0
5806
Газета Спецслужбы Интернет-версия

01.04.2011 00:00:00

Диплом инженера для Штирлица

Юрий Бобылов

Об авторе: Юрий Александрович Бобылов - кандидат экономических наук, научный редактор журнала "Менеджмент и бизнес-администрирование".

Тэги: разведка, образование, вуз


разведка, образование, вуз Без современных технических средств не может работать ни одна разведка.
Фото Reuters

В последнее время в России активно обсуждаются направления модернизации экономики, имея в виду создание принципиально новых инновационных сфер деятельности, уточнение приоритетов развития и др. Думается, к инновационной модернизации ближе те, у кого больше средств на инновации и инвестиции. В реальности такие средства – у иностранных компаний США, стран ЕС, Японии, Республики Кореи, Китая и др., с которыми российским компаниям конкурировать все труднее.

Обратимся, например, к южнокорейском практике.

Ныне Республика Корея производит чуть меньше половины всех новых кораблей мира по тоннажу, подавив европейских конкурентов и Японию, доминировавшую в XX веке. Одна только верфь Hyundai спускает на воду новое крупное судно каждые четыре дня. Корейцы скупили ведущие европейские верфи, где производят, например, десантные корабли типа «Мистраль», а также крупнейшие в истории круизные лайнеры класса Oasis. В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, ставший глобальным IT-лидером, обогнав HP, IBM, Nokia и др.

Более интересно, что расходы на науку в Корее – одни из самых высоких в мире. В абсолютном выражении в 2000–2008 годах они увеличились в 2,5 раза, достигнув цифры в 27,5 млрд. долл. Доля ВВП на науку выросла в 2000–2008 годах с 2,3 до 3,4% (в России на НИОКР многие годы направляется около 1,1% ВВП).

Достижение конкурентных целей наукоемкого южнокорейского бизнеса отчасти обеспечивается и глубоким изучением в университетах английского языка с привлечением специалистов из США и Великобритании. Более того, Пхоханьский университет науки и технологий (POSTECH) полностью перешел на английский. Этот частный вуз был основан в 1987 году и тесно связан с металлургической корпорацией POSCO.

В отличие от Республики Корея и других наукоемких стран в России последовательно деградирует даже наукоемкий ВПК.

Источником инноваций в России становится значительный импорт новых машин, оборудования и материалов. Выступая в марте 2010 года в Госдуме вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что в стране неблагополучное положение с выпуском отечественных комплектующих: «В оборонке – 35% российских комплектующих, а 65% – иностранных. В гражданке – 10% отечественных комплектующих и уже 90% иностранных».

ЦИФРЫ НЕ РАДУЮТ

В целом Россия в два-три раза отстает от развитых стран мира по уровню затрат на НИОКР. По этому показателю Россия занимает всего лишь 31-е место в мире. Страны-лидеры – Израиль (4,68%), Швеция (3,6%), Южная Корея (3,4%), Финляндия (3,46%), Япония – (3,44%), США (2,68%), Франция (2,08%).

По мнению многих влиятельных российских экспертов, Минфин РФ должен кардинально изменить политику финансирования сферы науки и техники. Также следует ввести известные в развитом мире рычаги для стимулирования корпоративного финансирования НИОКР.

По мере материализации научного продукта и его вхождения в серийное производство возрастает роль промышленного шпионажа с добычей технической документации и описания технологических процессов.

Для крупных компаний России возникает необходимость организации собственных служб ведомственной конкурентной разведки (вне деятельности спецслужб СВР, ФСБ, ГРУ). Здесь автор, в частности, за создание в ГК «Росатом» ведомственной атомной внешней разведки.

Создание в 1999 году в МИФИ своего Института международных отношений (ИМО) – добротный мостик в атомные страны мира. Речь идет о «пионерской» подготовке атомщиков с углубленной языковой подготовкой (два иностранных языка) по специальности «Международные отношения» (федеральный междисциплинарный образовательный стандарт 350200), специализация «Международное научно-технологическое сотрудничество»). Часть студентов ориентирована на работу в системе МИР РФ.

