Он любит Россию", - утверждает Гордиевский, рассказывая, что во время проведения явок Скарлетт просил говорить только по-русски и даже назвал русскими именами своих дочерей.
ПОСЛЕДНИЙ ВИЗИТ В СССР
Именно с Россией связан взлет карьеры Скарлетта - в эпохальном 1991 г. он назначается главой резидентуры МИ-6, в составе которой в этот период работали Стюарт Брукс, Керри Бэгшоу, Джастин Смит, Мартин Пентон-Воак, Катрин Хорнер, Эндрю Гиббс, Гай Спиндлер и Кристофер Стил. Некоторые из них уже успели ранее поработать в Москве, и Брукс и Хорнер, как и сам Скарлетт, прибыли "погостить" во второй раз, Дэвенпорт имел опыт пребывания в Варшаве.
В Сенчюри-хаус (штаб-квартира МИ-6) новость о распаде советской империи была воспринята с энтузиазмом: удалось одолеть старого врага. Штаты резидентур МИ-6 в Восточной Европе были в значительной степени сокращены, фактически превратившись в официальные миссии связи. При этом по взаимной договоренности резиденты были раскрыты перед бывшим противником. В результате в этом регионе сложилось традиционное для западного мира положение, когда 90% необходимой для принятия решений политической информации собирается из открытых источников.
Несмотря на то что с Россией разговор все равно оставался "особым", и здесь МИ-6 предприняла усилия по налаживанию официальных контактов между спецслужбами. Направленное англичанами Службе внешней разведки предложение в октябре 1992 г. о заключении аналогичных со странами Восточной Европы договоренностей о сотрудничестве в областях взаимных интересов было принято не сразу. Лишь в 1994 г. две стороны пришли к соглашению о совместных операциях против международной организованной преступности. Правда, задачи Скарлетта не ограничивались развитием "теплых и дружественных отношений" - в марте 1994 г. он был выдворен из страны. Считается, что это был ответный удар российской контрразведки за вербовку МИ-6 Вадима Синцова, арестованного в январе 1994 г. 62-летний заместитель директора по внешнеэкономическим связям АО "Спецмашиностроение и металлургия", в прошлом занимавший должность начальника Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР, нанес колоссальный ущерб безопасности страны, передав представителям британской разведки закрытые данные о российском оружейном экспорте и тактико-технические характеристики новейших вооружений.
По возвращении в Англию Скарлетт возглавил службу внутренней безопасности МИ-6, а в 2001 г. - Объединенный разведывательный комитет, орган, координирующий деятельность спецслужб Соединенного королевства: МИ-6, МИ-5 (контрразведка), ДИС (военная разведка), ШКПС (Штаб-квартира правительственной связи). Важной функцией ОРК является информационно-аналитическая работа: членам правительства еженедельно направляются разведывательные сводки, известные под названием "Красная книга". Таким образом, даже у пристрастного наблюдателя не возникает сомнений, что за свою служебную биографию Скарлетт приобрел богатый опыт оперативной и руководящей работы в разных регионах с разными условиями деятельности, а с Россией познакомился на двух разных исторических этапах - на закате "брежневского застоя" и первых лет "ельцинского раздрая".
А вот Джона Маклафлина эксперты как раз и упрекают в отсутствии опыта проведения практических операций. Впрочем, не исключено, что он наследует американский "разведывательный трон" лишь на переходный период. Ну а российским контрразведчикам нужно будет внимательнее следить за гостями из туманного Альбиона, хотя назначение Скарлетта, по всей видимости, свидетельствует о преемственности и не повлечет больших изменений в кадрах и задачах британской разведслужбы.