На реконструированных улицах увеличивается поток людей, а затем предприниматели открывают там новые кафе и магазины. Фото агентства «Москва»
За последние 10 лет объем вложений предпринимателями в столичную экономику увеличился в 2,7 раза и составил 24 трлн руб. Сегодня на Москву приходится около 18% общероссийского объема инвестиций. Эксперты рассказали «НГ», что важную роль в стимулировании развития столичных предприятий и предпринимательской активности играют программы благоустройства и реорганизации бывших промышленных кварталов.
Планируется, что в ближайшие три года на озеленение Москвы власти потратят 49,4 млрд руб., на комплексное развитие столичных районов по программе «Мой район» 80,8 млрд руб., еще 91,8 – на программу «Моя улица» и 27,9 млрд руб. на благоустройство парков. По сравнению с прошлогодним проектом столичного бюджета траты на развитие городской среды в Москве выросли на 30%. По словам управляющего партнера «Аверта Групп» Алексея Шарова, на качественно развитой территории капитализация бизнеса кратно возрастает. «Каждый вложенный в развитие территории государством рубль привлекает 3–5 руб. от инвесторов», – сказал он «НГ».
А по словам мэра столицы Сергея Собянина, средства, вложенные в благоустройство улицы, возвращаются городу за 1–2 года. «Что самое приятное – потратив один раз, город будет затем десятилетиями собирать дополнительные налоги, – написал градоначальник в своем блоге. – Не говорю уже о хорошем настроении, которое приносит прогулка по чистой зеленой улице».
Программы «Моя улица», «Мой район» и реорганизация бывших промзон создают благоприятную среду и замедляют движение автомобилей в городе, говорят урбанисты. Это значит, что москвичи и туристы с большим удовольствием гуляют по Москве пешком. А значит, они, чаще заходя в кофейни и рестораны, магазины, совершают стихийные покупки. «И вот это спонтанное поведение формирует для бизнеса очень полезный пешеходный трафик. Пешеход готов что-то покупать и хочет с удовольствием потратить деньги, – сказал «НГ» архитектор бюро Megabudka Артем Укропов. – Соответственно бизнес с большей охотой «садится» на этот трафик, потому что понимает – на этих улицах можно заработать. Таким образом, мы получаем синергетический эффект – одно влияет на другое».
С ним согласна и архитектор Мария Семенова. Она отмечает, что это правило работает не только на центральных районах города, но и при благоустройстве спальных районов и парков, где сейчас только нестационарных павильонов установлено не менее 300, каждый площадью от 1 кв. м до 798 кв. м. «Улицы расширяются, и у рестораторов появляется возможность устанавливать летние веранды, привлекая тем самым новых посетителей. То же происходит в обновленных парках, – сказала она «НГ». – Как правило, в них гуляет больше людей, а значит, там появляется больше новых потенциальных потребителей товаров и услуг».
На новые коммерческие площади приходит бизнес, бизнес дает рабочие места и приносит городу налоги, говорят эксперты. Причем благоустройство предоставляет возможность раскрыть себя не только представителям крупных проектов, но и малым предпринимателям. «Очень часто люди, живущие в своих районах, видят потенциальные точки для финансовой перспективы, – рассказал Артем Укропов. – Они видят, что здесь не хватает молодежного кафе, здесь – пункта заточки коньков, условно говоря. И они такие места открывают. Так же действует и сетевой бизнес – мониторит все происходящее и приходит в эти районы. При этом, что важно, – сетевой бизнес работает по франшизе, и новые заведения очень часто открываются именно теми людьми, что в этом же районе и живут. Поэтому не всегда понятно, кого больше становится – малых предпринимателей или крупных игроков».
Новыми точками роста станут и территории бывших промзон. Например, сейчас на месте бывшей кондитерской фабрики «Большевик» бизнес-центр и Музей русского импрессионизма. А на месте столичного завода «Манометр» креативный кластер на Artplay, где разместились производственные мастерские, дизайнерские бюро, кафе и магазины.
По данным Центра городской экономики консалтингового бюро «Стрелка», на благоустроенных улицах почти в 2,5 раза сократилось количество свободных площадей, предназначенных в аренду, а объем оборота магазинов и кафе вырос на 20–30%. Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов рассказал, что только количество летних веранд в городе увеличилось за пять лет на 72%. «Если в 2015 году в Москве в схему размещения, легализующую такую деятельность, было включено 1926 площадок, то в летнем сезоне 2021 года возможность законно функционировать получило уже 3321», – сказал он.
«Город и бизнес тесно связаны: продуманная и равномерно развивающаяся среда ускоряет социально-экономический рост территории, повышает ее инвестиционную привлекательность и создает комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности и жизни горожан, – сказала «НГ» уполномоченная по защите прав предпринимателей в г. Москве Татьяна Минеева. – Итоги реализации таких проектов должны иметь цифровое выражение в ключевых показателях эффективности: например, увеличении налоговой базы и росте числа рабочих мест».
комментарии(0)