Примечательно, что почетным президентом ИМО МИФИ является академик Е.М.Примаков.

Этот опыт нуждается в передаче в ряд других инновационных технических университетов страны.

Информация о деятельности и секретах конкурирующих иностранных разведок (особенно США, Китая, Израиля и др.) периодически проникает в открытые зарубежные и российские источники информации. Но шпион – это очень рискованная профессия. В США даже кража деловых секретов квалифицируется как федеральное правонарушение с наказанием исполнителей лишением свободы до 15 лет и штрафом до 500 тыс. долл. Утешает, что пойманные ценные тайные агенты быстро обмениваются и возвращаются в свою страну.

Приобретение ценной научно-технической информации, документации и даже опытных образцов комплектующих происходит разными способами. По данным специального обследования фирм Германии (2007), примерно в 15% случаев конкуренты хакерскими способами подключались к внутренним базам данных. Кроме того, велась «прослушка» спецслужбами конкурентов. В 20% случаев имела место нелояльность собственных сотрудников. В 18,7% случаев сотрудники компаний оказывались завербованными фирмой-конкурентом или же зарубежной спецслужбой в целях передачи им закрытой информации. Иногда продажей информации занимаются бывшие работники фирмы. Согласно исследованию, в нелояльности по отношению к собственной компании чаще всего замечены делопроизводители (31,3%), квалифицированные рабочие (22,9%) и менеджеры (17,1%).

ПРИНЦИПЫ РАЗВЕДКИ

Для квалифицированной характеристики основных принципов организации в России внешней разведки следует обратиться к базовому Федеральному закону «О внешней разведке», который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписан президентом РФ Ельциным 10 января 1996 года № 5-ФЗ.

Закон РФ имеет пять самостоятельных глав: 1. Общие положения (ст.1–9); 2. Организация деятельности органов внешней разведки (ст.10–16); 3. Правовое положение и социальная защита сотрудников органов внешней разведки и лиц, оказывающих содействие этим органам (ст. 17–23); 4. Контроль и надзор за деятельностью органов внешней разведки (ст. 24–25); 5. Заключительные положения (ст. 26).

Ст. 2 закона определяет содержание «разведывательной деятельности». Это есть: 1) добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; 2) оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

С учетом проблем «инновационной модернизации» в условиях присоединения России к ВТО приведенные правовые нормы кажутся весьма не точными по существу целей нашей внешней разведки (см. ст. 5 закона «Цели разведывательной деятельности). Внешняя разведка лишь отчасти должна быть ориентирована на обеспечение национальной безопасности и обороны страны. Ее роль для перехода к «инновационной экономике» пока недооценивается.

Именно внешняя научно-техническая разведка помогает на отдельных стратегических направлениях быстро сократить техническое и технологическое отставание.

По информации Сергея Лещенко, бывшего офицера КГБ, перевербованного американцами, «Служба Т» (техническая разведка) в СВР России имеет три подразделения: оперативный отдел руководит деятельностью агентов за рубежом и в России; аналитический отдел занимается координацией собранной информации, составляет списки иностранных компаний и выпускаемой ими продукции; исследовательский отдел сортирует собранную информацию и направляет ее в соответствующие министерства, компании и исследовательские институты РАН.

КОМПЬЮТЕРЫ И ХАКЕРЫ

Ускоренное развитие информационных технологий в мире, включая Интернет, модифицирует методы внешней разведки, поскольку приводит к большей доступности даже специально защищаемой информации.

Такой полезной «информационной работе» надо учить почти всех студентов уже на третьем курсе. Вопрос об использовании полученных навыков будет решаться работодателями.

