Момент ареста Адольфа Толкачева 9 июня 1985 года. Фото из книги «The Billion Dollar Spy». США, 2015
Самым успешным и самым высокооплачиваемым американским шпионом в СССР был Адольф Георгиевич Толкачев. За шесть лет в ходе 21 рандеву с сотрудниками посольства США в Москве Толкачев передал документацию на 54 совершенно секретных изделия – как состоявших на вооружении, так и находившихся в разработке.
Американцы дали ему псевдоним «Сфера» и положили оклад, превышавший оклад президента США. Толкачев получил на руки 789,5 тыс. руб., а на его счет в банке положили свыше 2 млн долл. при 8,75% годовых.
Как такое могло произойти?
НЕУДАЧНОЕ ИМЯ
Адольф родился в Актюбинске 6 января 1927 года в семье врача городской больницы и медсестры той же больницы. Почему он получил такое имя? Врач Георгий Толкачев увлекался германскими романтиками. Имя Адольф (по-немецки «Благородный волк») в Средние века было распространено в аристократических семьях. Роман Бенджамина Константа «Адольф» был весьма популярен в среде русской интеллигенции начала ХХ века. При этом к январю 1927 года большинство немцев и 99,9% русских ничего не слышали об Адольфе Гитлере.
Семейство Толкачевых в 1929 году оказалось в Москве и поселилось на 4-й Мещанской улице. Надо ли говорить, какие неприятности возникли с 22 июня 1941 года у 14-летнего подростка по имени Адольф?
Лев Гуревич, работавший вместе с Толкачевым в НИИ «Позитрон», утверждал, что Толкачев в школе регулярно подвергался избиениям и оскорблениям. Из-за имени его даже лишили золотой медали. Любопытно, что сам Гуревич убыл в 1997 году в Германию.
Непонятно, почему родители Адольфа не поменяли ему имя. Так поступали многие. В конце 1914 года десятки немецких дворян на русской службе поменяли германские фамилии на русские. Например, знаменитый артиллерист генерал-майор Дурляхер был переименован Николаем II в Дурляхова, что вызвало среди артиллеристов шквал анекдотов «как Дурляхер потерял свой хер».
Между прочим, сотрудники «Позитрона» звали Адольфа Адиком, и тот охотно отзывался. Уверен, что сотрудники ЗАГСа в 1941 году не отказались бы поменять имя Адольф на любое другое.
Окончив школу, Толкачев поступил в Московский военно-механический техникум на отделение оптики и радиолокации, а затем в 1948 году сдал экзамены в Харьковский политехнический институт (ХПИ) на факультет радиотехники.
Адольф отлично учился, на четвертом курсе получал Сталинскую стипендию, активно работал на кафедре радиолокации. В 1954 году Толкачева пригласили на работу в Москву, в конструкторское бюро завода № 339, разрабатывавшего радиолокаторы «Сокол» для истребителей Як-25.
Информация по Толкачеву до сих пор секретна, и часто приходится экстраполировать. Так, я уверен, что Адольф с середины 1940-х имел какой-то серьезный блат на заводе № 339. С конца 1943 года завод занимался бортовыми радиолокаторами. Несколько его производств были переведены в Харьков на завод № 157. С этим и связано появление Толкачева в ХПИ.
КАРЬЕРА И ЖЕНИТЬБА
По словам Гуревича, Адольф успешно продвигался по службе, получил два авторских свидетельства на изобретения, сдал экзамены на кандидатский минимум. Но затем его карьера резко затормозилась. И в первую очередь это было связано с негативным отношением Толкачева к командировкам на летный полигон Владимировка (Грошево), расположенный в Астраханской области.
В 1957 году Адольф женился на Наталье Кузьминой. Ее отец Иван Петрович Кузьмин был редактором газеты «Легкая индустрия», а мать Софья Ефимовна Бадмас работала экономистом в Наркомате лесной промышленности.
Софья родилась в городе Кременчуге, в зажиточной еврейской семье. В августе 1937 года члена партии Софью Бадмас арестовали за связь с троцкистской диверсионно-террористической организацией и в декабре того же года расстреляли. Вслед за женой вскоре был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы Иван Кузьмин, а их двухлетнюю дочку отправили в детский дом.
