В начале 50-х годов ХХ века на авансцену военно-политического противоборства в большинстве стран мира в качестве инструмента холодной войны вышли так называемые части специального назначения (СпН), или Специальные силы.
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА СОЗДАЛА СПЕЦНАЗ
В США части специального назначения, пройдя достаточно большой эволюционный путь, к 80-м годам XX века обрели форму Сил специальных операций (ССО), в которые в качестве органов управления вошли Объединенное командование ССО и Командование ССО видов ВС (СВ, ВМФ, ВВС), а также в качестве сил и средств - собственно части СпН видов ВС на континентальной, европейской и азиатских территориях. Всего общая численность ССО США составляет около 50 тысяч человек. О масштабах их боевого применения свидетельствует тот факт, что только в 2002 году части СпН применялись в 148 странах мира. И это только открытые данные.
В конечном итоге поиски адекватного ответа на новую мировую угрозу в соответствии с новыми условиями "четвертой мировой войны" обусловили необходимость очередной модернизации военных и полицейских организаций большинства государств мира. Вместе с тем военно-политическое руководство многих стран пришло к убеждению, что Специальные силы, владеющие мастерством так называемых "малых войн" и знающие изнутри методы и формы специальных операций как на суше, так и на море, являются основным компонентом, который можно эффективно противопоставить новым угрозам и опасностям, исходящим со стороны мирового экстремизма и сепаратизма. Анализ боевого применения ССО США и специальных частей Великобритании, Германии и других стран НАТО, а также соединений и частей СпН ВС СССР и России выявил тенденцию роста доли их участия в вооруженных конфликтах и тайных операциях.
С УВАЖЕНИЕМ ОТ АМЕРИКАНЦЕВ
Новые условия развития форм вооруженного противоборства настоятельно диктуют необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы и в России. Это может быть адаптация существующей военной организации или же создание качественно новой военной системы.
Действительно, соединения и части СпН военных округов и ВМФ ВС РФ, их традиции, численность, оснащение и подготовка на сегодняшний день - по сравнению с другими компонентами военной организации России - наиболее полно отвечают требованиям современных опасностей и угроз.
Штатные части специального назначения впервые были созданы в Вооруженных силах СССР в 1950 году, причем сначала в общевойсковых и танковых армиях, а затем и в военных округах. Предназначались они для ведения разведки и борьбы с мобильными тактическими и оперативно-тактическими средствами ядерного нападения в тылу противника на оперативной и оперативно-стратегической глубине, на территориях сухопутных и морских театров военных действий.
Дополнительно на части возлагалась ответственность за выполнение группы специальных задач: вывод из строя или уничтожение объектов оперативного управления, тыла и инфраструктуры; организация партизанского и повстанческого движения (движения сопротивления); уничтожение видных политических и военных деятелей противника в оперативной глубине, тыловых районах и зонах коммуникаций противника.
Исходя из важности разведывательных и специальных задач, а также осознания того, что в годы войны Генеральный штаб принимал участие в организации партизанского движения на оккупированных территориях, учитывая накопленный опыт и знания, Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС СССР возглавило формирование сил, средств и органов управления частей СпН. В дальнейшем в силу различных причин части СпН и их органы управления неоднократно претерпевали как положительные, так и отрицательные по своим последствиям изменения: менялись их задачи, численность, уровень подготовки и оснащения.
Одним из главных недостатков, который оказывал негативное влияние на боеспособность и оснащение соединений и частей СпН вплоть до 1979 года, было отсутствие альтернативы боевым задачам в мирное время. Военное руководство страны развивало и финансировало силы, средства и органы управления РВСН, войск ПВО, ВВС, ВМФ, выполнявшие боевые задачи путем организации боевого дежурства, воздушного и морского патрулирования в мирное время. А Сухопутные войска, которые предназначались для применения только в военное время и в состав которых входили части СпН, по понятным причинам финансировались по остаточному принципу. Высказывание "заботишься о том, что работает", как нельзя лучше свойственное военно-политическому руководству СССР отношение ко всем частям видов и родов войск, которые не выполняли боевых задач в мирное время.
В процессе своего развития в частях СпН программы и методики были обновлены незначительно, поскольку не отражали современных тенденций развития вооруженной борьбы в области специальных операций.
Вместе с тем для выполнения сложных задач малыми группами в глубоком тылу противника уже к концу 60-х годов соединения и части СпН нуждались в индивидуальной подготовке профессионалов, однако при подготовке специалистов продолжал действовать ранее заложенный групповой принцип обучения. Рассчитанный на массовость, такой подход был непригоден для подобных частей и подразделений. На тот момент страны, оказавшиеся вовлеченными в крупномасштабную войну и не имевшие возможность качественно и в короткие сроки подготовить большое количество высококлассных специалистов в этой области, сделали ставку на принцип массовости. Благодаря которому при больших потерях в целом можно было обеспечить выполнение разведывательных и специальных задач в тылу противника.