В каждый данный момент фундаментальная и прикладная наука (по сферам научного поиска) имеет типичный информационный массив:

а) учебники (иногда с грифами секретности) описывают общую характеристику научного уровня, уже достигнутого данной научной дисциплиной;

б) монографии приводят итоги систематического рассмотрения наиболее крупных или перспективных научных проблем;

в) аналитические обзоры характеризуют актуальные научные проблемы, наиболее интенсивные направления и методы научного поиска, а также достигнутые результаты;

г) научные статьи содержат описания объектов, способов и методов научного исследования и полученные конкретные результаты;

д) научные сообщения (письма в редакции журналов, выступления на научных конференциях и др.) информируют научное сообщество о новых научных фактах, требующих дополнительной проверки и осмысления, о зарождении новых областей научного поиска, спорных гипотезах и даже новых теориях.

Часть такой информации существует лишь на электронных носителях.

Методы внешней разведки совершенствуются с использованием новой специальной техники, информационных технологий, особенно Интернет, куда тяготеющие к профессиональному диалогу ученые и инженеры, как ни странно, стремятся открыто разместить наиболее ценные статьи. Дело в том, что научные статьи, выложенные в открытый доступ, цитируются в работах других ученых чаще, чем статьи, доступ к которым возможен только за деньги, независимо от того, по какой причине авторы решили пойти на этот шаг.

Параллельно с требуемым пересмотром нашей финансовой политики для сферы высшего образования РФ и ряда ведущих технических университетов возникают свои сложные организационные и этические вопросы.

Должен ли ученый или инженер получать спецподготовку для ведения возможной научно-технической разведки?

Можно ли в вузе создать нужную мотивацию к такой деятельности?

Как и на какой основе осуществлять сближение высшей школы с внешней разведкой?

Изучение английского, японского, китайского и других языков – это лишь часть проблемы подготовки креативных ученых и инженеров в ведущих технических университетах России.

Некоторые ведущие технические университеты следует срочно передать соответствующим отраслевым ведомствам (в том числе в «Роскосмос») и отдельным корпорациям, чтобы не было большой беды. Это отчасти неформально произошло с МФТИ и МИФИ, благодаря чему они продолжают оставаться сильнейшими исследовательскими университетами страны.

В целях улучшения качества подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности, особенно ВПК и атомной промышленности, также следует усилить внимание отраслевых ведомств, госкорпораций и учреждений РАН к организации стажировок и производственной практики студентов ведущих технических университетов и колледжей. Конечно, инновационные университеты в большой мере нуждаются в зарубежных стажировках студентов и аспирантов. Потому в структуре бюджетных расходов предприятий и научных организаций Минфину РФ надо предусмотреть выделение специальной статьи расходов по обеспечению такой профессиональной подготовки студентов высших и средних учебных заведений.

В качестве первого шага на пути интеграции внешней разведки и высшей школы РФ представляется необходимым введение общего учебного курса «Конкурентная разведка», но деликатная практическая разведывательная деятельность подходит лишь части будущих ученых, конструкторов и технологов, организаторов производства наукоемкой продукции.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Научно-техническая разведка должна в большей мере стать объектом высшего образования в технических университетах. В свою очередь, СВР, ФСБ и ГРУ нуждаются в потенциале высшей школы и российской науки, особенно РАН.

2. Промышленный корпоративный сектор России с его службами конкурентной разведки, будучи включен в разведывательное государственно-частное партнерство, может повысить свою инновационную активность и конкурентоспособность (в том числе – на внешних рынках).

3. Сегодня важно найти новые решения по большей интеграции работников инновационной сферы, включая технические университеты и др., и российских разведывательных структур в целях существенного наращивания потенциала российской внешней научно-технической разведки.

4. Нужна организация в структуре ведущих российских технических университетов научно-учебных кафедр Службы внешней разведки России (как головного разведывательного ведомства).

5. Целесообразно введение для технических и иных ведущих университетов и отраслевых вузов России общеобразовательного курса «Конкурентная разведка» и соответственно разработать и утвердить ряд ФГОС ВПО (по основным специализациям).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
150
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
239
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
206
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
239

Другие новости