В 1947 году Кузьмина выпустили из лагеря с десятилетним сроком поражения в правах, и воссоединиться с дочерью он смог лишь в 1953 году после смерти Сталина. В 1955 году Кузьмина реабилитировали «за недоказанностью улик», а в декабре 1956-го он умер.
Окончив школу, Наталья Кузьмина поступила в Московский энергетический институт, а на пятом курсе получила распределение на завод № 339. Во время прохождения преддипломной практики она познакомилась с ведущим инженером Толкачевым.
Наталья и Адольф поженились в 1957 году. В мае 1965 года у них родился сын Олег, и в небольшой Наташиной комнате стало тесно. Толкачевы подали заявление в завком, и через год им была предоставлена двухкомнатная квартира.
Странно, почему Толкачев получил двухкомнатную квартиру на девятом этаже в сталинской высотке на площади Восстания. Там в советское время предоставляли квартиры в основном руководству ВПК, генеральным конструкторам, профессорам и т.п. И лишь в отдельных случаях – начальникам отделов оборонных предприятий. В этом доме жили А.Я. Березняк, Л.Р. Гонор, В.П. Глушко, В.П. Мишин, А.И. Нудельман и др. А тут заявился ведущий инженер и даже без степени. Повторяю: у Толкачева, видимо, были высокие покровители.
Толкачев получал в «Позитроне», так с 1971 года назывался его завод, 350 рублей. Это было очень много для инженеров гражданских НИИ, но нормально для предприятий ВПК. Жена продолжала работать на «Позитроне», где занималась антенными системами бортовых РЛС. Надо думать, она получала тоже немало – не менее 200 рублей. Толкачев купил автомобиль «ВАЗ-2101» и загородный дом. В СССР семидесятых-восьмидесятых годов это называлось: «жизнь удалась».
ЖЕРТВА ПРОПАГАНДЫ
Так зачем Толкачев подался в шпионы? Школьные обиды, нежелание ездить во Владимировку и вздохи жены о репрессированных родителях – это несерьезно. На мой взгляд, на решение Толкачева повлияла блестящая операция американской разведки по разложению советской интеллигенции.
Во все времена восстания поднимали самые бесправные и обездоленные слои населения. А вот ЦРУ удалось обратить против власти самых привилегированных и хорошо обеспеченных людей. В Польше – судостроителей Гданьска, а в СССР – творческую и часть технической интеллигенции.
Что бы ни писали либералы, инженер при Брежневе имел куда больше свобод, чем в США в 1970-х годах или в сегодняшней России. Я имею в виду умных людей, не желающих гнуть позвоночник перед начальством.
Чтобы уволить инженера из НИИ, начальнику требовались недели, а то и месяцы и масса объективных причин. А уволенный быстро находил работу, причем даже с большей зарплатой. И как ни странно, секса в СССР было куда больше, чем в США. Я имею в виду не индустрию секса, а возможность встречаться с кем угодно и когда угодно, не боясь обвинений в домогательстве, тестов на ДНК и пр.
У талантливого инженера при окладе в 350 рублей не было проблем с дефицитом. Свобода информации тоже была. Я, к примеру, в 9-м классе подписался на журнал «Миссайз и Рокетс» – главный печатный орган ВВС США. Правда, «Союзпечать» доставляла мне не оригинал, а репринт с белыми полосами на месте статей о советских военных новинках. Я тоже слушал Би-би-си и прочел всего Солженицына, но уже в школьные годы научился отделять зерна от плевел.
Толкачев поддался на пропаганду. Человек недалекого ума выбрал в качестве хобби ненависть к собственной стране.
МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ДИССИДЕНТ
С сентября 1978 года Толкачев пытался установить контакт с сотрудниками посольства США. Поначалу янки выжидали, опасаясь провокации КГБ. Встретиться с резидентом ЦРУ в Москве Толкачеву удалось лишь 1 января 1979 года. На вопрос резидента о мотивации Толкачев гордо заявил, что является «диссидентом в сердце».
Какую же информацию передавал Толкачев? Это описания и чертежи бортовых радиолокационных станций для почти всех советских истребителей-перехватчиков от Як-25 до МиГ-31. А также для штурмовиков Су-25 («Копье-М»), вертолетов Ка-52 («Арбалет») и т.д.