От подобной практики отталкивался при формировании частей СпН в 50-е годы Генеральный штаб, и на первом этапе строительства такой подход приносил положительные результаты. Но дальнейшего развития ни принципы подготовки, ни оргштатная структура, ни основы боевого применения и частей СпН в силу различных причин вплоть до 1979 года не получили.
После войны в СССР масштабное сокращение Вооруженных сил происходило дважды. Этот процесс коснулся и частей СпН. На 60-е годы пришелся второй этап сокращения ВС, для частей СпН ознаменованных масштабным развертыванием и укрупнением. Всего к 1 января 1963 года в Вооруженных силах СССР было сформировано 10 бригад специального назначения. Почти одновременно в бригадах начали создаваться отдельные подразделения, что являлось главным признаком того, что линейные подразделения не могли быть в полной мере адаптированы и подготовлены к возросшей сложности боевых задач. К 1968 году в ВС СССР было сформировано 12 отдельных бригад СпН и 4 отдельные части СпН ВМФ.
Данный факт свидетельствует о том, что военно-политическое руководство СССР пошло по пути увеличения только количественных показателей соединений частей СпН. В то же время в странах НАТО в начале в 60-х годов наметился бурный рост качественного развития Специальных войск, которые все активнее применялись в качестве тайного инструмента холодной войны.
Одновременно страны НАТО работали над совершенствованием системы охраны объектов и обеспечения борьбы с диверсионно-разведывательными силами, в том числе средств и типов охраны объектов, техники связи, системы контрразведывательного режима. Качественно новые объекты появляются для соединений и частей СпН. Таким образом, режим и условия, в которых предстояло действовать частям СпН СССР, постоянно ужесточаются, и вместе с тем усложняются условия выполнения, возрастает объем и содержание боевых задач. В этой гонке США и СССР, направленной на совершенствование качественных характеристик специальных частей, год от года становится все заметнее отставание России.
Как уже было сказано, вплоть до 1979 года боевая практика в частях СпН как критерий готовности к выполнению сложнейших боевых задач отсутствовала. Однако с началом войны в Афганистане, в 1979 году, возникла необходимость в частях, которые могли бы активно и эффективно бороться с небольшими, маневренными, хорошо вооруженными и обученными тактике партизанской войны бандитскими формированиями. В ходе боевого применения отдельного отряда СпН совместно с подразделениями КГБ в операции "Шторм-333" в Кабуле в 1979 году военно-политическое руководство страны обратило особое внимание на части специального назначения, которые на тот момент находились в составе частей боевого обеспечения военных округов. Попытки привлечь к выполнению задач по борьбе с бандформированиями только спецподразделения КГБ и МВД не всегда оказывались эффективны в масштабе Афганистана в силу их малочисленности.
Применяемая соединениями и частями СпН тактика ведения диверсионно-разведывательных действий в глубоком тылу противника позволила им, быстро адаптировавшись к тактике бандформирований в Афганистане, а позднее и в Азербайджане, Таджикистане, Северной Осетии и Чеченской Республике, проводить достаточно эффективные контрпартизанские операции. Именно здесь части СпН впервые за послевоенные годы получили свой первый боевой опыт. В этот период отрабатываются основные принципы боевого применения подразделений СпН, вопросы планирования и руководства, проводятся разработка и испытания новых образцов вооружения, средств связи, предметов экипировки и средств обеспечения жизнедеятельности, меняется оргштатная структура, в штаты вводятся боевая техника, тяжелое вооружение, новое стрелковое оружие, инженерная техника. Наращивается группировка частей СпН в Афганистане, увеличивается объем задач. Достаточно сказать, что в начале афганской войны в 1979 году в составе 40-й армии спецназ был представлен отдельной ротой СпН, а уже в 1986 году группировка соединений и частей СпН составляла две отдельные бригады СпН по четыре отдельных отряда СпН и отдельную роту СпН, что составило тринадцать рот СпН.
ПОСЛЕ РАСПАДА СТРАНЫ
После распада СССР 8 соединений Специального назначения остались на территории стран ближнего зарубежья. А части, оставшиеся в России, подверглись сокращению и кадрированию. Средний уровень укомплектованности соединений и частей СпН личным составом снизился до 24%. В связи с финансовыми трудностями были заморожены или прекращены некоторые НИОКР по разработке для них новых образцов техники и вооружения, резко сократились их поставки. Начался новый период в жизнедеятельности соединений и частей СпН - обретение ими своего места в структуре Вооруженных сил Российской Федерации.
