0
34461
Газета Спецслужбы Интернет-версия

29.09.2022 20:32:00

16 спецслужб США кошмарят мировое сообщество

Американская разведка возьмет свое не умением, так числом

Игорь Атаманенко

Об авторе: Атаманенко Игорь Григорьевич – писатель, подполковник в отставке.

Тэги: спецслужбы, сша, цру, фбр, анб, госдеп, пентагон


спецслужбы, сша, цру, фбр, анб, госдеп, пентагон Центральное разведывательное управление не входит в состав никаких министерств, охрана пропускает внутрь только сотрудников учреждения. Фото Reuters

Специфические государственные институты – разведка и контрразведка, объединенные под общим названием «спецслужбы» – предназначены для кражи секретов враждебно настроенных стран или держав-конкурентов и для защиты собственных тайн.→

Сегодня даже самое бедное государство Третьего мира не чувствует себя достигшим полного национального суверенитета, пока не создаст собственной секретной службы. Вследствие этого шпионский промысел стал одним из крупнейших предприятий ХХ века, бесконтрольно разрастающимся с огромной скоростью. Поэтому никто не знает, включая финансирующее спецслужбы государство, во что обходится их содержание и сколько человек там работает.

Частично это происходит потому, что спецслужбы пользуются такими методами бухгалтерского учета, которые, будучи использованы обычными гражданскими предприятиями, закончились бы возбуждением уголовного дела. Другая причина в том, что они работают в кооперации с другими, но такими же заинтересованными службами, и при этом используют персонал друг друга. Поэтому установить точную численность абсолютно невозможно.

Текущий бюджет Центрального разведывательного управления засекречен. Но известно, что в 1998 году официально он составил около 27 млрд долл.

Та же история с Агентством национальной безопасности. Но в 2014 году его бюджет официально равнялся 45 млрд долл.

Федеральное бюро расследований в 2014 году освоило лишь 8,12 млрд долл.

И это лишь три секретные службы. А всего их у США 16!

УМНОЖАЯ СУЩНОСТИ НА ДЕНЬГИ

Сколько человек в действительности работает в них? А сколько в других службах, подчиненных им? А какова численность их осведомителей? Миллион, два, десять? Этого мы не узнаем никогда.

Ясно одно: любая группировка такого масштаба обладает огромной мощью и очень заботится о своем выживании. А учитывая, что таким сообществам вольготно живется в период международной напряженности, нужно признать: любая разрядка – это приближение их краха.

Поэтому все 16 спецслужб стремятся поддерживать в международных отношениях градус холодной войны. Поскольку именно от этого градуса зависят карьеры, жалованье, поездки на отдых в экзотические страны, пенсии, высокий уровень жизни сотрудников и финансирование самой спецслужбы.

Американские спецслужбы оправдывают свое существование в мирное время обещанием своевременно предупредить о грядущей угрозе национальной безопасности. И совершенно не важно, реальна эта угроза или выдумана. Как это было, например, с обнаружением разведкой США биологического оружия массового уничтожения в Ираке (так называемая пробирка Рамсфелда).

Секретные службы США обезопасили себя от нормальной здравой реакции доморощенной и мировой общественности, окутав свою деятельность плотной завесой тайны. Что позволяет им пресекать любую критику в свой адрес простой репликой, которую невозможно оспорить: «Вы ошибаетесь, потому что не знаете, что на самом деле произошло, а рассказать мы вам не можем, так как это секрет!»

«И все-таки надежда есть, – считает Филипп Найтли, признанный авторитет среди исследователей секретных служб. – Сообщество спецслужб в конце концов может перерасти даже самое себя. Будучи уже неподконтрольно правительствам, оно может превзойти и пределы своего собственного контроля.

Сейчас спецслужбы поставляют такой объем сведений, фотоматериалов и компьютерных данных, что количество офицеров разведки, способных все это понять и обобщить, быстро сокращается. Вскоре они тоже захлебнутся в потоке информации. Даже сверхскоростной суперкомпьютер не поможет. У АНБ уже есть реальные трудности в извлечении из своих компьютеров нужных потребителям материалов».

ОТ РАЗБРОДА – К КООРДИНАЦИИ

В декабре 2004 года Конгресс США – с подачи президента Джорджа Буша-младшего и по настоянию комиссии, расследовавшей причины и обстоятельства трагедии 11 сентября 2001 года, – одобрил присвоение межведомственного статуса Национальному центру по борьбе с терроризмом. До этого он был лишь составной частью ЦРУ.

Ввиду адаптации разведсообщества США к насущным проблемам борьбы с терроризмом всем 16 разведывательным службам предписывалось делиться информацией между собой и с правоохранительными органами на местах. Ранее это запрещалось в целях сохранения тайны личной жизни американцев.

Другими словами, были разрушены юридические перегородки между разведкой и контрразведкой, между военными и гражданскими разведслужбами, а также между слежкой за гражданами США и секретными операциями спецслужб за рубежом. Названные перегородки действовали с 1974-го, после «уотергейтского скандала» и отстранения от власти президента Никсона.

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ КОРОЛЬ РАЗВЕДКИ

Конгресс подчинил спецслужбы единому центру межведомственной координации (наряду с сохранением их ведомственной подчиненно