Конная милиция на московских улицах в дни Олимпиады-80.
Фото PhotoXPress.RU
Решением 75-й сессии Международного олимпийского комитета в Вене 23 октября 1974 года Москва была избрана городом – организатором Игр ХХII Олимпиады. Вся страна шесть лет готовилась к грандиозному спортивному празднику. И, даже несмотря на бойкот, объявленный США и рядом других государств, игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей. Но особого внимания заслуживает также высокая эффективность действий силовиков и общественности по поддержанию безопасности в период проведения Олимпиады-80.
КГБ ОБЕСПОКОЕН
22 октября 1975 года было издано секретное постановление ЦК КПСС о подготовке к Олимпиаде в Москве. В нем наряду с другими важнейшими решениями содержалось требование по созданию собственного штаба Комитета государственной безопасности СССР «Олимпиада-80». Накануне проведения Олимпийских игр в Москве 13-й отдел КГБ по борьбе с терроризмом в ряду типичных для этой организации мероприятий занимался также техническими вопросами. В частности, по его требованию были усилены опоры Олимпийского бассейна.
Ввод войск в Афганистан нанес смертельный удар отношениям с Западом. Президент США Джимми Картер первым из всех политических деятелей предложил бойкотировать Олимпиаду в Москве. Прежде всего это предложение коснулось стран – участниц НАТО. За политическими амбициями стояли судьбы спортсменов. Газета «Таймс» в то время писала, что пять олимпийских колец – символ содружества континентов – не оправдывали своего предназначения, поскольку Олимпийские игры стали для некоторых стран рычагами политического влияния.
Накануне открытия Олимпиады возник вопрос о прибытии олимпийского огня в Москву. Вопросы обеспечения безопасности этой процессии также стояли очень остро. Олимпийский огонь спортсмены проносили по территории Греции, являющейся членом НАТО. И даже на территории СССР бдительность силовых структур не ослабевала.
И основания для террористической тревоги у государственных органов были достаточные. Активизировалась деятельность международной террористической организации «Братья-мусульмане» по подготовке к взрывам и убийствам мирных граждан в процессе проведения Олимпийских игр. По данным КГБ СССР, в готовности находились более 400 террористов из различных подпольных организаций в разных странах мира. Ими планировались террористические акты в местах прибытия иностранных делегаций в «Шереметьево».
ИЩЕМ ТЕРРОРИСТОВ
За пять лет до Олимпиады, 8 января 1977 года, в 17.33 в вагоне поезда, следовавшего от станции «Измайловская» в сторону «Первомайской», сработало взрывное устройство, находившееся в чугунной утятнице и начиненное кусками металла. В тот же день взрывы произошли в магазине № 15 Бауманского райпищеторга и около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября. Всего погибли семь человек, 37 были ранены. Виновниками были террористы армянской национальности, мстившие советским людям за «угнетение Армении». В организации теракта был обвинен 32-летний Степан Затикян и двое его сообщников. Все они были расстреляны по приговору суда.
Не давал расслабляться силовым структурам СССР и печальный мировой опыт террористических актов во время спортивных мероприятий. Так, в 1972 году была расстреляна арабскими экстремистами на открытии мюнхенской Олимпиады делегация Израиля.
Как ни парадоксально, в западных станах и США при их активной борьбе с мировым терроризмом культивировалось весьма лояльное отношение к экстремистским выходкам в отношении СССР, особенно в период подготовки и проведения Олимпиады-80. По воспоминаниям ветерана-чекиста, бывшего начальника УКГБ на московской Олимпиаде Коробова, на Западе приобрела популярность книга «Москва-1980», кровавый фантастический триллер о взрывах в Олимпийской деревне. Видимо, цель такого лояльного отношения к опасным пасквилям заключалась в запугивании туристов из стран, не поддержавших Олимпиаду, в первую очередь из США и стран НАТО. И тем большего уважения заслуживает мужество американских туристов, приехавших в Москву и даже пробежавших вместе с остальными спортсменами «олимпийскую милю». Кстати, в первых рядах бегущих были сотрудники КГБ СССР.
Добавляли ажиотажа и действия некоторых иностранных представительств и посольств в Москве. Так, например, 19 июля 1980 года внимание пожарных и силовиков привлек огонь на территории посольства Англии. Его сотрудниками во дворе демонстративно сжигались билеты на Олимпиаду.
Сотрудниками КГБ СССР была пресечена попытка со стороны сотрудников американского посольства затащить к себе силой одного из спортсменов – представителей Народной Демократической Республики Афганистан.
Весьма корректно, но решительно была также пресечена попытка иностранных туристов из США разместить на стеклах экскурсионного автобуса антисоветские лозунги, написанные на гостиничных простынях.
Бывший председатель Олимпийского комитета Хосе Антонио Самаранч неоднократно отмечал высочайший уровень безопасности на Олимпиаде-80.
НА ВСЮ МОСКВУ –16 ПИСТОЛЕТОВ
А объем работ в этом направлении был проделан гигантский. В места проведения предварительных и основных Олимпийских игр – Москву, Ленинград, Минск, Киев, Таллин – прибыли представители 81-й страны мира. Беспрецедентной по количеству участников была армия журналистов. Практически все из них, сделавшие заявки, получили право на пребывание в СССР и аккредитацию на Олимпиаде. Естественно, вероятность внедрения в журналистский корпус экстремистов, имевших террористические планы, была весьма высока. По сравнению с ними представители разведок иностранных государств были просто голубями мира.
При этом следует отметить, что на всю Москву из всей многотысячной армии представителей госбезопасности, органов правопорядка и их добровольных помощников только 16 были вооружены пистолетами и обоймами с боевыми патронами к ним. Такого рода факты говорят о филигранной деятельности КГБ и МВД СССР по профилактике и пресечению терактов на стадии их подготовки. Факты истории убедительно свидетельствуют, что Олимпиада-80 не омрачилась ни терактами, ни вооруженными нападениями на ее участников и гостей. Поэтому слезы спортсменов, зрителей и гостей были слезами радости либо от побед, либо от поражений их команд. А большинство зрителей Советского Союза, команды которого одержали на Олимпиаде-80 ряд беспрецедентных, официально зарегистрированных побед, не рыдали над жертвами терактов, а плакали, провожая в последний полет олимпийского любимца – Мишку, автором которого был советский художник Виктор Чижиков.