Но, несмотря ни на что, они продолжали участвовать в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Северной Осетии, Чеченской Республике, применялись для выполнения как боевых, так гуманитарных и миротворческих задач. В интересах выполнения задач в Таджикистане в 1992 году отдельные отряды СпН по собственной инициативе вновь вооружались боевой техникой и различными видами стрелкового вооружения, которое отсутствовало в их штате. В первой и во второй чеченской кампаниях снова проводились аналогичные операции по довооружению частей СпН.
Таким образом, постоянное боевое применение и повышение значимости соединений и частей СпН является объективной тенденцией, с которой нельзя не считаться. Достаточно сказать, что в ходе чеченской кампании 1994-1996 годов группировка частей СпН была близка по численности созданной в Афганистане.
НОВЫЙ РОД ВОЙСК
Исследование практики развития и боевого применения соединений и частей СпН показывает, что за 54 года своего развития они давно вышли за рамки своего первичного предназначения - боевого обеспечения, приобрели характер и черты самостоятельного вида боевых действий в вооруженном противоборстве с международным сепаратизмом и экстремизмом как на территории России, так и за ее пределами. В качестве новой формы боевых действий, во взаимодействии со средствами поражения, они широко применяют "специальные операции".
В интересах военно-политического руководства страны - работать над созданием и развитием Специальных сил, которые первыми должны выполнять специальные и боевые задачи в интересах военно-политического руководства страны, обеспечивать достижение ими ограниченных целей и задач в мирное время и в угрожаемый период, а при необходимости развертывание эффективных действий основных группировок Вооруженных сил в ходе ведения крупномасштабной войны.
Очевидно, что отсутствие в настоящее время в военной доктрине РФ соответствующих положений сдерживает развитие специальных форм и способов вооруженной борьбы, которые все чаще применяются в последнее время в вооруженных конфликтах и локальных войнах.
Главная особенность соединений и частей СпН заключается в возможности их применения не только в военное, но и в мирное время в тех случаях, когда вооруженное противоборство сторон не достигло масштабов войны, или в угрожаемый период, когда степень военных приготовлений вероятного противника и соответственно военная опасность достигли таких пределов, за которыми противостояние агрессии и предотвращение ущерба возможно лишь за счет решительных превентивных мер.
В интересах практического развития данной области военного искусства и военного строительства необходима теоретическая разработка специальных форм и способов вооруженной борьбы, в том числе форм боевого применения сил и средств СпН; формирование органа планирования специальных операций в соединениях и частях СпН, а также создание единого органа административного и оперативного управления соединениями и частями СпН на уровне войск СпН Вооруженных сил РФ.
Вот почему одним из эффективных в современных условиях элементов военной организации России, с учетом решения имеющихся проблем, может стать создание в рамках Вооруженных сил РФ отдельного рода - войск Специального назначения. Их задачами в мирное время должны стать предотвращение и борьба с любыми проявлениями массового внутреннего и внешнего сепаратизма и экстремизма. В угрожаемый период - ослабление группировок агрессора и его союзников путем уничтожения его военных оперативных и стратегических объектов. А в военное время - обеспечение военного превосходства группировок войск на театрах военных действий путем комплексного применения Войск Специального назначения и на их базе партизанских и контрпартизанских формирований, сил и средств разведки и поражения во фронтовых операциях в полосе обеспечения, оперативной глубине и зонах коммуникаций противника на суше, водном и воздушном пространстве.
Актуальность предложений о создании Войск Специального назначения на базе соединений и частей СпН военных округов подтверждает и тезис выступления министра обороны 2 октября 2003 года, о том, что партизанская война и диверсионно-разведывательные действия сегодня рассматриваются военно-политическим руководством как часть "обычной" войны.
Таким образом, исследования показывают: в современных Вооруженных силах РФ уже обозначены контуры качественно новых войск, отвечающих требованиям современных опасностей и угроз, - Войск Специального назначения, которые с учетом экономической целесообразности, с минимальными затратами могут быть созданы на базе соединений и частей Специального назначения военных округов. Они должны стать мобильной и компактной вооруженной силой и включать три компонента: воздушный, наземный и морской. Основными формами боевого применения войск в зависимости от численности привлекаемых подразделений должны стать специальные операции и мероприятия.
Объективный характер развития сил, средств и форм вооруженной борьбы в ближайшее столетие заставит рано или поздно тех, кто еще не имеет, создавать, а кто имеет - развивать Войска Специального назначения в составе военной организации государства, которые будут являться главным силовым элементом разрешения кризисов и конфликтов и обеспечивать отстаивание интересов государства без развертывания крупных группировок войск.