В «Позитроне» разрабатывались радиолокационные головки самонаведения для ракет класса «воздух-воздух» Р-40Р (ПАРГ-12), Р-23 (РГС-23), Р-24 (РГС-24), Р-27Р1 (РГС-27) и т.д. А также РЛС и другая электронная аппаратура для зенитных и баллистических ракет. Все это Толкачев передал ЦРУ. Так ВВС США получили возможность ставить помехи нашим РЛС, уклоняться от атак советских истребителей, выбирать маршруты для ракет «Томагавк» и т.д.
В области элементной базы РЛС советские ученые серьезно отстали от американцев. Но в целом наши бортовые РЛС были намного впереди. Поэтому материалы Толкачева ЦРУ оперативно передавало американским фирмам, занимавшимся радиоэлектроникой. Там их изучали и внедряли в производство. По утверждению американских СМИ, материалы Толкачева сэкономили американскому ВПК свыше 2 млрд долл. в ценах 1980-х годов.
Адольф Толкачев прекрасно понимал, чем ему грозит провал. Поэтому он в конце 1970-х настойчиво просил передать ему таблетку с ядом. В 1980 году он наконец-то получил авторучку, в которую была вделана ампула с ядом.
Помимо шпионской аппаратуры Толкачев просил своих кураторов достать лекарства для себя и жены, очки, а также запрещенные в СССР книги. Когда сын Олег стал увлекаться западными рок-группами, Толкачев попросил достать записи Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и других групп, объясняя, что, хотя все это можно приобрести в Москве на «черном рынке», но это перезаписи плохого качества, а сыну нравится чистый звук.
Когда после окончания школы Олег поступил в Архитектурный институт, то по просьбе Толкачева ему присылали для сына-студента чертежные карандаши разной твердости, тушь, перья, стиральные резинки и прочие чертежные принадлежности, которые в Москве якобы достать невозможно.
Мне все это напоминает сцену в трамвае, когда Шура Балаганов, имея в кармане 50 тысяч, украл у тетки кошелек с тремя рублями. Имея хорошие деньги, все перечисленное, и притом хорошего качества можно было легко купить в Москве. Просто надо было знать где.
ПРОВАЛ, АРЕСТ, РАССТРЕЛ
Не исключено, что эта мелочность и сгубила Толкачева. Хотя в разных источниках говорится, что на «Сферу» КГБ навели советские «кроты» в ЦРУ: Эдвард Ли Ховард и Олдрич Хейзен Эймс. Может быть, и так. Но среди меломанов и студентов было (и есть) много стукачей, которые информировали кого следует о «резинках» и «дисках». Проследить же их путь в Москву было проще простого. Установив имя американского шпиона, сотрудники КГБ развернули слежку за Толкачевым, несколько раз тайно побывали у него дома, где обнаружили на антресолях шпионский тайник.
Поначалу «комитетчики» хотели взять Толкачева на встрече с сотрудником посольства. А пока Адольфу усиленно подбрасывали дезинформацию. Но время шло, а агент ЦРУ не выходил на контакт. Потеряв терпение, руководство КГБ решило арестовать шпиона.
Арест Толкачева и его жены произошел 9 июня 1985 года. Оперативники КГБ, переодетые в форму сотрудников ГАИ, на выезде из подмосковного дачного поселка остановили автомобиль, в котором находились Толкачев с женой, и попросили водителя выйти и предъявить документы. Как только Толкачев покинул машину, его мгновенно схватили. И в ту же секунду, опасаясь, что шпион воспользуется капсулой с ядом, засунули в рот кляп.
В 1986 году Верховный суд СССР приговорил Толкачева к высшей мере наказания. 24 сентября 1986 года приговор был приведен в исполнение.
Жена Толкачева тоже пошла по статье «Измена Родине», однако вскоре началась перестройка, и ее выпустили. После освобождения Наталья Толкачева стала работать в «Мемориале».
Их сын Олег Толкачев успешно окончил Архитектурный институт. Квартиру в высотке за ним оставили. В начале 2000-х годов он стал ее сдавать. В июле 2010 года Олег Адольфович стал руководителем и владельцем «Группы АРК» – компании, проектирующей дома и элитные поселки.
Получил ли он отцовский вклад в американском банке, неизвестно. Во всяком случае, руководство ЦРУ в свое время заверяло, что найдет Олега и выплатит ему капитал с процентами.
комментарии(0)