0
1710
Газета Спецслужбы Интернет-версия

21.07.2006 00:00:00

Мадрид, Лондон... Теперь – Мумбаи

Евгений Шишлачев

Об авторе: Евгений Олегович Шишлачев - курсант Военного университета. Павел Анатольевич Киселев - курсант Военного университета.

Тэги: мумбаи, индия, террорист


11 июля вечером в индийском городе Мумбаи один за другим прогремели семь взрывов (по некоторым данным, всего злоумышленники заложили 8 бомб, но одну успели вовремя найти и обезвредить). Как утверждают официальные лица в Дели, это был тщательно спланированный террористический акт. В результате его проведения свыше 200 человек погибли и более 700 получили ранения разной степени тяжести. Жестокое преступление осудили не только представители всего мирового сообщества, но даже представители некоторых экстремистских организаций.

КРОВАВЫЙ ЧАС ПИК

Взрывные устройства сработали в час пик на железнодорожных станциях. Одна бомба была установлена прямо в вагоне поезда. Все семь взрывов произошли в течение 11 минут на западной окраине Мумбаи, откуда можно добраться до деловых центров города преимущественно по железной дороге.

По сообщениям корреспондентов информагентств, люди в панике бросились бежать прочь – подальше от места трагедии, одежда многих из них была в крови. Пожарные машины с трудом пробивались сквозь толпы к горящим зданиям и железнодорожным составам. Автомобили скорой помощи также долго не могли добраться до пострадавших из-за толчеи. Для приема такого количества раненых не хватало врачей и оборудования...

...В течение 36 часов после взрывов было арестовано 350 человек, подозреваемых в причастности к организации теракта. Представители полиции почти сразу связали злодеяние в Мумбаи с подпольной организацией «Лашкар-э-Тайба» («Воинство правоверных»), ратующей за отделение мусульманского Кашмира от Индии и, согласно утверждениям Дели, тайно поддерживаемой Пакистаном. Данная версия имеет под собой основания: в последнее время исламские радикалы провели множество террористических операций на территории Индии, которые каждый раз приводили к человеческим жертвам. Недавно один из членов «Лашкар-э-Тайба» был задержан с крупной суммой денег и двумя с половиной килограммами взрывчатки.

Однако связь преступления в Мумбаи с «Лашкар-э-Тайба» и Пакистаном пока не доказана. Исламабад резко осудил теракты 11 июля. Помимо этого откликнулась и сама организация кашмирских сепаратистов. Некий доктор Газневи (так по крайней мере представился позвонивший по телефону человек) обратился в редакцию одной из пакистанских газет от имени «Воинства правоверных» и отверг все обвинения в адрес организации, заявив: «Это бесчеловечный и варварский акт. Ислам не разрешает убийства невинных».

К «Воинству правоверных» присоединилась и «Хезб аль-муджахедин» («Партия моджахедов»), другая кашмирская террористическая организация. Выступивший в Исламабаде по ее поручению Ихсан Илахи назвал теракты в Мумбаи «возмутительными». «Атаки на мирное население не входят в наш кодекс. Мы никогда не совершали таких атак и не позволим кому-либо другому совершать такое», – подчеркнул Илахи.

Очевидно, такая реакция боевиков была продиктована тем, что от мумбайских взрывов погибли не только индуисты, но и мусульмане. Кашмирские экстремисты стараются не трогать братьев по вере, что не мешает им уничтожать «неверных». За несколько часов до теракта в Мумбаи в Срингаре (Кашмир) исламисты убили с помощью гранат восемь человек, семь из которых оказались туристами. Подозрения полиции пали на ту же «Лашкар-э-Тайба», которая не посчитала нужным отрицать свою причастность к этому преступлению.

Некоторые политики и специалисты по международному терроризму склонны верить заявлениям кашмирских сепаратистов, касающихся мумбайского теракта. По мнению экспертов, взрывы в Мумбаи имеют скорее политическую подоплеку. Британский аналитик Питер Лер в интервью газете The Times of India отметил: «Первой моей мыслью было, что этот теракт – подражание лондонскому и мадридскому сценарию».

Председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов связал взрывы в Мумбаи с «Аль-Каидой», что переносит теракт с локального уровня на международный. Заместитель министра иностранных дел Индии Ананд Шарма подчеркнул, что в интересах организаторов взрывов в Мумбаи было натравить Индию на Пакистан, но Дели, несмотря на эту ужасную провокацию, не прекратит сближения с Исламабадом.

60 ТЫСЯЧ ЖЕРТВ ЗА 60 ЛЕТ

Между тем индийские правоохранительные органы еще не поставили точку в расследовании трагедии Мумбаи 1993 года, когда в результате взрывов в деловой части города погибли более 260 человек. В ноябре прошлого года Португалия выдала индийским властям известного гангстера Абу Салема – одного из организаторов этого преступления тринадцатилетней давности. Суд пока не приступил к рассмотрению многотомного дела террориста, находящегося за решеткой. В ходе допросов Абу Салем рассказал о своем участии в подготовке 93 взрывов как на территории Индии, так и за рубежом.

Террористические проявления в Индии имеют характер конфликтов малой интенсивности, не выходящих за пределы ее границ. К настоящему времени они имеют наибольшую продолжительность в штате Джамму и Кашмир, в Центральной Индии и на территориях семи «сестер» (штаты Ассам, Мегалайя, Нагаленд, Трипура, Манипур, Мизорам и Аруначал-Прадеш).

Террористические действия начинались по различным причинам: сепаратизм, индуистско-мусульманские противоречия и т.д. Экстремисты, как правило, являются членами вооруженных оппозиционных групп, получающих поддержку из-за пределов Индии. Так, во всяком случае, утверждают в Дели. Там настаивают на том, что активность террористов значительно возросла после 1990 года – с тех пор как правительство Пакистана стало оказывать им материальную помощь через свои спецслужбы, способствовать обучению исламских боевиков.

Особенно острой для Индии проблемой всегда был сепаратизм. За период независимого развития страны он в значительной степени повлиял на все сферы жизни индийского общества. Одним из многих его проявлений стало создание множества политических партий и общественных организаций, в том числе нелегальных, стремящихся добиться независимости для отдельных субъектов Индийского Союза.

В Джамму и Кашмир, например, действуют более десяти сепаратистских террористических организаций, пытающихся отторгнуть этот регион от Индии и добиться его присоединения к Пакистану. Несмотря на официальное прекращение огня со стороны индийских и пакистанских армий с ноября 2003 года, боевики заявили, что будут продолжать борьбу. Индия именует кашмирских сепаратистов «мусульманскими террористами». Стороны уже несколько раз вступали в открытое вооруженное противостояние. В результате конфликтов с 1947 года погибли не менее 60 тыс. человек.

НАЦИОНАЛИСТЫ И СЕПАРАТИСТЫ

В 1951 году Национальный совет нага (народность Индии) – НСН организовал референдум, на котором (как постоянно подчеркивают лидеры нага) 99,9% жителей штата высказались за независимый Нагаленд, а первые выборы в парламент Индии 1952 года нага полностью бойкотировали. Затем последовали акции гражданского неповиновения, для подавления которых власти применили подразделения вооруженной полиции. В ответ нага взялись за оружие. В 1956 году НСН сформировал свое «Федеральное правительство Нагаленда». Была составлена конституция, а отряды местной обороны реорганизованы в «армию».

Помимо применения силовых методов одним из действенных мероприятий в борьбе с сепаратизмом нага стало образование в 1963 году штата Нагаленд. В 1964 году между правительством Индии и сепаратистами было подписано соглашение о прекращении огня, которое оставалось в силе менее 8 лет. Затем партизанская война возобновилась. Заключение соглашения и последующий переговорный процесс в определенной мере способствовали расколу в сепаратистском движении. В 1967 году от НСН отпало «Революционное правительство Нагаленда». В 1973 году его отряды сложили оружие и объявили о своем выходе из подполья.

Это событие значительно ослабило экстремистов и способствовало возобновлению переговорного процесса, в результате которого в 1975 году было подписано Шиллонгское соглашение, а в январе 1976 года – дополнительный протокол к нему. В 1988 году НСН распалась на две фракции: НССН (Исаак-Муива) и НССН (Кхапланг). В 1990-е годы влияние НСН в движении нага заметно ослабло. На первое место в военном отношении вышла фракция НССН (И-М). Сейчас в Нагаленде установилось хрупкое перемирие, периодически нарушаемое неизвестными боевиками, совершающими теракты на рынках и в других общественных местах.

В штате Ассам вооруженную борьбу против властей ведут группировки боевиков из племен бодо, самые влиятельные из которых – Национальный демократический фронт Бодоленда (НДФБ), «Силы тигров освобождения бодо» (СТОБ) и «Силы безопасности бодо» (СББ). Однако цель именно этих группировок – не отделение от Индии, а создание из населенных бодо районов Ассама своего штата – Бодоленда.

Одно время жители западной части штата Уттар-Прадеш выступали за образование на своей территории отдельного штата – Брадж-Прадеш – в связи с якобы эксплуатацией восточными районами Уттар-Прадеша ресурсов его запада. Это требование подкреплялось тем, что диалект западной области выдавался за отдельный язык.

Данный перечень этнических и религиозных проблем Индии, к сожалению, не является полным и исчерпывающим. Однако он наглядно демонстрирует, что в стране имеется довольно благодатная почва для операций международного терроризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1673
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4091

Другие новости